Андрей КОНДРАТЬЕВ,
г. Владивосток, фото автора
Вот и долгожданный старт из Тернополя... С грузом байк весил около 550 кг, поэтому клиренс мотоцикла опустился до 10 см. Ехать было тяжело, передвигались медленно и очень аккуратно - боялись, что оторвется коляска. В первый вечер и ночь пересекли границу с Молдавией и заночевали.
При свете дня Молдавия произвела впечатление грязной и заброшенной страны с плохим асфальтом и полуразрушенными домами. Искали, где бы купить вино, - о том, что оно должно быть, свидетельствовали раскинувшиеся вдоль дороги виноградники. Местные нас сторонились (и немудрено - посмотрите на наши физиономии и фото Super Tenere с коляской) и вина не давали. Наконец в одном недостроенном кафе нашли сторожа Васю, и тот согласился продать немного винца - сказал, что у него имеется небольшой запасец, так что готов поделиться. Небольшим запасцем оказалась 500-литровая бочка в погребе! «Да разве это много!» - сторож сказал, что «годы уж не те» - раньше он запасал по 2000-3000 литров... Я снимать пробу отказывался, но Вася убеждал: так нельзя - обязательно надо перед покупкой. Принес сало, сыр, хлеб, и прямо на винной бочке мы начали дегустировать... литровой кружкой. Лучшего вина я в жизни не пивал! В итоге мы купили 12 литров прекрасного напитка за $10 - и отправились дальше. Разумеется, когда протрезвели.
При въезде в Приднестровье пограничники пытались выпросить у нас денег, рассказывали сказки, что проезд сюда только по пропускам. Наученные собственным опытом и советами бдительного владельца винного погреба Васи, мы упорно твердили, что «денег нет, а те, что есть, самим в обрез» - и проехали бесплатно. Эта часть Молдавии показалась чище и опрятней: дороги - лучше, дома - аккуратнее. Может, на наше впечатление повлияло то, что из-за серых туч выглянуло солнышко, а может, и то, что приложились к винцу...
Андрей Николаевич, настоящий - "железный" волшебник
Крым встретил обалденной погодой! И приличными дорогами... Радость бытия омрачало необъяснимое побрякивание в мотоцикле, и оно, чем дальше, тем больше усугублялось. Переночевали в пахнущем сказкой лесу. А затем направились в Севастополь: я хотел повидать море - по нему очень соскучился. Вдоль побережья продвигались ночью, и виды прибрежных Ялты и Алупки оставили неизгладимое впечатление - напомнили родной Владивосток... Пошел дождь, а мы все катились по крымским серпантинам. Иногда казалось, мотоцикл вот-вот перевернется - «Тенере» часто становился на два колеса, когда коляска поднималась в воздух. Но ничего, обошлось.
Из Керчи на пароме переправились в Россию. Прямо на судне разобрали мотоцикл - побрякивание стало нестерпимым и уже сводило с ума. Оказалось, грохотал успокоитель цепи: стерлись резиновые прокладки, и цепь терлась о маятник.
Спицы как расходный материал
...Незаметно миновали Ставропольский край и въехали в республику Калмыкия. Здесь начинается Прикаспийская низменность. Столь необъятные степные просторы, до горизонта, я видел впервые. Температура воздуха подскачила до 30-35 градусов, и при такой жаре Рома смотрелся очень оригинально: он оставался обутым в унты - ведь рассчитывал на холод и стужу.
Когда ехали по Астрахани, одна из машин вдруг начала сигналить, подмигивать и прижимать нас к обочине - я и остановился. Ну кто бы сомневался: водитель автомобиля - тоже мотоциклист, говорит, в городе есть мотоклуб, и, дескать, айда к нам в гости. Отчего же отказываться!.. Нас угостили чаем и одарили воблой. После прекрасно проведенного дня мы двинулись к границе с Казахстаном.
Бочка вина - доза
...Чего ждали, то и случилось: пограничники пытались «помариновать» нас у ворот, чтобы мы «созрели» и, не кочевряжась, заплатили «въездной оброк». Но переговорный опыт Романа при прохождении границ помог сократить ожидание и незаконное изъятие денег.
Первый большой город после границы - Атырау, от него - в Кандагаш, потом в Челкар и Аральск. Об этой дороге отдельный рассказ - она того заслуживает.
Как глаза молдаванки
Первые 100 км - по асфальту, но он закончился и пошла глина. Нам повезло: не попали под дождь, ведь даже по сухому пути КамАЗы - и те передвигаются не быстрее 5 км/ч. Через пару километров пришлось остановиться - переднее крыло забила глина. Если бы не коляска, мы бы точно давно упали, а с третьим колесом могли ехать вдвое быстрее грузовиков. После нескольких часов мучений глина кончилась - и снова асфальт. Но какой! Его уложили еще в советское время и с тех пор ни разу не ремонтировали. Уж лучше бы его вовсе не было: дорогу будто точечно подрывали. Иные ямы - по пояс глубиной и шириной чуть ли не во все полотно. Представьте, каково нам было с клиренсом мотоцикла 10 см!
После города Эмба опять глина, появились глубокие колеи. Грунт мягкий - рама коляски срезала верхний слой дорожной поверхности, как коса. Попадались такие камни и коварные лужи, что можно было запросто пробить картер или увязнуть. И я все-таки «поймал» булыжничек и загнул защиту ног, после чего перестала включаться первая передача. Пришлось напильником отпилить защитный щиток.
Мимо такого поста ГАИ не проедешь - остановишься сам
Ночью ни черта не видели, а потому въехали и прочно засели в яме - вытащить мотоцикл смогли только лебедкой. Палатку поставили прямо в глину - уже недоставало сил искать место получше. А утром обнаружили рядом с собой целую колонну КамАЗов: они засели так же прочно, как мы минувшим вечером. Оценили дорогу впереди, поставили на колеса цепи и поползли по направлению к городу Челкар.
Странный этот город: большинство мужчин пьяны или под наркотой. Когда мы спросили, который час, никто не смог ответить точно - все узнают о времени только из передач по радио, а часов никто «не наблюдает». Чур меня - прочь из такого места!
До Аральска хотели пробиться по прямой, дорогой по барханам вдоль железной дороги. Местные говорили, что не проедем, но мы отшучивались и снова обматывали колеса цепями. А песок оказался куда как коварнее, чем предполагали. Несколько раз заднее колесо полностью утопало в сыпи, а вытащить 550-килограммовую громадину не так-то просто. В конце концов, мы сдались: на таком груженом мотоцикле пески не пройти! Развернулись - поехали обратно. И повстречали иронично улыбающихся предсказателей нашего поражения... Ничего, зато появился повод когда-нибудь снова приехать в те края, чтобы попробовать преодолеть непокорившийся маршрут.
Сели. И основательно...
Объезжая негостеприимные пески, направились по федеральной трассе Москва-Алма-Ата. И снова «разбомбленный» асфальт, снова «любимая» глина с колеями... После Аральска учуяли биение со стороны коляски. Осмотрели - и пришли в ужас: на новом колясочном колесе осталось не больше пяти целых спиц - другие оборвало! А запасных нет... Радости не было предела, когда увидели караван уже знакомых дальнобойщиков! И они помогли: отцепили коляску и уложили ее на дышла КамАЗа между прицепом и полуприцепом, Рому и вещи - в кабину, а я на «одиночке» продолжил движение в караване дальнобойщиков.
Наш добрый друг Будулай
Как муха меж слонов, несколько дней плелся в окружении грузовиков и с их скоростью по направлению к городу Кызылорда. По вечерам, за ужином, водилы травили интересные истории, а Будулай, предводитель каравана, демонстрировал «высший пилотаж» - залпом выпивал бутылку водки. Оказалось, караван вез контрабандную водку, и мы спали на ящиках с «огненной водой»... Скажу вам, лежать на этих упаковках тепло и где-то даже уютно... Парни помогли отремонтировать колесо коляски, но мы решили не рисковать и еще около тысячи километров ехали вместе с ними. Спасибо вам, Будулай, Абарик, Амади, Анатолий, - вашу доброту не забуду никогда!
В городе Туркестане мы посетили мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, человека, благодаря которому в Казахстан пришел ислам. Хоть мавзолей до сих пор не достроен (его начали возводить в 12 веке), он поражает размерами и интерьером. Это целый музейный комплекс, и, хочу заметить, в него входит единственный мавзолей в честь женщины, что нехарактерно для Востока.
Мотоцикл -отдельно, коляска -отдельно
Мотоциклу требовался ремонт - радиатор так забился глиной, что мотор почти «закипал». Остановились в бывшей столице Казахстана, в Алма-Ате. Здесь широкие зеленые улицы, красивые дома, много новостроек, город окружают красивейшие горы, на одной из них всемирно известный каток «Медео», а чуть выше горнолыжный курорт Чимбулак... Осмотр достопримечательностей - часть программы, но нас беспокоили два вопроса: где остановиться и как продлить мою визу в Монголию: в пути мы подзадержались, и срок ее действия уже был на исходе. И снова повезло: пока искали монгольское консульство, случайно натолкнулись на председателя клуба My town motors Леонида. Он приютил, указал, где находится посольство... Через пару часов мне открыли вторую визу.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.