Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> ХОДОВАЯ ЧАСТЬ - ТОРМОЗА. Регулировка тормозов. Регулировка тормозов Явы-634. Основные причины неисправности тормозов. Как правильно отрегулировать тормоза мотоцикла Ява-350/638? Регулировка переднего тормоза с двумя кулачками. Регулировка заднего тормоза. Детали переднего колеса. Детали крышки с колодками. Детали заднего колеса. Детали крышки с колодками.
Мотоциклы "Ява" снабжены колодочными тормозами с механическим приводом. Детали и узлы тормозных устройств обоих колес мотоцикла и колеса коляски одинаковы.
Диаметр тормозного барабана 160 мм, ширина фрикционных накладок 35 мм. Тормоз переднего колеса приводится в действие рычагом, расположенным на правой стороне руля, а тормоз заднего колеса - педалью, расположенной около правой подножки водителя.
Тормозные колодки 9 (рис. 134) поворачиваются на осях, укрепленных на тормозном диске 6. К тормозным колодкам приклеены или приклепаны алюминиевыми заклепками фрикционные накладки. Колодки приводятся в действие кулачком 8, ось которого проходит через отверстие в тормозном диске. После торможения тормозные колодки возвращаются в нормальное положение цилиндрической пружиной 10, работающей на растяжение.
На оси кулачка с наружной стороны тормозного диска на шлицах установлен рычаг 3. С внутренней стороны на оси кулачка между кулачком и тормозным диском находится стальная шайба 7, а с наружной стороны между диском и рычагом установлена резиновая уплотняющая прокладка 4. Рычаг приводится в действие тросом, оболочка которого имеет упор на тормозном диске. Рычаг тормоза заднего колеса имеет дополнительную возвратную пружину 5, установленную с наружной стороны тормозного диска.
Если работа основной возвратной пружины неудовлетворительна (колодки не очень четко возвращаются в нормальное положение), то на рычаг тормоза переднего колеса можно установить дополнительную возвратную пружину, аналогичную установленной на тормозе заднего колеса.
Рис. 134. Тормозной диск и его детали: 1 - гайка; 2 - пружинная шайба; 3 - рычаг; 4 - резиновая прокладка; 5 - дополнительная возвратная пружина; 6 - тормозной диск; 7 - шайба; 8 - кулачок; 9 - тормозные колодки; 10 - возвратная пружина; 11 - стопор; 12 - тормозной диск в сборе
Регулировку тормозов можно условно подразделить на предварительную и окончательную: сначала тормоза регулируют на месте, а затем необходимые поправки вносятся после опробования действия тормозов в движении.
Для предварительной регулировки тормозов заднего колеса и колеса коляски мотоцикл необходимо установить на подставку так, чтобы заднее колесо свободно вращалось, а колесо коляски поднять над грунтом, подложив под раму коляски какой-нибудь упор. Вращая колесо рукой, одновременно нужно заворачивать гайку-барашек на конце троса до тех пор, пока накладки тормозных колодок не будут слегка задевать за барабан. Момент начала касания фрикционными накладками барабана легко определяется по сопротивлению при вращении колеса и по появляющемуся в этот момент шуму от трения накладок в тормозном барабане.
Определив момент начала затормаживания, нужно отвинтить гайку-барашек троса на полоборота или оборот, после чего колесо должно вращаться, не касаясь поверхностью тормозного барабана фрикционных накладок.
Предварительная регулировка тормоза переднего колеса производится таким образом, чтобы обеспечить максимальный свободный ход рычага без ущерба для эффективности действия тормоза переднего колеса. Свободный ход рычага выбирается вращением гайки-барашка; при этом упор оболочки троса на руле должен находиться примерно в среднем положении.
Окончательная регулировка тормозов производится после опробования мотоцикла в движении. Тормозной путь на сухом асфальте при торможении обоими тормозами со скорости 40 км/ч до полной остановки не должен быть более 13 м. После этого каждое колесо мотоцикла вновь вывешивается для проверки отсутствия касания тормозных колодок о рабочую поверхность тормозного барабана.
Касание фрикционных накладок в тормозных барабанах переднего колеса и колеса коляски определяется легко. Проверку тормоза заднего колеса указанным выше способом производить трудно. Чтобы проверить, не трутся ли тормозные колодки о барабан заднего колеса, нужно, проехав несколько километров без торможения, сбросить газ и замедлить движение до 30 - 35 км/ч, а затем остановить мотоцикл, пользуясь одним тормозом переднего колеса. Сразу же после остановки нужно проверить (рукой) температуру ступицы заднего колеса. Ступица должна быть холодная или чуть теплая у колес старой модели из-за работы задней передачи. Если нагрев ступицы заднего колеса довольно ощутим, нужно увеличить свободный ход привода тормоза.
При регулировках особое внимание следует уделить тормозу переднего колеса.
При регулировке тормозов колеса коляски и заднего колеса нужно добиться одновременного начала торможения обоих колес. Одновременно с регулировкой тормоза заднего колеса нужно проверить момент включения лампочки стоп-сигнала и при необходимости отрегулировать его.
Регулировка тормозов "Явы-634" Когда колодки приработались, проблемы нет. Все делается так же, как и при обычном тормозе, - просто натягивают по мере необходимости трос. Но если приходится иметь дело с новым мотоциклом или если тормоз отремонтирован с заменой деталей, регулировки при помощи гайки-барашка на тросе недостаточно. Здесь одна из колодок может задевать барабан, а другая не будет касаться его даже при торможении. Поэтому поступают так. Вначале проверяют правильность "геометрии" привода тормоза - рычагов, соединительной тяги, кулачков. Для этого лучше снять с мотоцикла крышку с колодками, а попутно очистить и смазать детали. Если кулачки боковыми поверхностями плотно прижаты к подпятникам колодок (пружины натянуты), верхний рычаг должен быть параллелен короткому плечу нижнего, то есть расстояние А1В1 должно быть равно расстоянию АВ (рис. 135). При этом условии углы поворота нижнего и верхнего кулачков будут одинаковы. Отметим, что условие АВ = А,В, должно достигаться только перестановкой рычагов на шлицах кулачков, но не регулировкой длины соединительной тяги. Иначе сами оси кулачков станут непараллельными и "геометрия" вновь нарушится. Перестановка рычагов на шлицах обычно позволяет достичь достаточно точного совпадения этих размеров. Отклонения меньше 4-5 мм практического значения не имеют.
Когда удалось добиться, что при повороте нижнего рычага оба кулачка поворачиваются на один и тот же угол, проводят еще несколько операций. Отворачивают гайку соединительной тяги, чтобы движение нижнего рычага вплоть до начала притормаживания правой колодки не передавалось на верхний рычаг. Заворачивают гайку-барашек, натягивая трос, пока нижний кулачок, поворачиваясь, не начнет прижимать правую колодку к барабану (это легко заметить, медленно вращая колесо). Отпускают барашек на один-полтора оборота, создавая необходимый зазор между колодкой и барабаном, который проверяют, нажимая рычаг на руле. После этого регулируют работу второй колодки. Заворачивают гайку соединительной тяги. При этом положение нижнего рычага не изменится (податливость троса незначительна), а верхний рычаг и его кулачок будут поворачиваться. Заметив, что левая колодка стала задевать барабан, отпускают гайку соединительной тяги на те же один-полтора оборота, обеспечив и здесь необходимый зазор.
Рис. 135. Двухкулачковый тормоз
При регулировке переднего тормоза не забывайте об удобстве действия рычагом. Если вы едва дотягиваетесь до него пальцами, тормозить трудно, рука быстро устанет. В этом случае полезно несколько увеличить свободный ход рычага, чтобы нажимать на него средними фалангами пальцев.
Полный ход рычага ножного тормоза не должен быть чрезмерно большим. Обычно добиваются, чтобы колесо блокировалось при ходе 75 -100 мм. Если исходное положение рычага можно регулировать, установите его так, чтобы он был всегда под ногой и для торможения не нужно было снимать ее с подножки.
К основным неисправностям тормозных механизмов мотоциклов "Ява" следует отнести: слабое действие тормозов (тормоза "не держат"); заедание тормозов (нерастормаживание).
Слабое действие тормозов наблюдается по следующим причинам.
У необкатанного мотоцикла фрикционные накладки еще не успели притереться к барабану и поэтому тормозной путь нового мотоцикла всегда длиннее, чем у обкатанного мотоцикла. То же самое будет после замены старых фрикционных накладок новыми.
Во время обкатки мотоцикла фрикционные накладки прирабатываются к барабану и тормозной путь уменьшается.
При переезде через брод или после мытья мотоцикла в тормозные барабаны может попасть вода. Тормозной путь при торможении мокрыми тормозами значительно увеличивается. Практически можно сказать, что мокрые тормоза совсем "не держат".
Тормоза плохо "держат", если произойдет замасливание накладок смазкой, вытекающей из подшипников колеса из-за изношенного сальника.
Тормоза плохо "держат" не только тогда, когда накладки замаслены смазкой из ступицы колеса, но и тогда, когда они запачканы маслеными руками или тряпками. Поэтому нельзя брать маслеными руками за фрикционные накладки при монтаже колес.
Тормозной путь мотоцикла увеличивается, если фрикционные накладки стерлись до заклепок. В этом случае при торможении слышен характерный металлический визг. Изношенные до заклепок накладки заменяют новыми или временно реставрируют.
Нарушение действия тормозов (увеличение тормозного пути) происходит после длительной эксплуатации по пыльным дорогам. Попадающая в тормоза пыль, смешиваясь со сдираемым с тормозного барабана металлом, спрессовывается на поверхности накладок, образуя слой, имеющий намного меньший коэффициент трения, чем материал фрикционных накладок. Устраняется этот слой шлифовкой накладок грубозернистой шлифовальной бумагой.
Заедание тормозов (нерастормаживание) происходит чаще всего из-за неполадок в приводе тормозов. В механизме привода тормозов могут наблюдаться следующие неисправности.
Плохое движение троса из-за недостатка смазки или в случае попадания в оболочку грязи. Происходит попадание грязи в оболочку троса тормоза заднего колеса в месте, где оболочка касается сливной пробки картера двигателя, деталей рамы или облицовки мотоцикла. Сначала происходит перетирание наружной защитной оболочки, а затем металлической оболочки. Образовавшееся отверстие нарушает нормальную работу троса, так как в него попадает грязь, вызывающая заедание троса или его перетирание.
Заедание рычага ручного тормоза при чрезмерной затяжке его оси или при недостатке смазки, а также при наличии песка и грязи, попавших между рычагом и кронштейном, например при падении мотоцикла.
Тугое движение тормозной педали могут вызвать грязь и ржавчина, скопившиеся на оси педали тормоза заднего колеса.
Заедание кулачка вызывает ржавчина на оси кулачка тормозного диска.
Повреждение (перержавела) пружины, стягивающей тормозные колодки, будет вызывать нерастормаживание.
Исправная работа тормозов - первое и необходимое условие безаварийной эксплуатации мотоцикла. Тормоза всегда должны находиться в безупречном порядке. Все обнаруженные неисправности в работе тормозов следует немедленно устранить.
1. Сначала ослабляют в достаточной степени крыльчатку гибкого троса (1);
2. Ослабляют соединительную тягу обеих колодок (2);
3. Крыльчатку затягивают до тех пор, пока колодка не начнет тормозить. Затем ее на 1,5 витка ослабляют.
4. Гайку соединительной тяги (2) затягивают до ощущения при вращении колеса трения колодок. Затем на 1,5 витка ослабляют. В заключение уже регулируют рычаг ручного тормоза путем вращения крыльчатки.
Регулировка переднего тормоза с двумя кулачками
Задний тормоз регулируют путем вращения крыльчатки.
Крыльчатку затягивают до тех пор, пока колодка не начнет тормозить. Затем ее 1,5 витка ослабляют. Правильная регулировка заднего тормоза является условием для правильной работы тормозного стоп-сигнала.
Детали переднего колеса (рис. 137)
Детали крышки с колодками (рис. 138)
Детали заднего колеса (рис. 139)
Детали крышки с колодками (рис. 140)
Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> ХОДОВАЯ ЧАСТЬ - ТОРМОЗА. Регулировка тормозов. Регулировка тормозов Явы-634. Основные причины неисправности тормозов. Как правильно отрегулировать тормоза мотоцикла Ява-350/638? Регулировка переднего тормоза с двумя кулачками. Регулировка заднего тормоза. Детали переднего колеса. Детали крышки с колодками. Детали заднего колеса. Детали крышки с колодками.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.