Переплетать ли «паутину»? Электрика в скутерах.
Виталий СЕРГЕЕВ
«Обжимка» и результат ее применения (место указано стрелкой).
Электросеть в скутерах - штука, требующая заботы, если за ней не ухаживать, закапризничает. Поухаживаем -
займемся поиском и устранением неисправностей в электропроводке скутера.
Итак, какой-то электрический узел перестал работать. Если под рукой схема проводки, считайте, повезло - неисправность
устраните быстро. По цвету провода, указанному на схеме, легко проследить путь тока. «Прозвоните» мультиметром подозрительный
участок. Двигайтесь от аккумулятора к замку зажигания и далее через панель приборов или переключатели к отказавшему узлу.
Несколько замеров - и жизнь почти налажена: найдете обрыв провода или место, где он замкнул на массу. Останется устранить
неисправность. Если же окажется, что проводка цела и электричество до узла доходит, - значит, неисправен сам узел. Чтобы
в этом убедиться, подключите вместо него заведомо «рабочий».
Так соединяются два провода и провод с клеммой.
Если схемы нет, «Больной, разденьтесь!», снимите пластиковые облицовки и все прочее, что мешает добраться до проводов и
разъемов. Сначала осмотрите проводку - ищите разрыв.
Нашли? Ножом или кусачками оголите оба конца разорванного провода. Очень соблазнительно просто скрутить медные жилы и
замотать их изолентой, но результат будет недолговечным: проводники под изоляцией быстро окислятся, и контакт снова пропадет.
Если же лента старая или некачественная, изоляция размотается еще раньше - и провод замкнет на массу.
Обжатый участок нужно заизолировать - надеть на него кусок термоусадочного кембрика и прогреть промышленным феном или, на худой конец, зажигалкой.
Добиться надежного и долговечного соединения помогут: специальные клеммы, «обжимка» (инструмент, которым клеммы, как следует из
названия, сжимают) и термоусадочная трубка. Все это (см. на одном из фото внизу) можно купить в радиомагазине. Наденьте на
провод термоусадочную трубку длиной 3-4 см. Выбирайте ту, что чуть больше провода по диаметру. Продвиньте ее по проводу подальше -
чтобы не мешала вести ремонт. Вставьте оголенные жилы в клемму и сожмите «обжимкой». Надвиньте термоусадочную трубку на место
соединения и слегка подогрейте зажигалкой - она плотно «сядет» на провод. Такая трубка защитит не только от короткого замыкания,
но и от влаги. «Термоусадка» после нагрева становится довольно твердой - жестче, чем изоляция провода. Это свойство помешает
медной жиле гнуться от вибрации и, в конце концов, сломаться в месте контакта с клеммой.
Сейчас в магазинах автозапчастей и радиодеталей предлагают множество видов клемм.
Это если вы обнаружили обрыв провода. А если осмотр ничего не даст и все провода увидите целыми и невредимыми? Значит, контакт
пропал в одном из разъемов. В первую очередь обратите внимание на те, что расположены в «горячих точках» - местах, на которые
попадают вода и грязь. Среди них наверняка найдется разъем, покрытый зеленью окиси меди. Обычно это и есть виновник всех бед.
Иногда, если несколько раз разъединить-соединить фишки разъема, контакт удается восстановить. Но не надолго. Чтобы кризис не
повторился, вымойте грязь из соединения. Слой окисла снаружи клемм удалите скальпелем, а изнутри - иглой от шприца.
Кембрики бывают разного диаметра. Выберите тот, который наденется на провод с минимальным зазором.
Радуетесь плодам своего труда? Но неполадки в электропаутине можно избежать, если ухаживать за скутером. Например, сразу после
покупки опылить разъёмы влаговытесняющими жидкостями вроде ВВС, WD-40 или им подобными. Это важно проделать, в первую очередь,
с не всегда надежной китайской техникой, даже новой. Перед тем, как отправляться в первую поездку, проверьте и смажьте все соединения.
Не к добру это - перекраивать паутину жгутов с проводами на свой лад: лучше, чем на заводе, все равно не получится. Не лепите куда
попало светодиоды и прочие лампочки, стремясь превратить скутер в новогоднюю елку. А если все-таки решите его украсить, ни в коем
случае не разрезайте провода штатной проводки. Лучше подсоедините вводимую проводную паутину к разъему. Периодически, пару раз в
сезон, осматривайте жгуты - ищите потертости на изоляции проводов. Найдете - обмотайте пострадавший участок качественной изолентой.
Мультиметр - незаменимый помощник при поиске электрических неисправностей.