Черный бомбер. Мотоцикл Honda cb450 - первый японский «Супер».
Александр ВОРОНЦОВ,
фото из архива редакции
Мотоцикл Honda cb450 после модернизации 1968 года. Как видите,
представления о красоте всего за несколько лет поменялись кардинально.
Техническое совершенство дается дорогой ценой. Если «британцы» развивали максимальную мощность при
6800-7000 об/мин, а «красная зона» тахометра начиналась с 7500 об/мин, то СВ450 выдавал максимум при
8500 об/мин, его «красная зона» от 9500 об/мин. Интересный факт: сталь для клапанных пружин,
способная выдерживать столь невероятные обороты, тогда был слишком редкой и дорогой, поэтому инженеры концерна
использовали уникальное техническое решение - торсионные пружины. Узел характеризовался очень высокой степенью
надежности (на одном из слетов «Лицом к лицу» приз самому старому японскому мотоциклу завоевал чоппер
с «рабочим» мотором Мотоцикл Honda cb450 60-х годов). Но, видимо, компоновочные проблемы привели к тому, что,
как только стали доступны высококачественные стали, конструкторы с облегчением вернулись к традиционным
цилиндрическим пружинам.
Внедорожный вариант - скрэмблер Honda CL450.
Перечень технических новшеств можно продолжать и продолжать. СВ450 стал первым в мире мотоциклом массового
производства, в котором мотор с двумя верхними распредвалами. До того подобное конструкторское решение применялось
лишь в гоночной практике да на редчайших «репликах». Оба распредвала приводились единой цепью
безвтулочного типа. Еще одно «впервые» - карбюраторы постоянного разрежения (CV). Они отчасти
компенсировали присущий высокооборотным моторам недостаток момента на «низах». Картер двигателя
сконструировали с горизонтальным разъемом. Коленвал вращался в четырех роликовых подшипниках. Как и у
«маленьких» 2-цилиндровых Honda, порядок работы - не принятый у «британцев» равномерный -
360-360, а «нервный» - 180-540 (предвестник «биг банга»?). Через шестеренную моторную
передачу момент передавался на 4-ступенчатую коробку передач. И еще в одном аспекте Honda утерла нос
англичанам: запуск - при помощи крохотной кнопочки на руле. В британских «больших двойках»
электростартер появился лишь в 70-е.
Для мотоциклов Honda начала 60-х годов характерна хребтовая рама, замкнутая через силовой агрегат. Но для СВ450
разработали классическую - трубчатую замкнутую, раздвоенную в нижней части. Если коротко, ходовая часть
получилась типичной для того времени: передняя вилка с массивными стальными кожухами, маятниковая задняя
подвеска, спицованные колеса, барабанные тормоза (передний - 2-кулачковый).
Мотоцикл Honda cb450 поздней версии -с дисковым тормозом.
В Европе мотоцикл приняли прохладно, зато он получил очень теплый прием в США. Поскольку в ранних рекламных
объявлениях новая Honda позировала на фоне бомбардировщика, то ее вскоре прозвали Black Bomber -
«черный бомбардировщик» (первые годы машина выпускалась только в серебристо-черной гамме). Надо
сказать, что СВ450 выбирали не романтики (те пока оставались верны своим BSA и AJS), а практики. Особенно
популярным он стал у любителей мототуризма: им понравился аппарат тем, что он надежный и мощный. Можно
сказать, что первая серьезная модернизация, проведенная в 1968 году, как раз и была вызвана требованиями
«дальнобойщиков». Хотите - получайте: подняв степень сжатия, конструкторы увеличили мощность мотора до
45 л.с. при 9000 об/мин. Но важнее то, что взамен 4-ступенчатой коробки передач они установили 5-ступенчатую.
Кроме того, увеличили базу (с 1350 до 1375 мм) и полностью переработали дизайн машины. В соответствии с
новейшими тенденциями приборы перебрались из кожуха фары в отдельные «стаканы», «модным»
сделали и бензобак. В том же 1968 году у машины появилась версия в стиле «скрэмблер» CL450:
поднятые вверх глушители, высокий руль с перемычкой.
Но всего год спустя потрясающая 4-цилиндровая Honda CB750 совершенно затмила 2-цилиндровую «сестру».
Если незадолго до этого фанаты больших скоростей прикидывали, что купить - Norton или Honda, то теперь сомнения
исчезли: Honda! Но уже не СВ450... Та еще сохраняла популярность среди американских «практиков»,
но в Европе продажи резко упали.
Разрез двигателя СВ450: два верхних распредвала,
полусферические камеры сгорания, карбюраторы постоянного
разрежения, шестеренная моторная передача.
Не подстегнула спрос и очередная модернизация, проведенная в 1970 году. Вновь конструкторы преобразили дизайн
машины, а на смену переднему барабанному тормозу пришел дисковый, от СВ750. Европейцы не отреагировали...
Видимо, поэтому новая Honda СВ500Т, которая пришла на смену СВ450 в 1974 году, была стилизована откровенно в
американском вкусе. В техническом же отношении она мало отличалась от модели-предшественницы: на смену
роликовым коренным подшипникам пришли шариковые, рабочий объем двигателя возрос до 498 см3 - за счет увеличения
хода поршня, а вот мощность даже упала до 41 л.с. (при 8000 об/мин) ради момента на «низах».
Но и в таком виде мотоцикл продержался на рынке всего три года. Его вытеснила машина совершенно другой
концепции - Honda CX500... Лучшее - враг хорошего.