Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Коробка передач. Трансмиссия.
Трансмиссия абсолютного большинства скутеров имеет общую черту, отличающую их от мотоциклов - клиноременный вариатор. «Сел и поехал» - вот девиз создателей скутеров.
Сила, с которой колесо отталкивается от дороги, при различных условиях движения различна: при троганьи скутера с места и разгоне она наибольшая, при установившемся движении на малой скорости - наименьшая. Поэтому у скутера, как у автомобиля и мотоцикла, между мотором и колесом должно быть устройство, изменяющее силу тяги (крутящий момент). Простейшим таким устройством является механическая коробка передач.
В ней имеется входной (ведущий) вал, выходной (ведомый) вал и несколько пар последовательно включаемых шестерен. Отношение чисел зубьев ведомой и ведущей шестерен называется передаточным отношением, а число, его выражающее - передаточным числом. При троганьи с места водитель включает первую передачу с наибольшим передаточным отношением, а по мере набора скорости переключает передачи, задействуя пары шестерен с меньшим передаточным отношением. Таким образом, изменение передаточного отношения трансмиссии происходит по воле водителя, то есть не автоматически.
Одним из главных признаков, отличающих современный скутер от мотоцикла, является отсутствие механической коробки передач. Самые простые и дешевые скутеры в составе трансмиссии вообще имеют лишь автоматическое центробежное сцепление, цепную передачу и понижающий редуктор (1 в) (БМ Smile, Joy).
Коробки передач имеют в составе трансмиссии все мотоциклы. Редко, но встречаются модели скутеров с механической коробкой передач, например, «Веспа». Из отечественных мотороллеров это старые модели - «Вятка», «Тула», «Турист», и современные - «Аркан», «Стриж».
У скутеров с механической коробкой передач в состав трансмиссии входят (1а): сцепление (которым водитель управляет вручную, нажимая или отпуская рычаг на левой рукоятке руля) и коробка передач (с переключением ногой или поворотной ручкой на левой рукоятке руля), а нередко еще и вторичная цепная передача. Кроме того, у трехколесных грузовых скутеров (мотороллеров), в состав трансмиссии входит дифференциал и передача заднего хода (1г).
Виды трансмиссии: а - цепная смеха-нической коробкой передач; б - автоматическая с клиноременным вариатором; в - цепная с автоматическим сцеплением; г - грузового мотороллера; 1 - коленчатый вал; 2 - первичная (моторная} передача; 3 - сцепление с ручным приводом; 4 - механическая коробка передач; 5 - цепная вторичная передача; 6 - ведущее колесо; 7 - ведущий шкив клиноременного вариатора; 8 - клиновой ремень; 9 - автоматическое центробежное сцепление; 10 - редуктор; 11 - редуктор с передачей заднего хода и дифференциалам; 12 - полуоси с карданными шарнирами.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.