Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Правила пользования органами управления. Подготовка к выезду.
Расположение органов управления и контрольных приборов, а также принцип их работы описаны выше. Сейчас рассмотрим правила пользования органами управления при подготовке к выезду и во время самой поездки.
На многих скутерах подпись ON заменена пиктограммой
Он не только осуществляет выключение двигателя, включение и выключение приборов освещения скутера, но и служит противоугонным устройством (положение LOCK). Поскольку на скутеры часто устанавливают (и правильно делают!) дополнительные противоугонные устройства, их нужно снять перед тем, как вставлять ключ в замок зажигания.
Разблокируйте руль поворотом ключа из положения LOCK в положение OFF. Поверните ключ в положение ON - теперь система зажигания включена, можно заводить двигатель. У большинства современных скутеров, помимо замка зажигания, на правой рукоятке руля установлена клавиша аварийного останова двигателя. Убедитесь, что она находится в нужном положении (ON или RUN).
Стрелочный указатель уровня топлива
После поездки, оставляя скутер даже ненадолго, обязательно заприте рулевую колонку. Для этого поверните руль влево до положения OFF и нажмите на него до упора. Поверните ключ в положение LOCK. Выньте ключ из замка и возьмите его с собой. Если ключ плохо перемешается в положение LOCK, попробуйте слегка повращать руль влево или вправо. Повернув ключ, убедитесь, что руль заблокировался.
На его показания следует прежде всего обращать внимание, чтобы в какой-то момент не оказаться на обочине с «обсохшим» скутером. Практически все модели оборудованы стрелочным указателем уровня топлива в баке. На шкалу нанесены не литры, а доля оставшегося бензина от полного объема (обычно емкость топливного бака составляет 3-4 литра). Полный бак обозначен буквой «F» (full - полный) или цифрой 1, пустой - буквой «Е» (empty - пустой), цифрой 0 или просто красной полосой. Если стрелка приближается к «Е», то необходимо или сразу долить бензин, или сделать это как можно быстрее.
Контрольные лампы уровня масла и включения дальнего света фары
Указатель уровня топлива показывает количество бензина и при выключенном замке зажигания (положение OFF), правда при этом может несколько отклоняться от своего истинного положения. Поэтому при контроле остатка горючего следует установить ключ замка зажигания в положение ON.
Она устанавливается на скутеры с двухтактными моторами, у которых масло, находящееся в специальном баке (объемом около 1 литра) расходуется вместе с бензином. При падении уровня масла примерно до 0,3 литра на щитке приборов загорается красная лампа, сигнализирующая о необходимости его долива. Электрическая цепь контрольной лампы уровня масла замыкается при включении зажигания. Если лампа загорится во время движения, то проехать несколько десятков километров еще можно, но следует как можно быстрее долить масло в бак. После долива масла красная лампа должна погаснуть. Продолжительная езда с низким уровнем масла приведет к заклиниванию поршня в цилиндре.
У скутеров с четырехтактными моторами масло не расходуется вместе с бензином, но оно может вытекать или выгорать. О его недостаточном количестве или низком давлении также сигнализирует лампа красного цвета на панели приборов. В этом случае ехать, даже медленно, не следует. Долейте масло (той же марки, что залито в двигателе) или устраните более серьезную неисправность системы смазки.
Клавиша переключателя указателей поворота сдвигается в сторону поворота. Нажатие кнопки возвращает клавишу в исходное положение.
При смещении клавиши переключателя в сторону поворота загораются задний и передний указатели поворота, мигание которых сопровождается дублирующим звуком и миганием контрольной лампы. Рекомендуется заранее включать указатели перед поворотами и маневрированием. В отличие от автомобилей, у скутеров указатели не выключаются автоматически при возврате руля в исходное положение, поэтому следует быть внимательным и не забывать их выключать после завершения маневра.
Обращение с ней в комментариях не нуждается. Следует лишь помнить, что ПДД предписывают использовать звуковой сигнал только в необходимых случаях. Конечно, на дороге никто не контролирует, когда и для чего применяется сигнал, но следует задействовать его только при необходимости. Постоянное «бибиканье» приведет лишь к тому, что окружающие перестанут обращать внимание на звук сигнала и не отреагируют даже тогда, когда это может оказаться необходимым.
Кнопка звукового сигнала
Его режим работы и расположение на руле у скутеров разных годов выпуска и фирм-производителей несколько различаются. У старых моделей японского производства справа устанавливали переключатель света фары, который имел два режима: дальний свет - ближний свет. Более современные японские и европейские модели справа имеют переключатель света, работающий в режимах: выключено - стояночный свет - свет фары (14), а слева переключатель света фары (дальний - ближний) (13).
Согласно ПДД, у скутеров, как и у мотоциклов, при движении по дорогам общего пользования в светлое время суток должен быть включен ближний свет фары. Дальний свет включается в темноте, при отсутствии встречного транспорта, или когда он находится не ближе 150 м. О включенном дальнем свете сигнализирует контрольная лампа (10) на панели приборов (обычно голубого цвета).
Переключатель «дальний-ближний»
При выключенном двигателе, даже если переключатель света фары находится в положении «включено», свет у большинства скутеров выключается и не разряжает аккумуляторную батарею. При этом, из соображений безопасности, стояночный свет (если он предусмотрен конструкцией скутера) может гореть за счет аккумуляторной батареи.
Переключатель «габарит-фара»
Она всегда находится на правой рукоятке руля. Для пуска двигателя необходимо повернуть ключ замка зажигания в положении ON, затем выжать рычаг переднего или заднего тормоза и нажать на кнопку электростартера. При этом не следует поворачивать ручку «газа».
Если в течение 5 с двигатель не завелся, то пуск двигателя следует повторить не ранее, чем через 10 с. В одном блоке с кнопкой электростартера обычно размещается и кнопка аварийного останова двигателя (15).
Кнопки электростартера и останова двигателя
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.