Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал. >> Электрооборудование Источник электрической энергии
И. М. Кошелев
На ранних моделях мотоциклов применялись системы электрооборудования, работавшие с напряжением 6В. Начиная с модели М-67, применяется 12-вольтовое электрооборудование, более полно обеспечивающее потребности.
Источниками электроэнергии в мотоциклах Ирбитского мотоциклетного завода служат аккумуляторная батарея 6МТС-9 (или две батареи ЗМТ-6, соединенные последовательно) и генератор Г-424. Аккумуляторная батарея обеспечивает питание электрооборудования при неработающем двигателе и (или) при малой частоте вращения коленчатого вала, а при средних и больших частотах вращения и при включении большого числа потребителей (габаритных огней, указателей поворота) - основная нагрузка ложится на генератор.
Современные аккумуляторные батареи продаются, как правило, либо сухозаряженными, либо вообще полностью приведенными в рабочее состояние. Если батарея сухозаряженная, ее нужно заполнить электролитом. Электролит - это водный раствор химически чистой серной кислоты, имеющий плотность 1,28 г/см3 при температуре +25°С.
Уровень электролита во всех аккумуляторах батареи всегда должен быть установлен по верхней метке на корпусе батареи. После пропитки пластин, обычно через 2-3 ч после заливки, батареи можно ставить на мотоцикл и начинать эксплуатацию.
Основными характеристика АКБ являются, кроме ее размеров, напряжение на клеммах, плотность электролита и емкость.
Если в обозначении батареи первой стоит цифра 6 - значит батарея 12-вольтовая. Последняя цифра обозначения показывает емкость в Ампер-часах. Плотность показывает степень заряженности аккумуляторной батареи. В полностью заряженной АКБ при температуре +25°С плотность электролита равна 1,28 г/см3. Для средней полосы России это норма. Для северных районов нормальной считается плотность 1,29 г/см3. Если плотность упала до 1/24 - значит, батарея разряжена на 25%, а показатель 1,2 свидетельствует о потере 50% заряда.
Разряженную батарею следует зарядить. На мотоцикле зарядка осуществляется автоматически от работающего генератора. Однако, если потребителей очень много, если вы ездите с включенным светом и малой скоростью, мощности генератора может оказаться недостаточно. И тогда придется подзаряжать аккумулятор от стационарного зарядного устройства.
В процессе зарядки АКБ плотность электролита повышается и наблюдается активное газовыделение - мы видим как бы "кипение" электролита. Именно из-за этого явления в процессе эксплуатации требуется периодически доливать в аккумулятор дистиллированную воду.
И еще пару предупреждений сделать необходимо.
От плотности зависит температура замерзания электролита. Скажем, электролит с плотностью 1,24 г/см3 замерзает при температуре -50°С. Но стоит плотности упасть всего на 0,1, как температура замерзания поднимается до -14°С. Об этом надо помнить, если мотоцикл зимой подолгу стоит в гараже без движения. Разряженный аккумулятор легко может треснуть.
Кислота, особенно концентрированная - вещь крайне опасная. Особенно серная кислота, одна из наиболее агрессивных. При смешивании ее с водой происходит мощное выделение тепла. Поэтому никогда нельзя вливать воду в кислоту. Капли воды, едва коснувшись поверхности кислоты, вскипают и разлетаются во все стороны, причиняя серьезные ожоги. Можно лить только кислоту в воду - тонкой струйкой при непрерывном помешивании.
При эксплуатации батареи необходимо:
- периодически проверять реле-регуляторы напряжения, которые должны обеспечивать в зарядной цепи напряжение 13,8 + 0,5 В;
- через каждые 10-15 дней проверять степень разрядки батареи по плотности электролита и своевременно подзаряжать ее, не допуская нахождения батареи без заряда более суток;
- поддерживать нормальный уровень электролита, доливая дистиллированную воду в аккумуляторы;
- содержать батарею в чистоте, прочищать вентиляционные отверстия (газоотводный канал) в пробках, если они засорились; -смазывать болты, гайки, шайбы и наконечники техническим вазелином или ЛИТОЛом;
- при затягивании или отвертывании гаек пользоваться двумя ключами для предотвращения поломки выводов;
- один раз в три месяца проводить контрольно-тренировочный цикл, т. е. зарядку, разрядку и опять зарядку; разрядку производить в течение 20 ч при следующем режиме:
Разрядный ток, А 0,45
Емкость, А-ч 9,0
Конечное напряжение, В 10,5
Кроме того, надо помнить, что нельзя соединять между собой зажимы (провода разных полярностей) для проверки на искру.
При перерывах в эксплуатации батареи подлежат хранению с электролитом в заряженном состоянии.
В зимний период батареи с электролитом положено хранить в холодном помещении при температуре не выше 0° и не ниже минус 25 °С, в летнее время - при температуре не выше плюс 35 °С.
Генератор переменного тока Г-424 (мощностью 150 Вт) с установленным на нем выпрямителем ВБГ-2А обеспечивает энергией систему зажигания, указатели поворота и торможения. Кроме того, генератор обеспечивает подзарядку аккумулятора. При длительных поездках в темное время суток энергии генератора может не хватить для питания всех потребителей, особенно при малых частотах вращения коленчатого вала. Во избежание этого необходимо поддерживать довольно высокую частоту вращения коленчатого вала (при движении | на четвертой передаче скорость должна быть не менее 40 км/ч), чтобы не разрядить аккумулятор.
Табл. 1.6. Техническая характеристика генератора Г-424
Номинальное напряжение, В |
14 |
Мощность номинальная, Вт |
150 |
максимальная при кратковременных перегрузках |
200 |
Ток полной отдачи, А |
11 |
Частота вращения ротора, обеспечивающая напряжение 14 В, мин, при нагрузке, равной нулю |
1300 |
полной (11 А) |
2400 |
максимальной |
5000 |
Полярность |
Минус на "массу" |
Направление вращения ротора (со стороны привода) |
Правое |
Масса генератора, кг |
3,8 |
Ремонт генератора производят в специализированных мастерских, после ремонта на стенде проверяют основные параметры генератора.
При проверке генератора (как и при его эксплуатации) надо помнить, что работа генератора без нагрузки приводит к пробою выпрямителя.
Центрирующий буртик на фланце крепления выполнен эксцентрично по отношению к оси ротора, поэтому при повороте корпуса генератора (во время его установки) относительно картера меняется межосевое расстояние зубчатых колес привода и соответственно зазор в зацеплении. Правильность установленного зазора определяют по наименьшему уровню шума при работающем двигателе.
По истечении гарантийного срока работы (20 000 км) генератор необходимо снять с двигателя, освободить от кожуха вентилятора и щеткодержателя со щетками. Генератор очистить, продуть сжатым воздухом и осмотреть. Гладкая, блестящая поверхность контактных колец свидетельствует о нормальной работе генератора. При наличии загрязнений, следов нагара на кольцах их надо протереть ветошью, смоченной в бензине. Если на кольцах имеются раковины, риски, неравномерный износ, необходимо разобрать генератор и кольца ротора проточить и прошлифовать. Щетки, имеющие сколы или изношенные до высоты менее 10 мм, надо заменить.
Генератор Г-424 работает совместно с реле-регулятором РР-330, который состоит из регулятора напряжения и реле включения контрольной лампы. В отличие от реле-регулятора, работающего совместно с генератором постоянного тока, в реле РР-330 отсутствует реле обратного тока. Функции его выполняет выпрямитель, препятствующий перетеканию тока от аккумулятора к генератору. Однако небольшой обратный ток все же существует и при длительной стоянке мотоцикла он может полностью разрядить аккумулятор. Для предотвращения этого в электрическую схему введен выключатель "массы".
Рис. 18. Схема системы зажигания
1 - свеча, 2 - прерыватель, 3 - рычаг прерывателя, 4 - контакт неподвижный, 5 - кулачок зажигания, 6 - конденсаторы, 7 - батареи аккумуляторные, 8 - контакты центрального переключателя, 9 - ключ, 10 - катушка зажигания, 11 - разрядники искровые 12 - обмотка вторичная, 13 - обмотка первичная
Остальные агрегаты электрооборудования имеют простое устройство и в подробном описании не нуждаются.
Выключатель сигнала торможения (стоп-сигнал) крепится двумя винтами к кронштейну рамы с продольными пазами. Ослабив винты, выключатель можно перемещать взад-вперед, изменяя натяжение пружины привода выключателя и тем самым корректируя момент включения стоп-сигнала.
Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал. >> Электрооборудование Источник электрической энергии
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.