Алексей СЕРЕБРЕННИКОВ,
фото Дмитрия ИВАЙКИНА
Вопрос странный - тот, что в заголовке: так выбирают новички. Но
его задают часто и с этим нужно считаться. Давайте искать ответы.
Мы отобрали пару «горячих» спортбайков начала 90-х - Yamaha серии FZR.
Умудренные опытом мотоциклисты без труда определят, что есть что - по габаритам, а также по размерам тех «силовых» узлов и элементов, посредством которых данная мотоциклам мощность, собственно, и реализуется. Массивная рама, усиленный задний маятник, более широкие колеса - все это выдает в FZR 1000 то, что именно он и есть «литр».
Садясь за руль одного и другого, не возникнет сомнений, что оба рафинированные спортбайки, а не какие-нибудь другие машины: конфигурация посадки идентична, ее формируют высоко поднятые и незначительно отнесенные назад передние подножки, колени, «обнимающие» топливный бак, удаленный от пилота и низко расположенный руль - все очень типично для такого рода мотоциклов, и никакой разницы между нашими FZR в этом смысле не обнаружите. Правда, у FZR 600 немного уже переднее сиденье, топливный бак (точнее, его декоративная накладка) и руль. Принцип расположения средств управления рабочими органами в обоих аппаратах полностью повторен.
В органах управления и электросистемах большие отличия вы заметите - на FZR 1000 их набор богаче: есть режим аварийной сигнализации, кнопка «пульсации» дальним светом, электрическое управление клапаном топливной магистрали из бензобака и его переключения на резерв. Гидропривод сцепления, установленный на FZR 1000, куда предпочтительнее механического, установленного на «шестисотке», - его работа точнее и мягче. К сцеплению мы еще вернемся.
Вывод: принадлежность машин к «элитному» классу означает более высокий уровень оснащенности - мотоцикл, как правило, «богаче» оборудован системами управления и контроля.
На Yamaha FZR 1000 установлена перевернутая вилка и
тормозные диски большего диаметра. Это - безопасность.
В качестве «несущего элемента» у каждой из машин использована диагональная рама, конструкция которой носит название «Дельтабокс». У «литра» она заметно массивнее и крупнее, ведь запаса ее прочности должно хватить на 145 л. с. против 90 л. с. у «шестисотки».
На модели FZR 1000 и более прогрессивные подвески (в отличие не только от «шестисотки», но и его потенциальных конкурентов того времени - Honda CBR1100F и Kawasaki ZZ-R1100). Впереди установлена телескопическая вилка перевернутого типа со средствами регулировки предварительного поджатия пружин. В задней подвеске те же функции, плюс регулировки по усилию отбоя. Центральный моноамортизатор имеет вынесенную компенсационную камеру. Увы, в «шестисотке», кроме регулировки предварительного поджатия пружин в задней подвеске, ничего другого не обнаружите. Это несколько сужает функциональные возможности мотоцикла.
Большая масса и растянутая база мотоцикла обеспечивают лучшую устойчивость на прямой. Не на прямой они вредны.
Однако этот постулат с обоими FZR «не работает». Тот и другой послушно «ложатся» на заданную траекторию, их поведение в поворотах очень стабильно. Это позволяет максимально использовать весь потенциал шин. В виражах пилот испытывает экстаз от управления машинами. Правда, пилотировать «литр» труднее - его масса и база превосходят те же показатели у «шестисотки»: 214 кг и 1470 мм против 181 кг и 1425 мм.
У Yamaha FZR 600 и Yamaha FZR 1000 «оборотистые» и «жесткие» моторы, по-настоящему они оживают лишь на отметке 6000 об/мин. Рычаг переключения передач в обоих случаях с коротким рабочим ходом. Равно как и у сцепления - управлять им следует предельно аккуратно. Стоит лишь немного сцепление «подогреть» на светофоре или в момент старта - мотоцикл способен из-под вас выпрыгнуть. Если же вы все же решились «открутить с места на полную катушку», - держитесь крепче. Потенциал двигателей сообщает мотоциклам такое ускорение, что динамика «стирает» в вашей памяти все без остатка. Только на финише вспомните дату своего рождения... Впрочем, давайте сравним. У ВАЗ-2108 масса 850 кг и мощность 69 «лошадей». Таким образом, показатель энерговооруженности составляет 12 кг на 1 л. с. У BMW 523 - 8 кг/1 л. с. А у наших ласточек? Yamaha FZR 600 - 2 кг/л.с., a Yamaha FZR 1000 - 1,5 кг/л.с. Так что не кипятитесь во время старта.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.