Мотоблоки и мотокультиваторы. Мотокультиватор НЕВА в вопросах и ответах.
Мотокультиватор – это малогабаритный одноосный трактор.
Мотокультиватор
«НЕВА» МК-100 относится к легкому типу с конструктивной массой до 50 кг и
номинальной мощностью двигателя до 3.5 кВт. (5 л.с.)
В чем отличие мотокультиватора от мотоблока и в чем особенность
мотокультиватора «НЕВА» МК-100?
Мотокультиватор предназначен в основном для обработки окультуренных почв
способом их фрезерования на небольших садовых участках. Особенность «НЕВА»
МК-100 заключается в выполнении таких не свойственных для обычного
мотокультиватора операций, как пахота, нарезание борозд, окучивание и перевозка
грузов.
Чем конструктивно отличается «НЕВА» МК-100 от других мотокультиваторов?
Прежде всего:
- применяемыми в качестве силовых установок 4-х тактными импортными
двигателями с горизонтальным валом известных зарубежных моторостроительных
фирм, таких как Briggs&Stratton США, Honda Япония и Subaru Япония.
- применяемым в его трансмиссии не имеющим аналогов шестеренчато-цепным
редуктором, обеспечивающим повышенное тяговое усилие и эффективную работу
мотокультиватора.
Что дает применение такой трансмиссии?
На практике трансмиссия «НЕВА» МК-100 вместе с силовым агрегатом
обеспечивает:
- выполнение таких не свойственных для обычного мотокультиватора операций,
как пахота, нарезание борозд и перевозка грузов, требующих наличие
определенного тягового усилия на сцепном устройстве рамы.
- по результатам сертификационных испытаний обеспечивает тяговое усилие,
которое позволяет производить обработку целины на легких почвах, а в
исполнении с двигателем мощностью 5 л.с. и на средних почвах, перевозку
грузов до 250 кг, кошение травы, уборку снега. Сравнительные испытания на
определение тяговых характеристик ряда отечественных и зарубежных конструкций
мотокультиваторов показали, что МК-100 имеет наилучшие значения по этому
показателю в своем классе.
- повышенный крутящий момент, позволяющий работать с шестью фрезами
культиваторами.
В чем особенности применяемых на «НЕВА» МК-100 двигателей?
В мотокультиваторах «НЕВА» МК-100 применяются только 4-х тактные двигатели,
когда как основная масса отечественных мотокультиваторов имеют дешевый 2-х
тактный двигатель. За счет более эффективного протекания рабочих процессов, 4-х
тактные двигатели имеют ряд преимуществ над 2-х тактными:
- меньший расход топлива;
- тихая работа двигателя;
- стабильная работа двигателя на малых оборотах;
- меньшее содержание вредных веществ в отработанных газах;
- значительная экономия масла за счет использования чистого бензина, а не
смеси бензина и масла;
- более легкий запуск за счет более высокой степени сжатия рабочей смеси.
Применяемые в мотокультиваторах «НЕВА» МК-100 импортные двигатели имеют
следующие особенности:
- полупрофессиональный двигатель Briggs&Stratton I/C США (модель
МК-100-02) оснащен чугунной гильзой цилиндра, двойным фильтрующим элементом –
имеет значительный ресурс (1000-1500 моточасов) и высокую ремонтопригодность.
- высококачественный двигатель Honda GC Япония (модель МК-100-04, 05) с
верхневальной системой газораспределения (OHC) – тихий в работе, экономичен,
имеет легкий запуск, удобство эксплуатации.
- профессиональный двигатель Subaru Япония (модель МК-100-07) с чугунной
гильзой цилиндра, двойным фильтрующим элементом циклонного типа, топливным
баком большой емкости – имеет большой запас хода, повышенный ресурс (1500-2000
моточасов) и высокую ремонтопригодность.
Какие особенности мотокультиватора с горизонтальным валом двигателя «НЕВА»
МК-100 по сравнению с мотокультиваторами с вертикальным валом двигателя?
- общая компоновка узлов трансмиссии мотокультиватора «НЕВА» МК-100 с
пониженным центром тяжести позволяет без труда работать на узких грядах и под
низкорослыми деревьями или кустарниками. Мотокультиватор с вертикальным валом
имеет высоко расположенный центр тяжести, что в сочетании с установленным на
верху тяжелым двигателем придает мотокультиватору неустойчивость и делает его
трудным в управлении, а также не позволяет работать в узкорядьях и между
посадками;
- в схеме с вертикальным двигателем, как правило, в трансмиссию
мотокультиватора входит центробежная муфта сцепления, которая теряет
надежность при резкой перемене нагрузки (снижении оборотов) на рабочих
органах, что приводит к пробуксовке пары трения, вследствие чего происходит их
быстрый износ и необходимость замены узла муфты целиком. Схема МК-100
исключает подобный элемент;
- в редукторе мотокультиватора с вертикальным двигателем, как правило,
применяется червячная пара, КПД которой колеблется от 45 до 67%, что требует
установки двигателя повышенной мощности (до 6л.с.), для компенсации потерь в
редукторе. В МК-100 применятся шестеренчато-цепной редуктор с КПД около 95%,
что обеспечивает его эффективную работу с двигателями 3.5-4 л.с.;
- двигатели, устанавливаемые на МК-100, обеспечены всережимным регулятором.
В отдельных двигателях, часто используемых в культиваторах с вертикальной
схемой и центробежной муфтой сцепления, отсутствуют всережимные регуляторы,
что значительно усложняет оператору управление двигателем при часто
меняющихся нагрузках на рабочие органы, которые характерны при работе с
почвой;
- откидное опорное колесо облегчает транспортировку мотокультиватора на
небольшие расстояния.