Борис ДАХНОВСКИЙ,
фото Георгия СПИРИДОНОВА
Во время испытаний первых партий этого скутера ковровские испытатели столкнулись с неполадками в рулевой колонке. После
сотни-другой километров пробега в конических подшипниках либо возникал люфт, либо руль начинал подклинивать в поворотах.
Разобрали колонку, изучили подшипники - и ужаснулись: металл всех роликов разной твердости, а сами они... разного размера!
Хорошо, что есть чем заменить - отечественными 2007107, они продаются в специализированных магазинах... С тех пор в
переднюю вилку «ЗиД-Лифана» устанавливают только их. Владельцы китайских скутеров (а их у нас появилось великое
множество) могут столкнуться с тем же. Но не беда - большинство этих аппаратов схожи, а заменить или отрегулировать подшипники
рулевой колонки совсем не сложно.
Как разобраться с люфтом рулевой колонки? Установите скутер на центральную подставку и, взявшись за низ подвижных труб передней
вилки обеими руками, покачайте колесо вперед-назад по ходу движения скутера. Люфта быть не должно. Если его обнаружили, устраните
сразу, не то уже вскоре руль начнет заедать.
Начните с регулировки. Для этой операции достаточно лишь демонтировать ту часть облицовки, которая закрывает верхнюю часть
рулевой колонки. Рожковым ключом отпустите контргайку. Сегментным ключом подтягивайте регулировочную гайку до тех пор, пока не
выберется зазор, - но не более того! Чтобы облегчить шарикам и роликам поиск своего места, подтягивая гайку, постоянно
поворачивайте руль вправо-влево. Если почувствуете, что в каких-то положениях подшипники заедают, можете не продолжать - вы
опоздали с регулировкой, и один из них (или оба) «кончились». Если же заеданий нет, затяните контргайку и снова
покрутите руль. Если движется трудновато, подшипники перезатянуты. Отрегулируйте их заново: руль обязан вращаться легко, но
без малейшего люфта.
Подшипники лучше менять парой. Но если возникло подозрение в том, что один из них еще «жив», и вы хотите сэкономить,
продиагаостируйте их. Ослабьте регулировочную гайку, снимите скутер с подставки и сядьте на сиденье. Покрутите руль. Почувствуете
заедание - изношен нижний подшипник. Если нет - верхний. Для верности установите скутер на центральную подставку и снова вращайте
руль, прижимая его вниз. Если верхний действительно изношен, почувствуете заедание. Когда же в тесте с незатянутой рулевой
колонкой виновный не обнаружится, возможно, все дело в скрытых дефектах подшипников. Замените оба без колебаний. Снимите
руль. Обычно он крепится к валу рулевой колонки болтом. Отсоедините от переднего колеса привод спидометра и ручного тормоза. Если
тормоз барабанный, достаточно отсоединить трос. Если дисковый с гидравлическим приводом, то демонтируйте скобу и подвесьте ее
так, чтобы тормозной шланг не оказался натянутым.
Демонтируйте передние колесо и крыло. Открутите контргайку и регулировочную гайку рулевой колонки. Снимите крышку верхнего подшипника
и верхнюю обойму подшипника. Аккуратно, чтобы не растерять, соберите шарики и положите в чистую банку. Демонтируйте вилку.
Равномерно, по кругу, легкими ударами молотка обстучите внутреннюю обойму конического подшипника через монтировку, пока деталь не
покинет свое место. Просунув монтировку сквозь рулевую колонку, точно так же выбейте наружную обойму. А если хотите заменить и
верхний подшипник, также поступите и с его обоймой, запрессованной в верхнюю часть колонки. Лёгкими ударами крест-накрест через
проставку из мягкого металла запрессуйте на штатное место - на валу передней вилки и в рулевую колонку - новые обоймы. Смажьте
консистентной смазкой детали подшипника. Вставьте вал передней вилки в рулевую колонку, нанесите на обоймы консистентную смазку и
распределите шарики по обойме. Установите на место верхнюю обойму и отрегулируйте подшипники. Далее собирайте скутер в порядке,
обратном разборке.
*На примере «ЗиД-Лифана» LF150T-6.
Отсоедините трос спидометра.
Отсоедините скобу переднего тормоза.
Открутите гайку оси колеса, выбейте ось и выкатите колесо из вилки.
Чтобы демонтировать руль, открутите гайку, выньте болт.
Для регулировки подшипников ослабьте контргайку...
...сегментным ключом подтяните регулировочную гайку,..
...снимите крышку шарикового подшипника...
...и верхнюю обойму.
Выньте рулевую колонку...
...и через монтировку легкими ударами с разных сторон сбейте внутреннюю обойму подшипника вместе с роликами