Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал. >> Масла
И. М. Кошелев
Масла, применяемые на мотоциклах ИМЗ, делятся на моторные и трансмиссионные.
Минеральные масла получили свое название потому, что их получали из нефти (минерального сырья) методом прямой перегонки. Этот метод применяется и сейчас -но полученная с его помощью продукция никого уже не устраивает. Главный недостаток минерального масла - большая зависимость вязкости от температуры. В связи с этим минеральные масла в чистом виде не применяются, но используются в качестве основы.
К маловязким основам добавляются целые пакеты различных присадок.
Загущающие присадки вводятся для создания надежной масляной пленки, не разрушающейся при высоких температурах.
Антикоррозионные присадки, как явствует из названия, должны предотвращать коррозию деталей двигателя.
Антиокислительные помогают сохранять свойства масла, уберегая его от окисления и старения.
Моющие обеспечивают чистоту двигателя, растворяют смолистые отложения.
Противоизносные присадки, антипенные и еще ряд других дополняют это неполный перечень.
Принято различать четыре группы масел: для карбюраторных двигателей легковых автомобилей и мотоциклов, для дизельных двигателей легковых автомобилей, для дизельных двигателей грузовиков и для двухтактных двигателей.
Масла для бензиновых двигателей в свою очередь подразделяются на группы в зависимости от степени форсированности двигателя.
По классификации API (Американский институт нефти) моторные масла в зависимости от степени форсированности двигателей делятся на семь групп и имеют соответственно обозначения SC, SD, SE, SF, SG, SH и SJ. Свойства масел улучшаются слева направо. Если, например, масло класса SC предназначено для низкофорсированных двигателей с максимальным числом оборотов не выше 4000, то масло класса SJ пригодно для самых современных моторов со впрыском топлива.
Очень важная характеристика - классификация моторных масел по вязкости, введенная Обществом автомобильных инженеров США (SAE). Эта характеристика давно привычна большинству наших автомобилистов и мотоциклистов и выглядит, например, так: SAE 10W40; SAE OW30 и т.д.
Наиболее распространенные масла этого ряда считаются всесезон-ными, поскольку обеспечивают пуск двигателя при достаточно низких температурах и его надежную работу летом, в жару.
Например, масло SAE OW30 работает в диапазоне температур от -40 °С до +30°С; для SAE 5W40 нормальный температурный диапазон от -25 °С до +40 °С; а масло SAE50 предназначено для тропиков, оно работает в диапазоне от 0 до +50°С.
Отечественная классификация по ГОСТ (ГОСТ 17479-72) делит моторные масла на 4 группы: Б, В, Г и Д в зависимости от того, для двигателей какой степени форсировки они предназначены.
Масла группы Б1 - это аналог масел SC-SD по классификации API; B1 и Г1 соответствуют маслам SE и SF, Д1, соответственно, маслам SF-SJ. (Индекс 1 в системе обозначений ГОСТ показывает, что масло предназначено для бензиновых двигателей).
Чтобы Вам было легче разобраться во взаимосвязях классификаций, приведем пару простеньких табличек.
Соответствие классов вязкости моторных масел по классификациям SAE и ГОСТ
Табл.1.4
Класс вязкости по SAE |
10W |
20W |
30 |
40 |
50 |
Класс вязкости по ГОСТ |
6 |
6-8 |
10-12 |
14-16 |
20 |
Соотношение применяемости моторных масел по классификации API и ГОСТ
Табл. 1.5
API |
SE SD |
SE |
SF SG |
SH SJ |
гост |
Б1 |
В1 |
Г1 |
Д1 |
Для мотоциклов Ирбитского завода рекомендуются в качестве моторных масла группы М-8В1 и соответствующие им зарубежные аналоги; для коробки передач - они же; для главной передачи - трансмиссионные масла ТАП-15В и ТАД-17И. Очень неплохие результаты показывают двигатели при работе на маслах М-10В2, М-12В2 и др., предназначенных для дизелей.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.