Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Прохождение поворотов. Базовые приемы управления скутерами.
Прежде всего, в большинстве случаев следует притормозить перед поворотом, насколько - зависит от его радиуса. Если поворот плавный, достаточно бывает просто сбросить «газ», и скутер слегка замедлит ход. Хотя вариатор при сброшенном «газе» и не передает тормозящее усилие от двигателя к колесу, все же некоторое сопротивление в трансмиссии, плюс сопротивление качению и аэродинамическое сопротивление, будут замедлять движение скутера. Если скутер оснащен механической коробкой передач, замедление будет более существенным. На скутерах с механической коробкой передач, у которых трансмиссия обеспечивает «жесткую» связь колеса с коленчатым валом двигателя, водитель чуть добавляет «газ», что мгновенно вызывает ускорение и появление центробежной силы, компенсирующей опрокидывающий момент. Вторая часть поворота, как правило, проходится с наращиванием скорости.
Оптимальные траектории прохождения различных по конфигурации поворотов
При входе в поворот необходимо мысленно наметить траекторию движения (13) - плавную кривую максимального радиуса. Выше мы говорили, что наклон скутера и водителя - непременное условие безопасного прохождения поворота, а максимально возможной скорости соответствует максимальный угол наклона. При превышении скорости и чрезмерном наклоне скутера сил сцепления шин с дорогой не хватит для удержания машины, и произойдет падение. В то же время прохождение поворота на умеренной скорости по максимальному радиусу позволит меньше наклонять корпус, а значит, оставит запас сцепления шин с дорогой. При этом не следует увлекаться «чудесами на виражах» в дождь, да и просто на мокрой дороге - здесь действуют совсем другие законы.
Прохождение плавного поворота на скорости, как правило, затруднений не вызывает. Специфика скутеров с вариаторной трансмиссией сказывается при маневрировании на малой скорости. Когда водитель сбрасывает «газ», скутер продолжает движение по инерции. При повороте руля скутер начинает «заваливаться» в сторону поворота. У скутеров с вариатором при увеличении «газа» центробежное сцепление срабатывает с некоторой задержкой. Если нужно уменьшить скорость, используется тормоз, но «газ» до конца не сбрасывается, создавая так называемый «натяг», чтобы трансмиссия не разобщала колесо с двигателем. В этом случае добавление «газа» сразу увеличивает скорость.
Скорость скутера в повороте должна соответствовать коэффициенту сцепления шин с дорогой, а положение корпуса водителя относительно скутера - избранному приему прохождения поворота. Под приемом понимают наклон туловища и самого скутера. Самый распространенный прием - когда наклон туловища равен наклону машины. Встречаются способы, когда угол наклона туловища больше или меньше угла наклона скутера. Первый способ считается классическим, так ездит большинство скутеристов, и уже одно это говорит, что для обычных условий он подходит лучше всего.
Наклон туловища на угол меньший, чем угол наклона скутера, позволяет проходить поворот по минимальному радиусу. Способ используется при быстром маневрировании и езде на малой скорости.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.