Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Обслуживание двигателя. Эксплуатация скутеров.
К основным работам по обслуживанию двигателя скутера относятся: очистка нагара с деталей цилиндро-поршневой группы, регулировка клапанов и их привода, а также смена масла и фильтра (то и другое - на четырехтактных моторах), очистка карбюратора и глушителя, регулировка карбюратора, очистка воздушного фильтра, смена охлаждающей жидкости (у скутеров с системой жидкостного охлаждения).
Газораспределительный механизм. Стрелка указывает место установки регулировочного щупа.
Эту работу проводят периодически, во время ТО или при появлении характерных звуков. Для регулировки теплового зазора в механизме привода клапанов снимаем клапанную крышку головки цилиндра. Проворачиваем коленчатый вал в такое положение, когда оба клапана закрыты (конец такта сжатия). Вставляя щупы разной толщины в щель между клапаном и коромыслом (или между толкателем и кулачком распределительного вала), определяем зазор в приводе ГРМ (1). Его величина указывается в инструкции по эксплуатации, обычно она составляет 0,08-0,1 мм для впускных клапанов и 0,1-0,12 мм - для выпускных. В инструкции также указывается, на горячем или холодном двигателе следует проводить замеры. Обычно это рекомендуется делать на холодном двигателе. Регулируют зазор по разному, в зависимости от типа ГРМ. В схемах OHV и ОНС для этого следует вращать регулировочные винты (предварительно следует отпустить контргайки), а на механизмах схем ОНС и DOHC рекомендуется замена специальных регулировочных шайб между кулачком распределительного вала и толкателем (4).
Кроме того, необходимо периодически регулировать натяжение цепи привода механизма газораспределения (если оно не обеспечивается автоматически). Для этого отпускаем контргайку натяжного устройства и медленно проворачиваем кик-стартером коленчатый вал на несколько оборотов. Пружина устройства сама установит требуемое натяжение цепи, после чего останется лишь затянуть контргайку. Если подобная регулировка не обеспечивает требуемое натяжение цепи, необходим ремонт натяжного устройства или замена цепи привода ГРМ.
Маслозаливная горловина со щупом
Моторное масло и фильтр следует заменять при каждом ТО, то есть с периодичностью 5-10 тыс. км (как указано в инструкции по эксплуатации). Первую замену масла и фильтра проводят после завершения обкатки. Уровень масла в двигателе следует проверять перед каждой поездкой (2, 3). Для этого имеется контрольное отверстие, глазок или щуп. По мере надобности следует доливать масло той же вязкости (а желательно и той же марки), что было залито в двигатель изначально.
Для замены масла полностью прогреваем двигатель, затем глушим и откручиваем пробки заливного и сливного отверстий. Когда масло вытечет, закручиваем пробку сливного отверстия. Откручиваем рукой или специальным приспособлением масляный фильтр и заменяем его новым. В заливное отверстие наливаем требуемое количество масла (обычно на корпусе указывают его количество), контролируя уровень. Заводим двигатель на несколько минут, глушим его и вновь проверяем уровень масла - часть его ушла в масляный фильтр и уровень должен понизиться. При необходимости доливаем масло до уровня.
Контрольный глазок уровня масла указан стрелкой
Ее производят при появлении неисправностей. Для регулировки оборотов холостого хода и качества смеси на холостом ходу, а также состава смеси (изменением положения дозирующей иглы) снимать карбюратор с двигателя не нужно; для очистки карбюратора и проверки (регулировки) уровня топлива в поплавковой камере требуется демонтаж карбюратора. Хотя устанавливаемые на скутеры карбюраторы могут несколько отличаться по конструкции, основные виды работ по регулировке карбюратора идентичны.
Регулировку оборотов холостого хода следует проводить при полностью прогретом двигателе. Винтом подъема дросселя (6) (винтом «количества») снижаем обороты двигателя до минимально устойчивых. Медленно вращая винт ограничения токсичности смеси (винт «качества»), добиваемся максимального увеличения оборотов. Вновь снижаем обороты винтом подъема дросселя и регулируем их на максимум винтом качества смеси. Указанную операцию повторяем 2-3 раза, постепенно снижая обороты двигателя.
Регулировочная шайба (1) устанавливается в толкатель (2)
Проверку правильности регулировки холостого хода проводят на месте (скутер стоит на центральной подставке), с надежно вывешенным задним колесом. После прогрева двигателя нужно резко открыть дроссельную заслонку. Если при этом двигатель останавливается (или появляются «провалы»), то смесь необходимо обогатить, для чего заворачиваем винт качества смеси на 1/3-1/4 оборота. Если двигатель останавливается при резком закрытии дросселя, смесь необходимо обеднить, для чего отворачиваем винт качества смеси на 1/3-1/4 оборота.
Для очистки нагара с деталей ци-линдро-поршневой группы снимаем с двигателя головку цилиндра, как описано в главе «Ремонт скутеров». Нагар образуется прежде всего на днище поршня и поверхности камеры сгорания. Перед удалением нагар лучше обработать специальными химическими очистителями. Можно также использовать ацетон, намочив в нем ветошь и протерев ею загрязненные места. Для удаления нагара используем скребок, изготовленный из дерева, пластмассы или тонкой жести. После длительной эксплуатации нагар образуется также в канавках поршневых колец. Оттуда его удобнее всего удалять куском старого поршневого кольца.
Работы по проверке и регулировке уровня топлива в поплавковой камере, а также по проверке работоспособности автоматического пускового обогатителя карбюратора описаны в главе «Ремонт скутеров».
Регулировка свободного хода троса «газа»
Оно заключается в очистке фильтрующего элемента и корпуса (7). Периодичность обслуживания воздушного фильтра составляет в среднем 1-1,5 тыс. км; при движении по запыленным дорогам она снижается и может составлять (по рекомендациям изготовителя) 500 км. После снятия крышки корпуса воздушного фильтра извлекаем фильтрующий элемент. Если он бумажный, заменяем его на новый. Поролоновый (пенополиуре-тановый) фильтрующий элемент допускает многократную очистку. Для этого промываем его в чистом бензине и пропитываем маслом (моторным или специальным для воздушных фильтров). Излишки масла удаляем, отжимая поролон (но не перекручивая его). Удобно производить смазку такого фильтра, разместив его в полиэтиленовом пакете, куда налито немного масла.
В случае загрязнения изнутри корпуса воздушного фильтра, его поверхность также следует очистить. Поскольку пластиковые корпуса воздушных фильтров разборные и легкосъемные, то для полной очистки воздушный фильтр следует снять со скутера, разобрать и тщательно вымыть.
Регулировка холостого хода на карбюраторе типа CV
Замену охлаждающей жидкости системы жидкостного охлаждения рекомендуют проводить раз в два сезона, или чаще, если в ходе эксплуатации в систему охлаждения добавляли воду. Для слива жидкости снимаем со штуцера насоса шланг, предварительно ослабив хомут. Если насос имеет сливное отверстие, выкручиваем из него пробку и сливаем остатки жидкости из насоса. Удаляем остатки старой жидкости из расширительного бачка, сняв его или откачав жидкость резиновой грушей (проще говоря - клизмой). Установив на место отсоединенные детали, заливаем в систему новую охлаждающую жидкость. Дав двигателю поработать несколько минут на холостом ходу, доливаем жидкость до максимального уровня, обозначенного на корпусе расширительного бачка.
У большинства скутеров конструкция глушителя не позволяет разобрать его для очистки внутренних поверхностей от нагара. В случае их сильного загрязнения (вплоть до полного непрохождения отработавших газов) глушитель необходимо заменить на новый. Известны случаи, когда из-за невозможности достать новый глушитель старый разрезали, прожигали изнутри паяльной лампой до сгорания нагара и затем сваривали. Если глушитель разборный, извлекаем из него внутреннюю трубу с перегородками и прожигаем ее в пламени паяльной лампы (или на костре) до сгорания нагара, а затем обстукиваем для удаления несгоревших остатков.
Замена фильтрующего элемента воздушного фильтра
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.