Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Система смазки. Двигатель.
Смазка деталей двигателя нужна для уменьшения трения между ними (а значит, уменьшения износа) и отвода тепла. Смазка деталей в двигателях внутреннего сгорания осуществляется моторными маслами. Тонкая масляная пленка между трущимися деталями отделяет их друг от друга. Нехватка масла в каком-либо месте может стать причиной местного перегрева, задира и даже сваривания деталей между собой.
Двухтактный двигатель с системой раздельной смазки: 1 - масляный бак; 2 - карбюратор; 3 -разделитель троса «газа»;
4 - ручка «газа»; 5 - трос управления подачей масла; 6 - плунжерный насос-дозатор; 7 - шланг, подводящий масло во
впускной патрубок.
Схема привода масляного насоса двухтактного двигателя.
Моторные масла должны обладать стойкостью к воздействию высоких температур в сочетании с малой вязкостью при низких температурах, что важно для уверенного пуска холодного двигателя. Кроме того, моторные масла не должны при сгорании образовывать нагар и быть агрессивными по отношению к резиновым уплотнениям и деталям из пластмасс. Для смазки деталей двигателей скутеров применяются минеральные (получаемые из нефти путем перегонки), синтетические и полусинтетические масла. У синтетических масел нефтяная основа отсутствует, за счет эффективных антифрикционных присадок повышается (по сравнению с минеральными маслами) срок службы двигателя, облегчается его пуск при низких температурах. Полусинтетические масла представляют собой смесь высококачественных нефтяных и синтетических базовых компонентов.
Наиболее просто осуществляется смазка трущихся деталей двухтактного двигателя - предварительным смешиванием в баке определенного количества масла с топливом (в пропорции 1:25-1:50). Эта смесь циркулирует через кривошипную камеру, смазывая маслом, находящимся в виде мелких капель в топливо-воздушной смеси, подшипники коленчатого вала, шатуна и зеркало цилиндра, по которому движется поршень. Затем капли масла сгорают в цилиндре вместе с рабочей смесью.
Масляный насос двухтактного двигателя со снятой крышкой (стрелкой показан приводной вал).
Распределительный вал (или два вала) приводится во вращение от коленчатого вала цепью или зубчатым ремнем, в приводе используются натяжитель и успокоитель цепи или ремня.
Мощности современных серийных 50-кубовых скутеров доходят до 5,5-7,5 л. с. при массе 80-90 кг. Такой удельной мощностью обладали в 60-х годах 125-150-кубо-вые дорожные мотоциклы и мотороллеры, которые разгонялись до 70-90 км/ч.
Расположение узлов системы смазки на двухтактном двигателе: 1 - масляный насос; 2 - впускной патрубок; 3 - карбюратор.
До середины 80-х годов такой способ смазки был самым распространенным в двухтактных двигателях. Количество масла, примешиваемого к топливу, выбиралось, исходя из потребности для режима максимальной мощности, в то время как это количество масла для малых нагрузок было слишком большим, и мотор дымил. Данную проблему стало возможно частично решить при использовании так называемой системы раздельной смазки, устанавливаемой на все современные скутеры с двухтактными двигателями. В этой системе насос нагнетает масло из отдельного бачка во впускной патрубок в нужном количестве. В таких системах подача масла на малых нагрузках доводится до соотношения 1 : 200, что снижает дымность выхлопа, уменьшает общий расход масла и уровень образования нагара в камере сгорания.
В системе раздельной смазки применяется насос плунжерного типа. Он приводится в действие от левой шейки коленчатого вала посредством червячной передачи. Масло находится в специальном бачке, который устанавливается выше насоса и поступает к нему самотеком. Индикаторная лампа на панели приборов загорается, если в бачке остается мало масла. Количество подаваемого во впускной патрубок масла зависит от частоты вращения коленчатого вала. В некоторых конструкциях имеется еще одна регулировка его производительности - от положения ручки «газа», для чего насос соединен с ней отдельным тросом (скутеры «Хонда»).
У скутеров итальянской фирмы «Априлия» с системой впрыска топлива для двухтактного двигателя Ditech (подробнее об этой системе рассказано ниже) масляный насос имеет электронное управление, позволяющее точно соотносить подачу масла с нагрузкой на двигатель. На холостом ходу достаточно подавать лишь одну каплю масла каждые 5 мин работы.
В системах смазки этих двигателей обязательно присутствует механический масляный насос, расположенный внутри картера. Кроме насоса, система смазки содержит масляный фильтр, клапаны (обратный и редукционный) и магистрали в виде каналов (трубок и сверлений в деталях). Наиболее распространены масляные насосы шестеренного типа с внутренним или наружным зацеплением шестерен. Вал насоса или непосредственно ведущая шестерня приводятся во вращение от коленчатого вала двигателя.
Система смазки четырехтактного двигателя с «мокрым» картером: 1 - поддон картера; 2 - маслозабор-ник; 3 - масляный насос; 4 - масляный фильтр; 5 - предохранительный клапан.
После пуска двигателя насос через маслозаборный канал всасывает масло из поддона, который расположен в нижней части картера. Затем масло захватывается зубьями шестерен и нагнетается к выходной полости. Далее под избыточным давлением оно подается по каналам картера к подшипникам коленчатого вала и деталям ГРМ.
В четырехтактных двигателях используются три способа подачи масла к трущимся поверхностям: под давлением, разбрызгиванием и самотеком. Большинство пар трения смазывается под давлением. Поршню и его пальцу обычно хватает масла, разбрызгиваемого из отверстий нижней головки шатуна или отдельной форсунки, направленной на зеркало цилиндра. Некоторые пары трения смазываются масляным туманом, который образуется при разбрызгивании капель масла движущимися деталями кривошипно-шатунного механизма. И, наконец, еще одна группа деталей смазывается маслом, стекающим по особым каналам и желобам. Картер (поддон картера) обычно является масляным резервуаром (так называемый мокрый картер). Смазав все подвижные детали, масло стекает обратно в поддон, а затем вновь и вновь повторяет свой путь.
Система смазки четырехтактного двигателя с сухим картером.
Некоторые скутеры имеют систему смазки с сухим картером. То есть у них в картере много масла не собирается, а стекающее масло сразу откачивается одной из секций насоса в отдельный масляный бачок, откуда другой секцией насоса под давлением подается к поверхностям трения. Бачок обычно располагается в передней части скутера.
В двигателе воздушного охлаждения масло может нагреваться до высоких температур. Чтобы оно не перегрелось и не утратило смазывающих свойств, в систему смазки обычно встраивают радиатор, который обычно выносят под переднюю облицовку скутера, соединяя с системой смазки гибкими шлангами. Уровень масла в четырехтактных двигателях контролируют при помощи щупа (с метками минимального и максимального уровня) или через специальное контрольное отверстие либо через прозрачный «глазок». Работа двигателя с пониженным уровнем масла недопустима. При снижении уровня масла его следует долить, а если это происходит слишком часто, стоит задуматься о ремонте мотора.
Шестеренный масляный насос с внутренним зацеплением шестерен.
Масло в процессе работы загрязняется продуктами износа деталей двигателя и частицами сажи, проникшими в кривошипную камеру через зазор между поршнем и цилиндром. Для улавливания этих частиц служит масляный фильтр, размещенный в нагнетательной магистрали. В двигателях скутеров он сменный и выполнен из гофрированного картона. Такую конструкцию еще называют бумажным фильтром картриджного типа. В фильтре обычно предусматривают перепускной клапан. При нормальных условиях эксплуатации этот клапан закрыт, но, если фильтр загрязнится до такой степени, что перестанет пропускать масло, клапан откроется и пустит масло в обход фильтра. Естественно, очищаться оно не будет, но хотя бы продолжит поступать к деталям двигателя. В любом случае повышенный износ лучше, чем заклинивание мотора из-за масляного голодания. Некоторые двигатели оборудованы и клапаном-ограничителем давления масла.
Несмотря на более высокую цену, полусинтетические и синтетические масла находят все более широкое применение на скутерах. Моторные масла для двухтактных и четырехтактных двигателей различаются по своему составу.
Масляный фильтр бумажного типа
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.