Задача топливной системы - подавать в камеры сгорания двигателя столько топлива, чтобы при любых эксплуатационных режимах
и погодных условиях оно смешивалось с воздухом в оптимальном для работы мотора соотношении. Только тогда двигатель сможет
выдать большую мощность при малом расходе горючего и низкой токсичности отработавших газов.
Достоинство карбюраторной системы питания - в простоте конструкции. Карбюраторные двигатели по мощности не уступают инжекторным,
но бензина «кушают» больше, и их выхлоп природе не на пользу.
Система впрыска топлива состоит из нескольких частей: ECU (electronic control unit - электронного блока управления или, в народе,
«мозгов»), системы подачи топлива, датчиков и каталитического нейтрализатора отработавших газов.
ECU
Компьютер находится, как правило, под сиденьем. Его назначение - управлять системой зажигания и форсунками, питать электричеством
датчики и узлы системы впрыска, а также вести самодиагностику. Главных компонентов ECU четыре:
Блок электропитания - преобразует 12 В АКБ в 5 В, которые нужны для питания большинства компонентов системы впрыска.
Входной интерфейс - преобразует аналоговые сигналы датчиков в цифровой код и вводит его в процессор.
CPU (центральный процессор) сравнивает показания датчиков со своей основной программой и отправляет команды форсункам и системе зажигания.
Выходной интерфейс - преобразует команды центрального процессора в сигналы, которые приводят в действие исполнительные механизмы, индикаторы и реле.
* На примере Yamaha R1 2002 г. в.
В память компьютера заложены данные для неких усредненных условий эксплуатации мотоцикла. ECU «опрашивает» датчики, сверяет их
показания с величинами, заложенными в память, и корректирует продолжительность открытия форсунок в зависимости от конкретного
режима работы двигателя: 1 - подача топлива при запуске; 2 - обогащение смеси после запуска; 3 - обогащение смеси при прогреве;
4 - обогащение при ускорении; 5 - отключение подачи топлива в цилиндры при торможении двигателем; 6 - базовая продолжительность
подачи топлива, заложенная в память ECU; 7 - компенсация изменения напряжения в бортовой сети. Буквы на схеме обозначают:
t - продолжительность подачи топлива; T - время работы двигателя; А - запуск; В - прогрев; С - холостой ход; D - ускорение;
Е - постоянная скорость; F - торможение двигателем.
При определении угла опережения зажигания и энергии искры ECU руководствуется сигналами датчиков положения дроссельной заслонки и
коленчатого вала. Напряжение АКБ также влияет на энергию искры и показания датчиков. Момент подачи топлива ECU определяет по
сигналам датчиков положения коленчатого вала и выпускного распредвала. По частоте вращения коленвала система распознает режим
работы двигателя: обычный или пусковой.
Как и любое механическое устройство, форсунка не может открыться мгновенно. ECU компенсирует эту задержку - подает топливо
чуть раньше. Ограничитель оборотов двухступенчатый. Как только частота вращения коленвала превысит допустимую величину, ECU
отключает подачу топлива к двум цилиндрам до тех пор, пока обороты не упадут. Если это не помогает, то отключаются и остальные
цилиндры. ECU выполняет и дополнительные функции:
Отключает топливный насос и форсунки при падении мотоцикла - он выключает реле системы впрыска топлива, когда приходит
сигнал от датчика наклона мотоцикла.
Включает-выключает вторую фару в зависимости от оборотов коленвала и в соответствии с требованиями ПДД к световым приборам
(очень редкая опция!).
Когда температура охлаждающей жидкости чрезмерно повышается, ECU включает вентилятор радиатора.
Управляет сервомотором заслонок в выпускных трубах (система EXUP).
В ECU есть система самодиагностики. Если при движении происходит сбой в системе, компьютер немедленно предупреждает водителя -
включает лампу на панели приборов, двигатель может заглохнуть. Если электроника сочтет, что дальше ехать невозможно, лампа
заморгает, когда водитель нажмет кнопку стартера. Но можно повторить попытку - выключите-включите замок зажигания и снова
нажмите на кнопку. Если в работе ECU был устранимый сбой, перезапуск может помочь. Система самодиагностики, обнаружив сбой,
способна сама включить обходную программу, тогда лампа горит непрерывно - поезжайте дальше. В сторону мастерской, разумеется.
После остановки двигателя на жидкокристаллическом мониторе часов высвечивается код ошибки. Он остается в памяти ECU до тех пор,
пока его не сотрут механики мотосервиса. Но, увидев горящую лампочку, уймите любопытство - не торопитесь глушить двигатель,
чтобы узнать, что произошло. Если виноват датчик положения распредвала, после остановки мотор уже не запустится (см. таблицу).
Принципиальная схема системы впрыска топлива: 1 - катушка зажигания; 2 - форсунка; 3 - датчик температуры всасываемого воздуха;
4 - датчик положения дроссельной заслонки; 5 - датчик давления всасываемого воздуха; 6 - датчик положения коленчатого вала;
7 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 8 - датчик положения распредвала; 9 - свеча зажигания; 10 - ECU; 11 - блок
управления зажиганием; 12 - датчик атмосферного давления; 13 - каталитический нейтрализатор.
А если лампочка перегорит? Не прозевайте этот факт. Учтите, что она загорается каждый раз при включении зажигания и гаснет через
1,4 секунды или при включении стартера, если успеете нажать его кнопку раньше, чем она погаснет. Лампочка не загорится только
в одном случае - если она перегорела. Тогда срочно ее замените.
Система подачи топлива
Она состоит из топливного насоса, регулятора давления и форсунок.
Топливный насос включает в себя насос роторного типа, соединенный валом с электродвигателем, фильтр, а также предохранительный
клапан. Насос и фильтр установлены в топливном баке. Если шланг подачи топлива засорится, от разрыва трубопровода спасет
предохранительный клапан. Когда давление превысит 4,4-6,4 кг/см2, он откроется и отправит лишнее топливо в бензобак по возвратному шлангу.
Насос постоянно качает больше топлива, чем нужно форсункам для правильной подачи топлива. Регулятор давления следит, чтобы
разница между давлениями топлива в трубопроводе и воздуха во впускном коллекторе была постоянной - 2,84 кг/см2 (для общего развития:
эта величина - около 3 атм. - свойственна всем впрысковым мотоциклам, не только R1). Лишнее топливо он стравливает в бензобак по
возвратному шлангу.
Топливные форсунки, получив сигнал от ECU, впрыскивают бензин в цилиндры. Поскольку сечение форсунок, пропускающих бензин, и
разница между его давлением и давлением воздуха во впускном коллекторе постоянные, объем впрыснутого бензина зависит только от длительности
сигнала ECU.