Дмитрий КАРПИХИН,
Москва
Трековый день, последний заезд. За три круга до финиша тормоза начали слабеть. «Наверно,поизносились покрышки и потому хуже держат дорогу» - подумал я и чуть сбавил скорость. Перед выходом на прямую рычаг переднего тормоза ощутимо просел, а в конце прямой «провалился»... И это на 130 км/ч! Чтобы не разбить мотоцикл, я уложил его на бок. А чтобы не разбить себя, оттолкнулся от него. Так и продолжили двигаться: мотоцикл - на боку, я - на спине. До первой стены - из покрышек - мотоцикл лидировал и пробил ее. Но после удара скорость резко сбавил, и во второй ряд - из тяжеленных и жестких «грузовых» покрышек - я въехал первым. Мотоцикл финишировал следом и припечатал меня к резиновой стене. Yamaha почти не пострадала (благо, я, как чувствовал, перед тренировкой снял весь «пластик» и приборную панель). Мой «корпус» оказался не столь прочным: я сломал три ребра, вывихнул коленный сустав, растянул связки... Не гоняйся наперегонки с мотоциклом, даже если он на боку, а ты - на заднице!
От удара сломались труба «клипона» и рычаг тормоза. «Приложилась» и «машинка» -ее нужно полностью перебрать.
В том заезде я гнал «от души». И тормозил соответственно: диски от перегрева стали фиолетово-серыми, а когда левый впечатался в покрышку ограждения, то ее резина расплавилась и намертво прилипла к металлу. Суппорты тоже нагрелись, и несвежая тормозная жидкость вскипела. Поначалу пузырьки пара лишь увеличили свободный ход рычага, но через несколько секунд они добрались до главного тормозного цилиндра. Тут-то рычаг и «провалился».
Глушитель легко вернуть к жизни с помощью аргоновой сварки.
Каждый день с утра до вечера я не устаю внушать клиентам нашей мастерской, чтобы вовремя меняли жидкости - тормозную, охлаждающую, амортизаторную. И на тебе - сам «подзалетел» на старой «тормозухе»!
Передний слайдер еще послужит - достаточно его перевернуть на 180°.
Наплюйте на рекламу производителей о долговечности их тормозной жидкости - меняйте ее раз в два года! А ездите жестко, то перед каждым сезоном. Если хотя бы изредка выезжаете на трассу, меняйте «тормозуху» перед каждой гонкой! Случись во время заезда тормоза стали работать как-то не так - срочно в боксы! И дело не только в том, что они могут отказать. Когда им не доверяешь, «тормоз» включится в голове: газу «до упора» уже не «отвернешь», в поворотах станешь осторожничать... Это не езда!
А вот задний стерся слишком сильно - его придется заменить.
Слайдеры спасли правый бок мотоцикла (передний еще поработает, задний придется заменить). Сломались и ремонту не подлежат: подножка, «клипон» и рычаг тормоза. Глушитель можно заварить. Кронштейн радиатора и заднюю часть рамы достаточно подогнуть. Придется провести полную ревизию тормозной «машинки» на руле (удар по ней был слишком силен) и проверить герметичность системы охлаждения (согнутая горловина радиатора - не шутка). Образовалась еще и пара небольших вмятин на баке, но они - мелочь.
Передние тормозные диски от перегрева стали фиолетово-серыми.
Все это очевидные неисправности. Скрытые гораздо опаснее. После падения такой силы нужно обязательно проверить на биение колеса, тормозные диски, измерить кривизну осей колес и передней вилки. Вот как это делается.
Правая крышка двигателя почти не пострадала.
Установим мотоцикл на подставку, закрепим, чтобы не упал, и разберем переднюю вилку. Снимаем суппорты, выкручиваем болт, крепящий ось колеса, отпускаем болты, затягивающие ось в наконечниках перьев вилки, и, поворачивая ось шестигранником, извлекаем ее. Выкатываем колесо и снимаем покрышку. Теперь можно проверить осевое и радиальное биение обода.
Биение следует измерять индикаторной головкой - закрепите ее на стойке. А стойку - магнитным основанием к стенду. Можно обойтись без стенда - аккуратно зажать ось в тиски. Но понадобится смекалка, чтобы колесо не елозило по оси, а «индикатор» - по верстаку.
Допустимое биение обеих размеров обода для дорожных мотоциклов - 0,5 мм, для гоночных - не более 0,2 мм. На проверяемом колесе осевое биение оказалось равно «нулю», а радиальное составило всего 0,09 мм. И это после такого падения!
Подножка в таком состоянии, что ее не восстановить.
Не покоробились ли тормозные диски после перегрева и падения? Тем более левый основательно «приложился» к «грузовой» покрышке... Гляди-ка, и диски выдержали: радиальное биение правого составило 0,02 мм, а левый, очищенный от резины, вообще «по нулям»!
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.