LF250ST, ATV. Год выпуска 2005, Двигатель 4Т, 233,9 см3 , Мощность 17,7 л.с., Масса 203 кг, Максимальная
скорость 70 км/ч, Ориентировочная цена 80 000 руб.
ЗИД-200 «Тарпан», ATV. Год выпуска 2005, Двигатель 4Т, 196,9 см3, Мощность 17 л.с., Масса 250 кг,
Максимальная скорость 50 км/ч, Ориентировочная цена 48 500 руб.
«Чистокровный китаец» LF250ST (слева) и «полукровка» ЗиД-Lifan «Тарпан»
Квадрик LF50ST-3(H) в техническом плане достаточно совершенная машинка, намного интереснее по конструкции, чем
«Робинзон». Моторчик, ставший уже «классикой по-китайски», 4-тактный «полтинник»
со сцеплением-«автоматом». В КП «вживлен» задний ход, но ради него принесена в жертву 4-я
передача. Реверс включается той же лапкой, что и передачи вперед. Другое новшество - конический редуктор для
карданной передачи на заднюю неразрезную ось. У заднего моста, как у взрослых ATV, от сапуна к воздушному фильтру
отходит дренажная трубочка - вот квадрик бродов и не боится. И совсем по-современному на ось установлен дисковый
тормоз - не какая-нибудь обманка с механическим приводом (что свойственно машинам и более солидного класса), а
полноценная 1-поршневая плавающая скоба. Моноамортизатор, хоть и без прогрессии (это было бы уже слишком!), но
с гидравликой и пятью положениями регулировки поджатия пружины.
Этот ATV оснащен «взрослыми» пультами управления на руле и даже зеркалами - а это и вовсе редкость для
четырехколесников. Самая солидная ручка - слева. На ней, помимо традиционных переключателя света фары, включателей
«мигалок» (машинка оснащена указателями поворотов!) и сигнала, установлены еще и фиксатор рычага заднего
тормоза, привод обогатителя карбюратора и кнопка «стоп» двигателя. Справа пульт попроще - курок газа,
кнопка электростартера.
В корпусе круглого спидометра вмонтированы лампы-указатели нейтрали, включенной передачи, реверса, дальнего света,
степени заряженности аккумулятора. Под шкалой жидкокристаллический счетчик пробега и стрелочный указатель скорости.
LF250ST едет быстро, если дорога ровная
Подвеска передних колес - двухрычажная. Такая совершенная конструкция еще недавно не применялась на маленьких
машинках. Но она здесь не роскошь - на неровной трассе душу не вытрясает.
Фар целых три. Две формой напоминают кошачий глаз, они удачно вписаны в экстерьер передка. Третья установлена
сверху и поворачивается вместе с рулем. Передние «мигалки» спрятаны так тщательно, что сразу их и не
заметишь... Внешность броская, хищная, что свойственно современным большим ATV.
Поскольку квадрик все-таки детский, то база его невелика. И тогда особенно возрастает в цене защита ног (от
попадания их под колеса или соскальзывания с подножек). Но совершенно не понятно, почему здесь нет хотя бы какой-нибудь
защиты мотора - от той же грязи. А ведь требуется заслон еще и карбюратору (который «смотрит» вперед:
он расположен аккурат между передними колесами), но он ничем не прикрыт.
На ходу квадрик юрок и легок в управлении. Мощи маловато, но не будем забывать, для кого он предназначен.
Как и в «Робинзоне», здесь предусмотрена возможность, благодаря полуавтомату выжима сцепления,
«обманывать» центробежный механизм управления.
При всей «навороченности» конструкции нельзя сказать, что проходимость LF50ST-3(II) лучше, чем
«Робинзона». Чудес не бывает: при тех же мощности и крутящем моменте мотора «чистокровный китаец»
в полтора раза тяжелее «нашего».
Приборная панель LF250ST не балует информативностью, к тому же обозначения при ярком солнечном свете не видны.
У «Тарпана» к обычной (докитайской) панели приборов добавили индикатор включенной передачи.
«Перелицовка польт»
Для взрослых предназначен ATV «Тарпан». Он эволюционировал из первого в России 4-колесного мотоцикла
ЗДК-175 4ШП, увидевшего свет еще в 1992 году. Теперешний облик и название «Тарпан» появились в конце
2002 года, когда в конструкцию ввели подвеску задних колес (тест публиковался в «Мото», № 3-2003). В
прошлом году двухтактный мотор уступил место китайскому четырехтактнику.
Топливный бак и сиденье - от «Совы», фары - от «Пилота», вместительные багажники спереди и
сзади. Облицовки - средней паршивости: они из пластика АБС, печально известного своей хрупкостью.
Пульты управления на руле - китайские. Справа - привычная мотоциклистам ручка газа, передний тормоз и клавиша
«стоп» двигателя. Панель приборов невыразительная, от «ковроциклов». Единственное ее
достоинство - обнуляемая вторая шкала одометра... На вездеходе предусмотрена возможность перевозить пассажира.
Сиденье достаточно широкое, мягкое и рассчитано, естественно, на двоих.
Какие еще характерные конструктивные особенности «Тарпана»? У однорычажной подвески передних колес
лишь одно достоинство - в ней немного деталей. В «деле» же расползающиеся при наезде на кочки или
при торможении колеса изменяют колею машины и создают дополнительное сопротивление движению. Нередко из-за этого
квадр «встает колом» там, где водитель планировал проскочить препятствие с ходу.
Основа конструкции главной передачи - редуктор от «Муравья» с реверсом. Дифференциал заблокирован, что
вызывает разумеющиеся последствия. На пересеченке это дает несомненный «плюс», но только здесь: из-за
этого дифференциала «Тарпан» не может быть сертифицирован как полноценный мотоцикл - только как
механическое транспортное средство. Значит, курировать его будет не ГИБДД, а Технадзор. В этой организации придется
квадр регистрировать, проходить ежегодный техосмотр, а водителю получать специальные «тракторные» права.
Карбюратор простейшего золотникового типа с воздушной заслонкой для холодного пуска - это по-нашенски. А ведь
обладатели ATV закономерно ожидают от своих аппаратов, что те будут запускаться в любую погоду. Заслонка в
этом отношении лучше обогатителя, нужно только научиться с нею обращаться.
Трансмиссия и ходовая часть LF250ST не блещут совершенством: открытая цепная передача и однорычажная передняя подвеска.
«Тарпан» с неприхотливым китайским мотором и мягкими (опять-таки китайскими) шинами превратился в довольно привлекательную машинку.
Сцепление - привычное ручное, оно на руле. Передач в КП пять, и включаются они «по-китайски»: при
разгоне - все вниз. Тяговитый 4-тактный двигатель превращает троганье с места и езду на малой скорости в удовольствие.
И подвески работают удовлетворительно, и шины амортизируют.
Я не случайно упомянул об этом свойстве резины: до сих пор на ковровские ATV монтировали ярославские шины,
прославившиеся «дубовостью». Их заменили на китайские Kingstyre, а они куда легче и эластичнее. От
этого ход на пересеченке стал не сказать чтобы комфортно-плавным, но, по крайней мере, удовлетворительным, ненамного
хуже, чем у «фирменных» утилитарных машин.
Если разогнаться подинамичнее (а мощности мотора для этого хватает), ощущаешь, что хода подвесок маловаты - с
такими ни о какой спортивной езде говорить не приходится. Вспоминаю: примерно так же чувствовал себя лет десять
назад на импортных утилитарных ATV (за что их прозвали «тракторами»). Амортизаторы передних колес
жестковаты, но все же подвеска работает.
Разочарование - тормоза: они барабанные с тросовым приводом. Сказать, что вялые - мало. Странно, что они
выдержали испытание процедур сертификации.
Мелкие недостатки, присущие прежнему «Тарпану», перекочевали и на эту модель: плохо фиксирующийся
рычаг заднего хода, нет багажной емкости для перевозки инструмента, ничто не мешает ногам водителя попасть
под задние колеса.
«Тарпан» можнь смело купать: его тормоза испортить невозможно, поскольку все равно их нет.