Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Торможение. Базовые приемы управления скутерами.
Существует несколько способов торможения: полное - до остановки скутера, рабочее - для незначительного снижения скорости движения, стояночное - для удержания скутера на уклоне, а также экстренное торможение. При торможении скутер останавливается не сразу. Пройденный путь (его называют остановочным) складывается из расстояния, пройденного за время реакции водителя и тормозного пути, когда действуют тормозные механизмы скутера.
С возрастанием скорости движения скутера увеличивается и остановочный путь. Кроме того, на его длину влияют тип и состояние дорожного покрытия, наличие под колесами воды, песка или глины, степень износа протектора шин, состояние тормозов.
Немаловажным фактором, влияющим на величину остановочного пути, является и время реакции водителя, равное в среднем 0,5-0,8 с.
Всегда желательно тормозить одновременно обоими тормозами
На скутерах с вариатором возможны три способа торможения - только задним колесом, только передним колесом и обоими колесами одновременно. У скутеров с механической коробкой передач добавляется четвертый способ - с использованием тормозящего момента двигателя, работающего с закрытой дроссельной заслонкой. Поскольку такие скутеры встречаются редко, а техника торможения аналогична мотоциклетной, здесь ее рассматривать не будем. Возникает вопрос, каким тормозом раньше начинать работать и на какой рычаг сильнее воздействовать. Всегда желательно тормозить одновременно обоими тормозами или с небольшим опережением действия заднего тормоза.
У многих новичков есть предубеждение к переднему тормозу, поскольку они боятся перевернуться или упасть. Это заблуждение: при торможении вес, приходящийся на переднее и заднее колеса перераспределяется, и на переднее приходится большая его часть. От этого эффективность торможения только передним тормозом примерно на 30 % выше, чем только задним. Чтобы не перевернуться, нужно избегать резкого нажатия на рычаг тормоза.
Вариатор в составе трансмиссии не дает эффекта торможения двигателем. При сбросе «газа» небольшое замедление ощущается лишь в первый момент. Затем центробежное сцепление разобщает заднее колесо и коленчатый вал двигателя. В результате при движении под уклон приходится все время пользоваться тормозами, что иногда может вызвать перегрев тормозных механизмов. Разумеется, речь идет о затяжных уклонах, особенно в гористой местности, поскольку при езде по городу таких проблем не возникает.
Резкое и сильное воздействие на рычаг может вызвать блокировку колеса, то есть оно прекратит вращаться (пойдет «юзом»). Торможение с заблокированным колесом не является самым эффективным, кроме того, если не ослабить тормозное усилие и не разблокировать колесо, скорее всего, произойдет ваше падение.
Многие, зная о большей эффективности «передка», считают, что задний тормоз вообще не нужен. Это тоже заблуждение, причем опасное. При торможении одним передним тормозом в повороте и при плохом сцеплении шины с дорогой (например, когда асфальт покрыт песком) падение неминуемо, поэтому одним передним тормозом лучше не работать. Одновременное использование обоих тормозов на 20 % сокращает тормозной путь. В среднем современные скутеры при торможении со скорости 30 км/ч могут остановиться через 5-7 м.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.