Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ - Защитные дуги. Багажники. Тент.
К такому оборудованию следует отнести дуги безопасности, багажники, ветровые щитки, спортивные рули и т.п.
Дуги предлагаемого варианта (рис. 149, а) изготовлены из двух отдельных труб 2, соединенных с рамой 1 верхними 3 и нижними 4 узлами. Стержни 5, соединяющие дуги, предназначены для восприятия большей части нагрузок, возникающих при падении мотоцикла.
Дуги изготовляются из труб диаметром 22...25 мм, стержни подбираются такие, чтобы они плотно входили в трубы. Основу нижних и верхних узлов крепления составляют стремянки 2 (рис. 149, б) - стальные прутки диаметром 8 мм. Они охватывают раму и проходят сквозь отверстия в опорной площадке 1. Под стремянку устанавливается прокладка 3. В каждом узле по две стремянки. Нижние площадки (рис. 149, в) для лучшего прилегания к раме можно несколько изогнуть по месту.
Чтобы не ошибиться, лучше при изготовлении дуг придерживаться определенной последовательности операций: изогнуть дуги и подогнать их по месту; сделать опорные стержни (их длина 130... 150 мм) и стремянки с площадками; собрать дуги на мотоцикле и сварить с опорными площадками.
Для "Явы-634" сконструирован удобный и емкий багажник, состоящий из основной (задней) (рис. 150, а) и двух дополнительных (боковых) (рис. 150, б) полок. Такая конструкция хороша тем, что обладает большой жесткостью, и улучшает устойчивость мотоцикла, потому что часть груза размещается низко, почти у оси колеса.
Рис. 149. Дуги для "Явы": а - общий вид; б - нижний узел крепления; в - верхний узел крепления
Для силовых стержней багажника использована трубка наружным диаметром 12... 14 мм (чертежи даны в расчете на 12-милимметровую трубку), с толщиной стенки не меньше 1,5 мм. Для соединительных стержней можно брать трубку потоньше, около 10 мм. "Привязывать" багажник прямо к болтам крепления задних амортизаторов, как часто делают, здесь нецелесообразно. Рама позволяет выполнить крепление так, как оно показано на рис. 151 а и б.
В узлах рамы, где закреплены верхние концы амортизаторов, есть два отверстия диаметром 7 мм. На передние концы верхних труб багажника, соответственно изогнутых по месту, привариваются пластины -фланцы с двумя отверстиями. Внутрь узла устанавливается пластина-гайка (стальной лист толщиной 3,5...4 мм) также с двумя отверстиями, где сделана резьба М6. Весь этот "пакет" стягивается болтами М6.
Чтобы обеспечить максимальную поперечную жесткость багажника, верхние трубы дополнительно крепятся к раме в задней ее части. На рис. 151, а показана конструкция этого узла, выполненного из стали толщиной 2 мм. Узел приварен к трубе багажника. На этом рисунке приняты следующие обозначения: 1 - рама мотоцикла; 2 - задний узел крепления (отдельно показана его развертка); 3 - труба багажника; 4 -болт М6х1,5; 5 - фланец; 6 - узел рамы; 7 - резьбовая пластина. Следует иметь в виду, что размеры, приведенные на рисунке, определены на одном конкретном мотоцикле; на других они могут заметно отличаться, поэтому при изготовлении деталей багажника их размеры надо дополнительно уточнить по месту. Узел крепления, о котором идет речь, лучше приварить (или просверлить в нем отверстие) в последнюю очередь, когда багажник уже готов и тщательно примерен к мотоциклу. Крепится багажник в этом месте длинным болтом М6, который защемляет и верхнее крепление площадки (см. рис. 150, б).
Рис. 150. Багажник для "Явы-634": а-общий вид; б - установка боковой площадки
Нижний узел крепления багажника (рис. 151,6)- совмещен с узлом крепления подножки пассажира. Для нижнего узла крепления багажника нужно изготовить подкос 1, втулку 2, косынку 3 и кронштейн 4 для крепления боковой площадки. Площадка быстросъемная: две другие ее точки крепления представляют простейшие замки (см. рис. 150, б). Чтобы снять площадку, достаточно освободить верхний болт.
Таблица 8. Расстояние между базовыми точками крепления багажников
При поездках по городу, когда боковые площадки практически не нужны, их можно легко снять.
Упрощенный вариант легкого багажника показан на рис. 152 и в табл. 8 указаны базовые расстояния.
Рис. 151. Узлы крепления багажника: а - верхнее крепление; б - нижнее крепление
Тем, кто ездит на мотоциклах с коляской, можно оборудовать мотоцикл грязевыми щитками, а коляску - легким тентом.
И то и другое нетрудно сделать в домашних условиях, пользуясь простейшими инструмеитами. Эскиз щитков (рис. 153, а) не нуждается в пояснениях. А о складном тенте нужно сказать несколько слов.
Мягкий, прочный, водонепроницаемый материал 4 (рис. 153, б) натягивается на четыре дюралюминиевые дуги (задняя дуга неподвижна). Дуга 3 должна быть длиной 1600 мм, дуга 5 - 2000 мм, дуга 6 - 1620 мм, а дуга 7 - 1720 мм. Под дугу 7 устанавливается прокладка 8 из пористой резины. Кронштейн 2 крепится болтами Мб. Узел 1 - шарнирное крепление (опорная подушка и болт М8). Поднятый тент пристегивается защелкой к арматуре ветрового стекла коляски; сложенный тент пристегивается той же защелкой к задней части багажника. Тент крепится к кузову коляски в трех точках болтами и при необходимости его можно быстро снять. И в поднятом и в опущенном положениях он не мешает водителю и не стесняет пассажира. Габариты тента по высоте на 170 мм выше ветрового стекла коляски и по ширине на 25 мм шире бортов кузова с каждой стороны. Вес в сборе - около пяти килограммов. Тем, кто захочет установить такой тент на коляску БП-1, придется у ветрового стекла закрепить дополнительную дугу, поскольку это стекло не имеет арматуры.
Рис. 152. Упрощенный вариант багажника
Рис. 153. Эскизы: а) грязевого щитка; б) тента
Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ - Защитные дуги. Багажники. Тент.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.