Иван КСЕНОФОНТОВ,
фото Сергея ПРОНИНА
и Наталии ДОЛГОЙ
Год выпуска 2004, Двигатель 348 см3, Мощность 25 л. с., Масса 160 кг, Максимальная скорость 120 км/ч, Цена 45 000 руб.
"ИЖ-6.903" двойного назначения
Парадоксальный факт: чопперы российского производства - «Иж-Юнкер» и иже с ним, требующие хорошего асфальта, наш мотопром выпускал, а вседорожники - нет. По меньшей мере, последние 30 лет - ни одного! Это при нашенских-то дорогах!
И вот появился: «Ижевские мотоциклы» предлагают опытную модель аппарата для покатушек в «пампасах». Но именно покатушек: машина не пригодна для спорта, и это видно сразу, даже в положении «стоя»: малые (для эндуро) хода подвесок, допотопный мотор, перетяжеленная ходовая часть. А каков аппарат вне спорта?
|
|
О принадлежности к эндуро напоминают перекладина руля (снимок слева) и кроссовые подножки (справа).
Запустил 2-цилиндровый 2-тактный двигатель кикстартером - электрозапуск здесь не предусмотрен. Отметил две вещи: нет отдачи рычага в ногу (что обычно сопутствует пуску ижевских спортивных «одностволок»). И другое: двигатель заработал « с первого пинка». Полился ровный приглушенный звук «водянки» - хоть в чем-то «Юпитеры» прогрессируют.
Не лучшая особенность конструкции современных «Ижей» - архаичная контактная система зажигания. При езде в неэкстремальных условиях она ничем себя не выдает, но в «пампасах» возможно всякое. Внедорожным машинам больше бы подошла бесконтактная система без аккумулятора. Потому что, не дай Бог, батарея «сядет» или от тряски нарушится контакт - и мотор не заведешь даже «с толкача». В былые времена это понимали: на «многодневных» «Иж М-15» с моторами от дорожного «Иж-ПС», которые завод выпускал в середине 80-х, применяли бесконтактную систему зажигания.
Включаю первую передачу. Не сомневаюсь, что впервые севшего за руль мотоцикла неприятно удивит, насколько велика амплитуда хода рычага и что приходится прикладывать чрезмерное усилие ногой, чтобы «воткнуть» передачу. Невольно вспомнишь об архаичной 4-скоростной КП с полуавтоматом выжима сцепления. Я словно на мгновение перенесся в прошлое, когда другой техники не знали.
Динамика разгона... О ней скажу так: она соответствует соотношению мощности и массы (25 л. с. при 160 кг). Думаю, если приложить руки (и вложить деньги), динамику можно поднять: заменить на лучшие цилиндры, карбюратор, воздушный фильтр - это позволит легко «снимать» на 10 л. с. больше. А если металлические детали облицовки заменить пластиковыми, то и уменьшить вес.
Посадочное место для пассажира на «Иж-6.903» не предусмотрено: длины седла едва хватает водителю. А вместе с тем подножки для второго седока есть. Как это понимать?.. При езде водителю не дает расслабиться классическая 2-амортизаторная подвеска заднего колеса - ее ход составляет всего 120 мм. Да, такая подвеска мягче, чем на дорожных моделях, но ведь это аппарат не только для дорог... Кстати, у мотоциклов с такой подвеской есть неожиданное - побочное преимущество: на них легко установить большегрузный багажник, совместив его опорные точки с верхними точками крепления амортизаторов. В дальнем походе турист без поклажи, все равно что на войне солдат без пайка.
Проходимость по бездорожью определяется шинами и передаточным отношением трансмиссии. И то и другое на «Иже» меняется: шины можно установить «позлее», благо обода размеров самых распространенных: спереди - 21 дюйм, сзади - 18. Передаточное отношение регулируется заменой звездочки - на ту, что с меньшим количеством зубьев (такие купить несложно). А заодно можно заменить цепь на более долговечную, типа O-ring. И тогда лезь в какую угодно топь - «ограничителем» проходимости будет только клиренс. И... радиатор системы охлаждения. Он совершенно открыт грязи, летящей из-под переднего колеса. Забьется решетка радиатора - мотор «закипит». И тогда сиди-кукуй...
На асфальте машина показала, скажу сдержанно, удовлетворительную тормозную динамику: все-таки передний «дискач» трудно заставить не работать. Его достоинство в том, что колодки к нему в продаже есть и стоят копейки. На скорости (а мне удалось разогнаться до 123 км/ч) приятно поразило, что я не ощутил вибраций. И звука мотора почти не слышно.
«Длинные» передачи и большой ход рычага их переключения не позволяют на беспросветном бездорожье прибегнуть к спортивному стилю вождения. Так что он не удостоится, чтобы мы его назвали «чистым» эндуро. Однако он силен в другом: это мотоцикл для экстремального мототуризма или груженого дальнобоя. Еще один аргумент в пользу путешествий на «Иж-6.903»: он на 80% собран из серийных деталей дорожных моделей, значит, в случае форс-мажора аварийного свойства найти запчасти будет несложно - они есть практически повсюду в пределах границ РФ. А как отремонтировать & laquo;Иж», в народе пока помнят.
Благодарим спортсекцию ПО «Салют» за предоставленную технику и Владимира АВСЕЕНКО за помощь в проведении тест-райда.
ПОДЫТОЖИМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Конечно, это далеко не иномарка - ждать от «Ижа» чего-то особенного не приходится. Но можно сказать так: аппарат удовлетворяет требованиям, предъявляемым к мотоциклам двойного назначения. На нем не страшно съехать с асфальта на бездорожье, дальнобой по трассе с пассажиром (при установке длинного седла) и грузом не будет обременительным. Сочетание мощности двигателя и массы всего экипажа достаточно для безопасных обгонов грузовиков и фур, хотя водитель и не получит удовольствия от динамики разгона. Спортивные страсти лихих байкеров охладит ограниченность возможностей подвесок. Легкость увеличения передаточного отношения трансмиссии, а также возможность установить «злую» внедорожную резину адаптируют аппарат к условиям сложных мотопоходов. Мотоцикл может быть востребован и профессионалами - патрульной службой, МЧС, лесничими и пр. Лишь бы его выпуск не стал очередным несбыточным прожектом ижевчан.
ПЛЮС. Доступность запчастей. Возможность оборудовать багажником, жидкостное охлаждение двигателя. Адекватная цена.
МИНУС. Незащищенность радиатора от грязи. Большой вес. Батарейное зажигание с аккумулятором. 4-ступенчатая КП. «Задумчивый» задний тормоз.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЖ-6.903 |
|
---|---|
ОБЩИЕ ДАННЫЕ |
|
Модель |
«Иж-6.903» |
Модельный год |
2004 |
Сухая масса, кг |
160 |
Габариты, мм |
2140x1260x880 |
База, мм |
1480 |
Высота по седлу, мм |
880 |
Дорожный просвет (без нагрузки), мм |
240 |
Объем бензобака, л |
9 |
Макс, скорость, км/ч |
120 |
Макс, нагрузка, кг |
160 |
Контрольный расход топлива (не более), л/100 км |
5,7 |
ДВИГАТЕЛЬ |
|
Тип |
2-цилиндровый, 2-тактный |
Рабочий объем, см3 |
347,6 |
Размерность, мм |
62 х 57,8 |
Степень сжатия |
9,3 |
Макс, мощность, л.с. при об/мин |
25/5100 |
Макс, крутящий момент, Н*м при об/мин |
35,3/5100 |
Система питания |
карб. К-68Ч с диам. диф. 32 мм |
Газораспределение |
поршнем |
Система зажигания |
контактная, батарейная |
Мощность генератора, Вт |
140 |
Запуск двигателя |
кикстартером |
Топливо |
смесь бензина А-92 с маслом SAE-30 (50:1 и 30:1 при обкатке) |
Система смазки двигателя |
топливной смесью |
Система охлаждения двигателя |
жидкостная |
ТРАНСМИССИЯ |
|
Сцепление |
многодисковое, в масляной ванне |
Коробка передач |
4-ступенчатая |
Передача от двигателя к заднему колесу |
цепная |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
|
Рама |
стальная, сварная |
Подвеска переднего колеса |
телескопическая вилка с пружинно-гидравлическими амортизаторами с пневморегулированием |
Ход переднего колеса, мм |
180 |
Подвеска заднего колеса |
маятниковая с 2 пружинно-гидравлическими амортизаторами |
Ход заднего колеса, мм |
120 |
Тормоз передний |
дисковый, с гидроприводом |
Тормоз задний |
барабанный |
Колеса |
спицованные, невзаимозаменяемые |
Шины: переднее колесо |
3,00x21" |
заднее колесо |
3,75x18" |
ИЖЕВСКИЕ ЭНДУРО
Практически всегда на «Ижмаше» выпускали мотоциклы для многодневных соревнований - те, что сейчас называют
словом «эндуро». Это были сугубо спортивные модели, их могли приобрести только секции ДОСААФ. Приводим краткие
характеристики массовых ижевских эндуро.
Модель |
Год начала производства |
Мощность, л.с. |
Сухой вес, кг |
Дорожный просвет, мм |
Макс.скорость, км/ч |
ИЖ-57М |
1957 |
18 |
145 |
170 |
120 |
ИЖ-60М |
1960 |
18 |
150 |
190 |
120 |
ИЖ-М11 |
1968 |
22 |
136 |
180 |
125 |
ИЖ-М15 |
1975 |
30 |
125 |
205 |
130 |
Также см. статью Иж «Юнкер»
Также см. статью Тюнинг Юпитера
Также см. статью Продли путь «Планеты»
Также см. статью Характеристики Планеты-Спорт
Также см. статью Мотоцикл ИЖ - самая обычная "Планета"
Также см. статью Jawa-350/634 и «Иж-ПС 350»
Также см. статью Форсировка мотора «ИЖ-ПС»
Также см. статью Ремонт двигателя «Иж-Юнкер»
Также см. статью Модернизация двигателя «Юпитера»
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.