Оптимизатор. Мотоциклетные системы впрыска топлива.
Борис ДАХНОВСКИЙ
Датчики
Определяя длительность открытия форсунок, ECU руководствуется сигналами с датчиков: расхода воздуха, положения коленчатого вала, давления
воздуха во впускном коллекторе, атмосферного давления, температур окружающего воздуха и охлаждающей жидкости. Чтобы топливо подавалось в
каждый цилиндр только во время фазы впуска, компьютер сверяется с показаниями датчиков положений коленвала и выпускного распредвала.
Датчик положения коленчатого вала установлен с правой стороны двигателя. Когда выступы ротора, закрепленного на коленчатом валу, проходят
мимо сердечника катушки, в ней возникают импульсы. По ним ECU определяет положение коленчатого вала и частоту его вращения. Сверяясь с
данными из памяти, процессор определяет угол опережения зажигания и момент впрыска топлива.
Датчик положения выпускного распредвала установлен в середине крышки головки цилиндров над валом. Когда вал вращается, этот датчик (как
и датчик положения коленвала) генерирует сигналы и посылает их ECU, а тот, в свою очередь, определяет, в каком цилиндре происходит такт
впуска и включает нужную форсунку.
Руководствуясь сигналами датчиков положения дроссельной заслонки и разрежения во впускном коллекторе, ECU определяет расход воздуха.
Датчик давления атмосферного воздуха нужен, чтобы компенсировать изменения условий среды (например, при езде в высокогорье, где давление ощутимо ниже).
Сигналы от датчика температуры охлаждающей жидкости используются, прежде всего, чтобы обогатить топливную смесь во время запуска и прогрева двигателя.
При изменении температуры окружающего воздуха изменяется и его плотность, а значит, его количество, которое может поступить в
двигатель. Чтобы температура воздуха не влияла на состав бензовоздушной смеси, ECU корректирует подачу топлива по показаниям датчика
температуры окружающего воздуха.
Датчик угла наклона мотоцикла сообщает о критических углах наклона. Если наклон превысит 65°, ECU «решит», что аппарат упал и выключит
топливный насос и форсунки, предотвращая пожар. Чтобы датчик не сработал при тряске или случайном наклоне, реле времени задерживает
сигнал и дает возможность водителю выпрямить мотоцикл. Если же байк наклонится больше чем на 90° (начнет кувыркаться), двигатель
глушится мгновенно. Чтобы после падения запустить двигатель, мало поднять мотоцикл - нужно выключить и включить зажигание.
Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор
Эффективно дожигает СО, СН и разлагает NOx.
Лямбда-зонд (датчик кислорода в выхлопных газах) на Yamaha R1 устанавливают только последние два года. Если состав компонентов в
бензовоздушной смеси оптимальный, в выхлопе присутствует строго определенное количество кислорода. Как только состав отработавших газов
выходит за предписанные рамки, процессор мгновенно реагирует - корректирует подачу топлива.
Многие считают, что этот датчик - одна из «душилок» мотора. Это так, но не столь однозначно: он ведь помогает поддерживать оптимальный
состав смеси! Да, он не позволит обогатить смесь настолько, чтобы «выжать» из мотора дополнительные пару-тройку лошадиных сил. Однако
и не позволит двигателю «переобедниться», а значит, и резко увеличить выброс окислов азота. Лямбда-зонд в несколько раз продлевает
срок службы катализатора. Вместе с тем, при путешествии по российской глубинке, где зачастую качество бензина безобразное, может доставить
хлопот: он не переваривает присутствия в горючем свинца и, как только его «учует», в считанные минуты выходит из строя. Иные умельцы
пытаются чистить «лямбду», мыть, отмачивать в растворе орто-фосфорной кислоты... Если «перегруженный» всякой дрянью датчик и удается
возродить, то ненадолго.
Действие ECU при обнаружении неисправностей
|
Номер кода
|
Неисправная деталь
|
Причина неисправности
|
Реакция ECU
|
Можно ли запустить двигатель
|
Можно ли ехать дальше
|
11
|
Датчик положения распредвала
|
Неисправен датчик. Обрыв или короткое замыкание в цепи
|
ECU продолжает управлять двигателем, основываясь на ранее полученных сигналах
|
Нельзя
|
Можно
|
12
|
Датчик положения коленчатого вала
|
Неисправен датчик. Обрыв или короткое замыкание в цепи
|
ECU прекращает подачу топлива и выключает зажигание, ECU работает
|
Нельзя
|
Нельзя
|
13,14
|
Датчик разрежения воздуха во впускном коллекторе
|
Неисправен датчик. Обрыв или короткое замыкание в цепи
|
так, будто бы давление воздуха во впускном коллекторе 760 мм рт.ст.
|
Можно
|
Можно
|
15,16
|
Датчик положения дроссельной заслонки
|
Заклинило ее датчик положения в открытом положении. Короткое замыкание в проводке
|
ECU работает так, будто бы заслонка полностью открыта
|
Можно
|
Можно
|
17
|
Двигатель сервомотора EXUP
|
Сервомотор заклинило при открытых заслонках или короткое замыкание в проводке
|
ECU пытается провернуть сервомотор в сторону открытия заслонок в течение 3 сек
|
Можно
|
Можно
|
18
|
Двигатель сервомотора EXUP
|
Сервомотор или заслонки заблокировались в закрытом положении
|
ECU дважды подает сервомотору сигнал в течение 100 сек, пытаясь открыть заслонки
|
Можно
|
Можно
|
19
|
Нет питания ECU
|
Обрыв в проводке между замком зажигания и ECU
|
ECU отключен
|
Нельзя
|
Нельзя
|
20
|
Датчик температуры окружающего воздуха
|
Неисправен датчик, проводка или сбой в ECU
|
ECU «забывает» о температуре и работает так, будто бы давление воздуха во впускном коллекторе 760 мм рт. ст.
|
Можно
|
Можно
|
21
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости
|
Неисправен датчик или короткое замыкание в проводке
|
ECU работает так, будто бы температура охлаждающей жидкости 60°С
|
Можно
|
Можно
|
22
|
Датчик температуры во впускном коллекторе
|
Неисправен датчик или короткое замыкание в проводке
|
ECU работает так, будто бы температура воздуха во впускном коллекторе 20°С
|
Можно
|
Можно
|
23
|
Датчик атмосферного давления
|
Неисправен датчик или короткое замыкание в проводке
|
ECU работает так, будто бы атмосферное давление 760 мм рт. ст.
|
Можно
|
Можно
|
33,34 35,36
|
Неисправность системы зажигания
|
Обрыв в цепи первичной обмотки катушки зажигания
|
ECU отключает подачу топлива к цилиндру, в котором обнаружен сбой
|
В зависимости от числа дефектных цилиндров
|
В зависимости от числа дефектных цилиндров
|
30,41
|
Датчик наклона мотоцикла
|
Сработал датчик или произошло короткое замыкание в цепи
|
ECU отключает реле топливной системы
|
При коротком замыкании нельзя
|
При коротком замыкании нельзя
|
42
|
Датчик скорости или датчик нейтрали
|
Нет сигнала от датчика скорости или короткое замыкание в цепи датчика нейтрали
|
ECU работает так, будто в КПП включена высшая передача
|
Можно
|
Можно
|
43
|
Неправильное напряжение питания топливной системы
|
Неисправен реле-регулятор или обрыв провода, по которому ECU контролирует напряжение батареи
|
ECU работает так, будто напряжение батареи 12 В
|
Можно
|
Можно
|
44
|
Ошибка в количестве подачи топлива
|
Сбои и неисправности в системе впрыска
|
ECU сообщает о неисправности
|
Можно
|
Можно
|
50
|
Внутренний сбой ECU
|
Ошибка в памяти ECU. При такой неисправности номер кода может не появиться на мониторе
|
ECU сообщает о неисправности
|
Нельзя
|
Нельзя
|