Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Клиноременный вариатор. Трансмиссия.
Этот характерный для скутеров узел состоит из двух раздвижных шкивов и соединяющего их клинового ремня (2). Каждый шкив образован двумя конусными поверхностями, называемыми щеками, с зазором («ручьем») между ними. Ведущий шкив закреплен на левой шейке коленчатого вала (3), ведомый соединен через механизм сцепления с редуктором заднего колеса (4). При изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя центробежное устройство (муфта вариатора, расположенная на ведущем шкиве) изменяет расстояние между щеками шкива. Происходит это следующим образом. На коленчатом валу закреплены направляющая пластина, втулка и неподвижная щека шкива, а корпус муфты может перемещаться относительно вала в продольном направлении. Между направляющей пластиной и корпусом муфты находятся грузики, которые могут перемещаются, в радиальном направлении по пазам в корпусе муфты.
Клиноременный вариатор: а - устройство; б - положение ремня при малых (I) и больших (II) оборотах коленчатого вала; 1 - неподвижная щека ведущего шкива; 2 - клиновой ремень; 3 - подвижная щека ведущего шкива; 4 - пластина с направляющими грузиков; 5 - грузики; 6 - неподвижная щека ведомого шкива; 7 - подвижная щека ведомого шкива; 8 - пружина; 9 - центробежное сцепление.
При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузики, под действием центробежной силы, расходятся в направлении от центра, вызывая смещение корпуса муфты и схождение щек ведущего шкива. При этом ремень трапециевидного сечения выжимается от положения, близкого к центру шкива, на его периферию. Так как длина ремня постоянна, то его натяжение увеличивается, и он раздвигает щеки ведомого шкива, смещаясь к центру шкива, преодолевая усилие пружины. Таким образом, ремень имеет возможность перемещается на ведущем шкиве в сторону большего диаметра контакта, а на ведомом - в сторону меньшего.
Клиноременный вариатор: а - устройство; б - положение ремня при малых (I) и больших (II) оборотах коленчатого вала; 1 - неподвижная щека ведущего шкива; 2 - клиновой ремень; 3 - подвижная щека ведущего шкива; 4 - пластина с направляющими грузиков; 5 - грузики; 6 - неподвижная щека ведомого шкива; 7 - подвижная щека ведомого шкива; 8 - пружина; 9 - центробежное сцепление.
Передаточное отношение вариатора равно отношению диаметров, по которым проходит ремень на ведомом и на ведущем шкивах. Увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя вызывает уменьшение передаточного отношения, что соответствует включению более высоких передач в механической коробке передач. Наличие на скутерах, особенно малого класса, клиноременного вариатора, позволяет легко управлять ими даже новичкам за рулем.
Детали ведомого шкива.
Наиболее распространена на современных скутерах трансмиссия с клиноременным вариатором, который обеспечивает бесступенчатое и автоматическое изменение передаточного отношения (16). Благодаря этому устройству для троганья с места и разгона достаточно лишь поворачивать ручку «газа», не обременяя себя выключением сцепления и переключением передач.
Подвижная щека ведущего шкива с грузиками.
У современных «крейсерских» скутеров клиноременные вариаторы имеют не механическую центробежную систему управления, а электронную. Такая система позволяет устанавливать передаточное отношение вручную, нажимая соответствующую кнопку на руле, или задавать особый режим работы автоматики («Хонда» Forza).
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.