Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал. >> Сцепление
И. М. Кошелев
Сцепление предназначено для плавного соединения и разъединения двигателя с трансмиссией при трогании мотоцикла с места и для перехода с одной передачи на другую, а также для ограничения крутящего момента, передаваемого от двигателя на трансмиссию и наоборот.
На мотоциклах ИМЗ применяется сухое двухдисковое сцепление (рис.8) Ведущие диски (нажимной, промежуточный, упорный) выполнены из стали Рабочие поверхности всех дисков отшлифованы В центре нажимного диска имеется отверстие квадратного сечения, а впереди - выточки под пружины Нажимной и упорный диски центрируются на пальцах маховика и могут свободно перемещаться по ним в осевом направлении. Упорный же диск крепится к пальцам винтами с потайными головками. Винты контрятся раскерниванием металла диска в шлиц винта. Для правильной сборки сцепления и сохранения балансировки маховика и сцепления на дисках и на кольцевом ребре маховика керном наносят метки, которые при сборке совмещают К стальным ведомым дискам приформованы фрикционные накладки и приклепаны шлицевые ступицы для передачи крутящего момента
Шток выжима сцепления имеет хвостовик квадратного сечения, что предотвращает проворачивание штока в нажимном диске. Шток вместе с наконечником проворачивается относительно ползуна в упорном подшипнике Ползун под воздействием рычага перемещается вперед в осевом направлении и через подшипник, наконечник и шток перемещает нажимной диск сцепления и разъединяет диски, в результате чего передача крутящего момента прекращается. Если усилие с рычага снять, то под действием пружин диски перемещаются назад, возвращая в исходное положение шток, наконечник, подшипник, ползун. Диски прижимаются друг к другу пружинами, при этом возникают силы трения, которые и передают крутящий момент
Рис. 8. Сцепление
1 - шток выключения, 2 - сальник штока, 3 - наконечник штока, 4 - упорный шарикоподшипник, 5 - сальник ползуна, 6 - ползун, 7 - регулировочный винт, 8 - рычаг выключения сцепления, 9 - ось рычага, 10 - подшипник первичного вала коробки передач, 11 - шайба первичного вала, 12-первичный вал, 13-упорный диск, 14 - промежуточный ведущий диск, 15- ведомые диски, 16- нажимной диск, 17 - маховик, 18 - сальник, 19 - ступица ведомого диска
Если рычаг отпускать плавно, то диски прижимаются друг к другу постепенно, силы трения нарастают плавно, крутящий момент будет увеличиваться постепенно, за счет чего мотоцикл плавно трогается с места
Если крутящий момент превысит расчетное значение, например за счет инерции маховика при больших частотах вращения, то при жестком соединении двигателя и трансмиссии может произойти разрушение деталей. При наличии же сцепления в случае превышения расчетного значения крутящего момента сил трения дисков не хватает для передачи такого момента, диски пробуксовывают друг относительно друга, предохраняя детали от разрушения.
Управление сцеплением осуществляется рычагом на левой стороне руля. При нажатии на рычаг усилие через трос в гибкой оболочке передается рычагу на коробке передач, который воздействует на ползун и выключает сцепление.
Поскольку детали сцепления во время работы изнашиваются, то и положение рычага сцепления на коробке передач меняется, увеличивается его свободный ход, нарушается управление сцеплением. Для регулирования правильного включения и выключения сцепления на тросе имеются регулировочные винты, которыми добиваются такого положения, чтобы при нажатии на рычаг выключения сцепления на руле до начала разъединения дисков свободный ход рычага равнялся 5-8 мм. Свободный ход измеряется на расстоянии 3/4 длины рычага от оси вращения
Для проверки свободного хода надо рычаг на коробке передач отвести в крайнее заднее положение, при этом рычаг на руле повернется до упора в кронштейн (по часовой стрелке) Далее необходимо перемещать рычаг на руле на себя Вначале рычаг должен перемещаться практически без усилия, а в момент начала выключения сцепления - с усилием Расстояние, на которое переместится рычаг на руле до начала нарастания усилия, называется свободным ходом. При отсутствии свободного хода детали управления сцепления будут препятствовать плотному прижатию дисков сцепления. При этом силы трения между дисками будут малы, что приведет к неполной передаче крутящего момента В этом случае сцепление "буксует" и скорость мотоцикла не увеличивается с увеличением частоты вращения двигателя.
Если свободный ход будет большим, то при перемещении рычага сцепления на руле в основном будет выбираться свободный ход и детали управления сцеплением переместятся недостаточно для полного разъединения дисков. В этом случае и при выключенном сцеплении будут действовать силы трения, вследствие чего при включенной передаче мотоцикл будет двигаться, т. е. говорят, что сцепление "ведет".
Причиной пробуксовки сцепления может быть также попадание на диски масла из двигателя или коробки передач при разрушении сальников
Иногда и при правильной регулировке сцепление "ведет", что вызывается короблением дисков, которое возникает при перегреве сцепления. Это происходит при длительной работе с пробуксовкой сцепления, например при движении с очень малой скоростью, при продолжительном движении в сложных дорожных условиях (грязь, песок, снег, рытвины), когда приходится часто пользоваться сцеплением Желательно избегать езды в таких условиях, поскольку возможен перегрев не только сцепления, но и двигателя
Наиболее распространенными дефектами сцепления являются обрыв троса, а также износ пальцев маховика и отверстий в нажимном и промежуточном дисках. Трос надо промывать и смазывать примерно через 4000...6000 км.
При обрыве троса его необходимо отремонтировать или заменить новым.
Рис. 9. Коробка передач (разрез по валам)
1 - пружина пускового механизма, 2 - зубчатое колесо IV передачи первичного вала, 3 - шарикоподшипник первичного вала, 4 - сальник первичного вала, 5 - муфта первичного вала, 6 - вал первичный, 7 - шток выключения сцепления, 8 - шарикоподшипник вторичного вала, 9 - вал вторичный, 10 - шайба крышки переднего подшипника, 11 - шайба маслоотражательная вторичного вала, 12 - зубчатое колесо IV передачи вторичного вала, 13 - картер, 14 - муфта вторичного вала, 15 - муфта включения передач, 16 - вилка переключения III и IV передач, 17 - отверстие для смазки зубчатых колес, 18 - зубчатое колесо III передачи вторичного вала, 19 - вилка переключения I и II передач, 20 - зубчатое колесо II передачи вторичного вала, 21 - сектор переключения передач, 22 - зубчатое колесо I передачи вторичного вала, 23 - крышка правая, 24 рычаг ручного переключения передач, 25 - зубчатое колесо ведомое привода спидометра, 26 - сальник вторичного вала, 27 - диск ведущий гибкой муфты карданного вала, 28 - гайка вторичного вала, 29 - ползун выключения сцепления, 30 - сальник ползуна, 31 - шарикоподшипник упорный, 32 - наконечник штока выключения сцепления, 33 -роликоподшипник первичного вала, 34 - сальник штока выключения сцепления
Устройство и эксплуатация мотоциклов Урал. >> Сцепление
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.