Кирилл ЧЕРНЫШЕВ,
фото автора
Мотоцикл для трюковой езды, или стант-райдинга - как личное оружие: настроен, проверен, надежен... Красив. Привлекает взгляды, вызывает уважение. Тем более, если знать, что он MADE IN RUSSIA.
Маленькая синяя «пимпа» - дублер ручки газа
Райдер должен быть уверен в нем каждую секунду на 100 процентов и во время выступлений, и на тренировках, когда отрабатываются новые трюки. Мотоцикл и его пилот - единое целое: они - партнеры. Нечасто у российских стант-райдеров увидешь технику, основательно доработанную для трюковой езды - с защитными слайдерами, дугами безопасности, усиленными бугелями и подрамниками... Чаще всего максимум спецтюнинга - звезды заменены «на побольше». На иные мотоциклы без слез не взглянешь: мятый бак, зарубина на правом боку. И сразу ясно: тренировочный, многострадальный, единственный... Истинных шоу-стопперов в России на пальцах пересчитаешь. Один из них, Yamaha WR450 прорайдера команды «Пилот Рей-синг Тим» Марата Канкадзе, заслуживает особого внимания. Он не только красив и во всем аккуратен, но и чуть ли не шедевр инженерного искусства.
Для удобства выполнения трюков на левой стороне руля собраны все органы управления
Марат выбрал именно WR450. Не только потому, что он будто создан для станта - жесткий эндуро с алюминиевой рамой, тяговитым 1-цилиндровым 4-тактным двигателем, длинноходными регулируемыми подвесками. В машине еще и огромный потенциал для тюнинга. После простейших манипуляций с настройками вилки и замены колес на легкие алюминиевые 17-дюймовые Excel Takasago байк превратился в мотард. «На склад» «ушли» штатные тормоза переднего колеса - их место заняли новый лепестковый 320-мм ротор, суппорт, машинка и магистрали Braking. Задний дисковый тормоз оставил - он достаточно надежный.
Важным элементом стала новая, специально выточенная ось переднего колеса. На нее установили «пэги» - подножки; они и защитный элемент, и допоборудование для исполнения трюков: чтобы произвести отжиг резины, райдер эффектно перешагивает с водительской подножки на передний пэг и нависает над передним колесом, тогда же из-под заднего вырываются клубы белого дыма. Дух захватывает...
Стальной бугель со сменными алюминиевыми «колесиками» - защита для мотоцикла и точка опоры для райдера
С этого момента особое внимание уделим ноу-хау в «Ямахе» стант-райдера: почти все они уникальны и разработаны специально для нее инженером Александром Дулькиным из Подмосковья. Новая ось с пэгами - лишь долька сочного апельсина.
Рычаг заднего тормоза продублирован на левой стороне руля. Это чтобы исполнителю трюка было максимально удобно при исполнении wheelie (езде на заднем колесе), а также при езде стоя на сиденье. Покупать готовую деталь - главный тормозной цилиндр заднего тормоза не стали, а доработали стоковый: врезали в него фитинг для второй машинки, расположенной на руле. Система работает одинаково четко как от «ручника», так и от стандартной педали под правой ногой. Внешне все смотрится «фирмово» - в голову не придет, что деталь не заводская.
Задние тормоза - стандартные. На оси колеса установлены «пэги» - вспомогательные элементы при исполнении трюков.
Любой стант-райдер рано или поздно сталкивается с неудобствами карбюраторных систем питания. При езде в «свече», при частых падениях на тренировках, при переходах с заднего на переднее колеса уровень горючего в поплавковых камерах скачет. «Механика» карбюраторов не справляется с резкими перепадами - и двигатель начинает работать с перебоями: либо «беднит», либо, напротив, карбюратор «переливает».
Два в одном: стальной герметичный бокс для электроники усиливает крепление подножек
- Естественно, мы отказались от карбюратора - рассказал Марат. - И потом, в нашем деле он просто опасен. Когда долго едешь на заднем колесе, происходит перелив в поплавковой камере, топливо через дренаж льется на заднее колесо. Для пущего эффекта мы часто чиркаем бугелем об асфальт - из-под него летят красивые желтые искры ... Так вот, пару раз я чуть не поджарился - тот бензин на заднем колесе от искр воспламенился! Трюк «Горящий Марат» смотрелся впечатляюще, однако повторять его что-то не хочется.
Передняя тормозная система полностью заменена на более надежный и технологичный Braking
На мотоцикл надо установить современный инжектор с замкнутой системой питания, не страдающей «запорами». Задача сама по себе нетривиальная: установка системы впрыска на мотоцикл, созданный «вокруг« карбюраторного двигателя, подразумевает полную переработку электроники. Да и где разместить весь высокотехнологичный скарб на мотарде - совершенно «голом» мотоцикле?
Голову ломали целую зиму, хватило еще и на кусочек весны. Дроссельный модуль заказали в Англии, программное обеспечение и «мозги» - в Чехии. Остальное -дело рук и голов мастеров-тюнингеров. Инжекторную систему собрали из нескольких компонентов: насос, создающий рабочее давление в прочном стальном cage tank (промежуточном полулитровом бензобаке); второй насос забирает бензин из самой середины этого бака и подает на форсунку. И выходит, что в каком бы наклоне ни находился мотоцикл, второй бак всегда заполнен бензином и форсунка «не воздушится», а значит, качество смеси постоянное - двигатель работает равномерно. Эту технологию обычно используют в спортивной авиации, ну а теперь в стант-райдинге.
Продумали дополнительную систему безопасности и для езды на переднем колесе. Действует она так. Обычно, когда бензин в основном баке отливает вперед, насос вместо топлива начинает нагнетать в cage tank «сухие» пары. Дабы избавиться от «холостого хода», под сиденье установили ртутный датчик - он блокирует работу первичного насоса на время исполнения rolling wheelie (длительная езда на переднем колесе). И, наконец, топливную систему полностью замкнули: излишки топлива принудительно возвращаются в основной бак. Ни капли мимо!
Блок управления загерметизировали и убрали во второй металлический «барабан», расположенный на правом кронштейне, симметрично с cage tank. Выглядит красиво, а главное, работает при любой погоде.
Мотоцикл так и тянет в бесконечные stoppie и whelie
А что за маленькая синяя «пимпа» на левой стороне руля? Дублер ручки газа! Мотоциклом можно управлять буквально «одной левой». И даже вовсе без рук - контролируя скорость, например, ногой. Есть такие трюки, в которых устройство-дублер необходимо, например, при езде по кругу «без рук», когда на руле лежат ноги.
«Хвост» хотя и облегчен до предела, но он гораздо прочнее заводского
По сравнению с этими переделками, другие покажутся мелочами, но и без них стантеру не обойтись. Ход заднего амортизатора ограничен - чтобы колесо ни при каких обстоятельствах не доставало cage tank и блок электроники. Над двигателем примостился небольшой бачок для моторного масла - чтобы поршневая ни на миг не испытывала масляного голодания. Изменен дизайн сиденья, обивка теперь из очень прочного, антипроскальзывающего материала. Аккумулятор перенесен на бугель, за сиденье, и защищен стальной скобой. Здесь, в самой высокой точке конструкции байка двухкилограммовая деталь добавляет баланса мотоциклу. На радиатор установили мощный вентилятор, его можно включать в режиме принудительного обдува. Все топливные, масляные и электрические магистрали армированы и защищены от деформаций и разрывов при падениях.
Машинка заднего тормоза переделана в Multipass: работает и от ножного, и от ручного привода
При всем при том двигатель остался нетронутым - 100-процентно стоковый. На динамометрическом стенде он выдает «чистые» 50 л.с. на заднем колесе.
Мотоцикл получился универсальным: хоть в шоу выступай, хоть в гонках! А кстати, может, Марату стоит попробовать? Или уже пробовал?
А еще этот байк можно хранить вертикально - экономит место в гараже!
- Участвовал раньше только в гонках на мини-мотоциклах. Но если гоняться на этом WR450, то интересно было бы в супермото. Впрочем, если по большому счету, чувствую, мое призвание -трюковая езда. Это - творчество: экспериментируешь, придумываешь какие-то фишки, демонстрируешь их публике - и чувствуешь их отклик.... К счастью, у меня мотоцикл, с которым действительно творишь, не отвлекаясь на опасения по поводу того, как он поведет себя в том или ином положении. И знаете, чувствую что-то вроде гордости за то, что такой классный байк сделали российские мастера... Недавно мы выступали на «Фестивале фристайла» в Москве вместе с европейскими фри-стайлерами. Они чудили в воздухе, мы - на земле. После тренировки француз и швед гуляли, проходили мимо нас. Чувствую, француз глазом «зацепился» за мой WR. Завязался разговор: вижу, парни могут отличить легкую переделку от серьезного тюнинга. На вопрос, где такое делают, я с наслаждением ответил: «Made in Russia!».
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
|
---|---|
ОБЩИЕ ДАННЫЕ |
|
Модель |
Yamaha WR450F |
Модельный год |
2007 |
Сухая масса, кг |
112 |
Длина, мм |
2174 |
Ширина, мм |
826 |
База, мм |
1486 |
Высота по седлу, мм |
980 |
Дорожный просвет, мм |
366 |
Объем бензобака, л |
8/2 |
ДВИГАТЕЛЬ |
|
Тип |
1-цилиндровый, 4-тактный |
ГРМ |
DOНС, 5 клапанов |
Рабочий объем, см3 |
449 |
Размерность, мм |
95x63,4 |
Степень сжатия |
12,3 |
Макс. мощность, л.с. при об/мин |
53/9000 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин |
43/7000 |
Система питания |
электронный впрыск, программируемый блок управления |
Охлаждение |
жидкостное |
Система запуска |
электростартер, кикстартер |
ТРАНСМИССИЯ |
|
Сцепление |
многодисковое, в масляной ванне |
Коробка передач |
5-ступенчатая |
Главная передача |
цепью |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
|
Рама |
алюминиевая |
Передняя вилка |
перевернутого типа |
Диаметр перьев, мм |
41 |
Задняя подвеска |
маятниковая, с моноамортизатором |
Передний тормоз |
диск В 320 мм, с 4-поршневой скобой Braking |
Задний тормоз |
диск D 245 мм, с 1-поршневой скобой |
Передняя шина |
120/70-17 |
Задняя шина |
160/60-17 |
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.