Александр Куркин
Никогда неплохо было бы проверить, в каком состоянии после трудного для компонентов сезона находятся основные узлы велосипеда. Сегодня мы расскажем вам, как перебирать заднюю втулку. Наверняка внутрь набилось много грязи, да и смазать ее совсем не помешает. Нижеприведенные инструкции помогут вам самостоятельно провести профилактический осмотр, смазку и замену сломанных или изношенных деталей этого немаловажного компонента вашего байка.
Даже если вам требуется заменить всего лишь одну деталь, советуем перебрать всю втулку целиком. Во-первых, как уже было отмечено, для удаления случайно занесенной грязи, а во-вторых, вряд ли у вас появится желание снова лезть во втулку, когда возникнет наконец крайняя необходимость ее смазать. Кроме того, перебирать втулку следует и в том случае, если нужно заменить изношенную трещотку. Пользуясь этим руководством, можно перебирать практически все шимановские втулки Parallax, а также большинство втулок других производителей. Правда, в этом случае могут понадобиться некоторые дополнительные ключи. Изложенная последовательность действий не есть истина в последней инстанции, хотя, безусловно, является логичной и многократно проверенной на практике. Здесь мы расскажем, как выполняется подобная работа в мастерской велосипедного клуба «Мастер Байк».
Для демонстрации мы выбрали втулку Shimano Deore LX как одну из наиболее распространенных моделей. Наш образец имеет явные следы коррозии, но ресурс свой выработал далеко не до конца. На фотографиях можно разглядеть степень его изношенности. Нечто подобное увидите и вы, если вместе с нами разберете и свою собственную втулку.
Итак, приступим. Втулка состоит из двух основных частей — собственно втулки и трещотки. На втулках Shimano Parallax эти узлы объединены в один, что существенно повышает прочность конструкции, но в то же время осложняет разбор детали: не вынув вал, до механизма трещотки не добраться.
Из инструментов вам понадобятся: пара обычных (не обязательно конусных) ключей на 17, тонкий конусный ключ на 15, съемник для кассеты, «хвост» для удержания кассеты, средних размеров пинцет, отвертка, пара-тройка тряпок - почище и погрязнее. Для разборки трещотки потребуется ключ-съемник для отворачивания конуса трещотки (также подойдет жесткая металлическая пластина требуемой ширины, которую при определенной сноровке нетрудно изготовить самостоятельно). Для снятия трещотки нужен крепкий шестигранник на 10. Оптимальное рабочее место - ровный стол, верстак без «закоулков» или чистый пол. Чуть в стороне постелите чистую тряпку или, например, газету, на которую будете складывать извлекаемые детали.
1. Снимаем заднее колесо. Не забудьте перед этим скинуть цепь на самую маленькую звездочку и развести тормоза
2. Снятое колесо очищаем от загрязнения. Особое внимание уделяем очистке самой втулки. Вывинчиваем эксцентрик
3. При помощи съемника снимаем кассету. Саму кассету при этом надо удерживать специальным «хвостом», если его нет, можно воспользоваться старой цепью
4. Руками снимаем резиновый уплотнитель с левой части втулки. Не выворачивайте его наизнанку! Не надо пользоваться отверткой! Слегка растягиваем край уплотнителя (тот, что ближе к краю вала) и аккуратно стаскиваем его с втулки
5. Протираем втулку и уплотнитель. Около корпуса втулки вы увидите две лыски на конусе
6. Двумя ключами ослабляем контргайку с левой стороны. Плотно надеваем ключ на конус. Берегите руки! На заводе конусы затягивают достаточно сильно
7. Отвинчиваем гайку с левой стороны, снимаем с вала две втулочки, запомнив их положение (сначала надевается та, что подлиннее и поменьше диаметром, затем та, что покороче и пошире). Иногда вместо двух втулочек стоит одна фигурная. Вывинчиваем левый конус, не вынимая вала из втулки
8. Закрыв тряпкой левую рону втулки, вынимаем вал. рики с левой стороны могут высыпаться в тряпку, а справа — провалиться внутрь втулки или тоже упасть в тряпку. Можно немного потрясти колесо, но аккуратно, чтобы не рассыпать шарики!
9. Запомните их количество — 9 штук с каждой стороны. В принципе смешивать левые и правые шарики нежелательно, но в нашей втулке они все одинаковые
10. Невыпавшие шарики вынимаем пинцетом и складываем их на тряпку
|
|
11. Все шарики тщательно протираем. Смотрим на грязь, оставшуюся на тряпке. Если там только масло, это хорошо. Если, помимо масла, присутствуют металлические чешуйки, то хуже. Значит, втулка долго работала без масла, вследствие чего существенно уменьшился ее ресурс. В таком случае дефектовку проводим особенно тщательно
12. Проводим дефектовку деталей — осматриваем шарики на предмет раковин и прочих повреждений. Шарики должны быть гладкие и блестящие
13. Осматриваем конусы. Белые полоски на них — это «беговые дорожки». Они должны быть ровные, равномерные по ширине, слабо блестеть. Чем шире дорожка, тем больше прошла втулка, правда, оценить это может только опытный человек. Вот эти детали свое «отъездили». Шарик — однозначно менять, конус также лучше заменить, иначе о ровной работе втулки можно забыть
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.