Дмитрий РУДАКОВ (Борода)
Даже небольшое количество воды или антифриза в моторном масле могут вызвать преждевременную «кончину» двигателя.
Механики довольно часто сталкиваются с аварийными по состоянию вкладышами - они лишены покровного слоя, с частично или
полностью обнажённым основным металлом красного цвета. Что же с ними произошло? Что их довело до полного безобразия? Это
надо было понять раз и навсегда. Специалисты пристально всмотрелись в обезображенные поверхности, затем для верности
обратились на один из заводов-«почтовых ящиков», обладающий необходимой аппаратурой.
«Просветив» поверхность вкладышей сканирующим электронным микроскопом, обнаружили белые сферы, неравномерно
вкрапленные в поверхность. Их размеры в среднем - от 15 до 40 микрон. Но только часть этих шариков поглотилась покровным
слоем, а те, что остались свободными, «вспахали» этот слой, а местами и вовсе стёрли.
Фотография «масляных шариков», вкатанных
в покровный слой (увеличение в 1000 раз электронным микроскопом).
И возник вопрос: что же это за шарики? Откуда взялись?.. Впрочем, уже зародились некоторые подозрения, а химики,
исследовав состав вкраплений, их подтвердили. Анализ дал результат: шарики содержат кальций, фосфор, серу и другие
вещества, которым неоткуда взяться, кроме как из присадок, содержащихся в моторных маслах. Составляющие этого
«коктейля» намного тверже покровного слоя - вот и пошел аварийный износ деталей... Спецы их так и назвали
«масляные шарики».
Лабораторные исследования показали, что «масляные шарики» можно получить буквально «в пробирке»,
и сделать это элементарно - если встряхивать хорошо нагретую смесь небольшого количества обыкновенного антифриза с
обычным моторным маслом.
То же происходит и в двигателе. Моторное масло в работающем движке энергично перемешивается вращающимся коленчатым валом
и шатунами - как в миксере при взбалтывании сливок, которые превращают в сливочное масло... Если в моторное масло попали
хотя бы крохи антифриза или воды, они разбиваются подвижными деталями на микроскопические капельки и, тщательно
перемешавшись с маслом, превращаются в эмульсию. Так как в воде присадки растворяются значительно легче, чем в масле,
то раствор получается чрезвычайно концентрированным. При высокой температуре, это и школьник поймет, химические реакции
между веществами присадок протекают очень быстро, и в конечном счете образуются весьма твердые частицы фосфорных
соединений кальция и цинка.
Эмульсия, скопившаяся на деталях двигателя, содержит
разнообразные соли, которые быстро преобразуются в абразив.
Как только капелька такого «рассола» попадет на поверхность горячей детали, вода мгновенно испаряется и
остается сферический комочек твердого вещества - тот самый «масляный шарик». Ну а дальше все просто: попав
с потоком масла в зазор между шейкой коленчатого вала и подшипником, эти шарики начинают вести свою разрушительную
работу. Те из них, что меньше толщины покровного слоя, внедряются в него, а более крупные этот слой буквально
«вспахивают». Понятно, что «вспаханный» слой обладает значительно худшей адгезией
(прилипанием) к следующему за ним слою вкладыша, а потому начинает энергично смываться. Результат видели многие
водители и механики: поверхность вкладыша из серебристой становится пятнистой или сплошь красной. А тут уж и до
«стука» недалеко.
Вывод: попадание воды или антифриза в масло - смерти подобно для движка. Особенно подвержены губительной мутации
современные масла, поскольку в них доля присадок доходит до 30% и больше!
«Масляные шарики», выпавшие из
эмульсии масла и антифриза, буквально разодрали вкладыши.
Отсюда совет. Если охлаждающая жидкость в двигатель все же проникла, немедленно залейте в антифриз герметик системы
охлаждения и как можно быстрее замените не только масло, но и вкладыши в двигателе. В применении к подавляющему
большинству моторов это не только простая, но и дешевая процедура. Полная «капиталка»
«стуканувшего» движка несравнимо дороже.
Содействие в подготовке материала
оказала компания «Ликви Моли Рус».
Источник материала : журнал "МОТО"