Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ - Катушка зажигания. Основные неисправности катушки зажигания. Прерыватель. Регулировка опережения зажигания. Порядок выполнения регулировки опережения зажигания. Конденсатор. Свеча зажигания. Порядок определения и устранения неисправностей в системе зажигания.
Принципиальные схемы систем зажигания одно- и двухцилиндровых двигателей представлены на рис. 109.
К системе зажигания, кроме источников тока, относятся катушка зажигания, прерыватель, конденсатор, свеча, замок зажигания и провода высокого и низкого напряжений.
В двухцилиндровом двигателе применена сдвоенная система зажигания -каждый цилиндр снабжен своим прерывателем, катушкой и т.д.
Рис. 109. Схемы систем зажигания: а - мотоцикла "Ява-250"; б - мотоцикла "Ява-350"; Б - батарея; Г - генератор; В - центральный переключатель; Пв - прерыватель; С - конденсатор; Св - свечи; цифры - номера клемм
Катушки зажигания закреплены при помощи хомутов на раме, под топливным баком.
Катушки зажигания для мотоциклов с шестивольтовой системой электрооборудования имеют цифры 04 в конце цифрового шифра и дополнительную маркировку (64).
Устройство катушки зажигания показано на рис. 110.
Рис. 110. Катушка зажигания: а - внешний вид; б - разрез; 1 - крышка; 2 - сердечник; 3 - вторичная обмотка; 4 - первичная обмотка; 5 - изоляционная мастика; 6 - корпус; 7 - центральный вывод для присоединения провода высокого напряжения; 8 - клеммы 1 и 15
Это пробои изоляции вторичной обмотки и замыкание между витками первичной обмотки, а также механические повреждения корпуса и крышки.
Исправность катушки зажигания можно проверить непосредственно на мотоцикле. Для этого, убедившись в исправности конденсатора и провода высокого напряжения, вставляют в наконечник провода металлический стержень (или гвоздь) и, поднеся его к чистой поверхности головки цилиндра на расстояние, равное примерно 7 мм, размыкают контакты прерывателя. Если катушка исправна, между стержнем и головкой проскочит искра.
Исправность первичной обмотки катушки зажигания можно проверить путем замера силы тока амперметром, включенным вместо предохра-нитеая. При включенном зажигании, неработающем двигателе и замкнутых контактах прерывателя сила тока должна бытьравна примерно 3,5 а. Если сила тока больше этой величины - обмотка пробита.
Прерыватель мотоцикла "Ява-250" состоит из неподвижного контакта (наковальни) 5 (см. рис. 91), укрепленного на основании 6, и подвижного контакта (молоточка). К основанию приклепана пружина с фетром, очищающим кулачок.
Hа мотоцикле "Ява-350" второй прерыватель (наковальня и моло-точек) установлен на дополнительном основании - секторе 18, который крепится к диску первого прерывателя, но может поворачиваться независимо от него.
Опережение зажигания указывается в инструкции к мотоциклу и равно 3 - 3,5 мм для мотоцикла "Ява-350" и 3,5 - 4 мм для мотоцикла "Ява250".
Регулировка опережения зажигания включает три операции: опре-деление положения поршня относительно в.м.т., установку зазора между контактами прерывателя, регулирование момента размыкания контактов.
Наиболее точные замеры положения поршня можно произвести при помощи индикатора часового типа с ценой деления 0,01 мм. Для его установки изготовляют переходную втулку, которую вворачивают в головку вместо свечи. Достаточно высокой точности измерения (до 0,1 мм) можно достичь при использовании приспособления с нониусной шкалой (рис. 111). Без шкалы ошибка замера может составлять 0,2 - 0,3 мм. Такая же точность обеспечивается и простейшим приспособлением, изготовленным из старой свечи. На двигателе "Ява-350" и снятом с мотоцикла одноцилиндровом двигателе измерение можно произвести штангенциркулем или штангенглуби-номером.
Рис. 111. Приспособление для измерения хода поршня при установке опережения зажигания: а - корпус с нониусной шкалой; б - корпус без шкалы; в - стержень
Зазор между контактами прерывателя (0,3 - 0,4 мм) замеряют щупом, входящим в прилагаемый к мотоциклу набор инструментов.
Момент размыкания контактов прерывателя определяют при помощи контрольной лампы (6 в; 1,5 вт) с припаянными проводами и зажимами (рис. 112).
Рис. 112. Контрольная лампа
Снять правую крышку картера двигателя.
Вывернуть свечу и установить вместо нее приспособление для определения положения поршня.
Поворачивая коленчатый вал ключом S=10 мм, надетым на головку болта крепления кулачка, поставить поршень в в.м.т.
Установить между контактами зазор, равный 0,3 - 0,4 мм, для чего ослабить винт крепления наковальни и повернуть ее вокруг оси в нужную сторону. После затяжки винта проверить зазор - щуп толщиной 0,3 мм должен проходить легко, а щуп толщиной 0,4 мм проходить не должен.
Подключить контрольную лампу одним проводом к клеммному зажиму молоточка, другим - к любой точке массы мотоцикла. Включить зажигание, при этом лампа, подключенная параллельно контактам прерывателя, должна загореться.
Поворачивая коленчатый вал против часовой стрелки, опустить поршень на величину опережения зажигания, указанную в инструкции. Отсчет вести по приспособлению. В момент, когда поршень займет нужное положение, лампа должна погаснуть, сигнализируя о замыкании контактов. Если контакты замкнутся раньше (лампа погаснет), значит зажигание позднее, а позже - зажигание раннее. В обоих случаях ослабить немного винты 7 и 16 (см. рис. 91) крепления диска прерывателя и легкими ударами по отогнутому упору 12 (через отвертку) повернуть его по часовой стрелке, если зажигание раннее, и против часовой стрелки, если оно позднее. Затянуть винты крепления основания и проверить установку зажигания. Для этого опустить поршень на 5 - 7 мм (лампа не горит - контакты замкнуты) и снова медленно поднять его. Лампа должна загореться (контакты разомкнутся) в момент, когда поршень не дойдет до в.м.т. на величину опережения зажигания. Повернуть несколько раз коленчатый вал при помощи кик-стартера, после чего снова проверить опережение зажигания при ходе поршня к в.м.т. Следует помнить, что при выполнении этой работы нельзя долго держать включенным зажигание, чтобы не вывести из строя катушку зажигания.
На мотоцикле "Ява-350" подобным образом регулируют опережение зажигания сначала для правого цилиндра - соответственно верхний прерыватель, затем для левого - нижний прерыватель. Для этого ослабить винты 7 и 16 крепления основания (диска) 6, а затем для левого цилиндра - винты 3 и 17 крепления сектора 18. Для обеспечения синхронной работы двигателя величину опережения зажигания в обоих цилиндрах следует устанавливать одинаковой.
Случается иногда, что требуемое опережение зажигания не удается установить из-за недостаточной длины паза, ограничивающего поворот основания. Это указывает на чрезмерный износ упора молоточка прерывателя или его скалывание. В этом случае надо заменить упор или поставить новый молоточек.
В процессе эксплуатации пятка молоточка прерывателя изнашивается и происходит уменьшение ее высоты. Наковальню и молоточек с контактами толщиной менее 0,5 мм заменяют новыми. Особенно интенсивно происходит износ после установки нового молоточка (рис. 113). Изменение высоты пятки молоточка вызывает изменение величины опережения зажигания.
Износ уменьшает зазор между контактами прерывателя и первоначальную величину опережения, а установка нового непри-работанного молоточка взамен вышедшего из строя увеличивает зазор между контактами прерывателя и опережения зажи-гания. Поэтому после замены деталей прерывателя необходимо произвести регулировку момента опережения зажигания.
Рис. 113. Форма пятки нового молоточка прерывателя (а) и приработавшегося (б)
Конденсатор влияет на работу всей системы зажигания. Он служит для улучшения образования высокого напряжения в катушке зажигания. Заряжаясь, конденсатор уменьшает искрение между контактами прерывателя. При его неисправности возникают перебои в работе системы зажигания, а следовательно, и двигателя. Признаком нарушения соединений конденсатора является сильное искрение между контактами прерывателя, приводящее к быстрому обгоранию контактов.
При пробое конденсатора его выводы оказываются электрически соединенными. В этом случае первичная обмотка катушки зажигания замыкается накоротко, во вторичной обмотке катушки не возникает высокого напряжения и искра не образуется - двигатель не работает. Если включить зажигание, то при размыкании контактов прерывателя не возникает искры между ними, если же конденсатор отсоединить, то искрение появится. При проверке такого конденсатора по схеме, показанной на рис. 114, лампа загорается, поскольку через конденсатор будет проходить ток.
Неисправный конденсатор подлежит замене.
Рис. 114. Схема проверки конденсатора
Наименования свечей зажигания, рекомендованых для применения на мотоциклах "Ява" приведены в таблице 7.
В процессе эксплуатации наиболее вероятны следующие неисправности свечи:
- несоответствие тепловой характеристики свечи тепловому режиму двигателя. При этом: а) "холодная" свеча быстро покрывается копотью, жирным нагаром и забрасывается топливом, в результате чего искрообразование происходит с перебоями или прекращается вообще; б) "горячая" свеча вызывает калильное зажигание, причем ее электроды (и даже изолятор) могут оплавиться, в результате нарушится величина зазора между ними.
Таблица 7. Свечи зажигания чехословацкого и зарубежного производства
- нарушение величины зазора между электродами или установка ненормального зазора. Если зазор между электродами увеличится настолько, что искре трудно его пробить, - нарушится регулярное искрообразование. Нормальный зазор в свече должен быть в пределах 0,7 -0,8 мм. При чрезмерном зазоре между электродами может испортиться катушка зажигания; при малом зазоре проскакивает слабая искра, а она хуже воспламеняет рабочую смесь в камере сгорания; двигатель при этом не дает максимальной мощности.
Рассмотрим самый трудный случай в работе системы зажигания: мотоцикл не заводится, контрольные лампы не горят, звуковой сигнал не работает.
1. Проверить надежность электрического контакта с батареей провода, идущего к держателю предохранителя, затем провода, соединяющего плюс батареи с массой мотоцикла.
2. Проверить исправность предохранителя и состояние проводки от предохранителя к клемме 30 центрального переключателя и состояние клеммы 30 (рис. 85).
Если предохранитель вышел из строя, не следует торопиться заменять его новым, так как перегореть он мог в результате короткого замыкания. Наиболее вероятным виновником короткого замыкания могут быть:
- провода с поврежденной изоляцией;
- неисправный переключатель ближнего и дальнего света;
- вывалившиеся из клемм провода в корпусе фары;
- неисправный центральный переключатель.
Проверив поступление тока к центральному переключателю, надо проверить, есть ли ток на клемме 15 центрального переключателя. Если тока на клемме 15 нет, то неисправен центральный переключатель. Устранив неисправность, если она имеется (или если на клемме 15 ток есть), нужно вывернуть свечу зажигания из цилиндра, соединить ее с кабельным наконечником и массой и, провернув коленчатый вал пусковым рычагом, проверить искрообразование. В этом случае может оказаться, что искры на свече нет, хотя зажигание включено, аккумуляторная батарея хорошо заряжена (во время проверки ярко горит лампа в фаре и звук сигнала громкий) и ток от центрального переключателя поступает в цепь системы зажигания.
Предположим, что система питания в порядке.
Вначале следует проверить, имеется ли в цепи высокое напряжение. Для этого надо вынуть свечу из наконечника; в наконечник вставить гвоздь или кусок провода толщиной, равной выводу центрального электрода свечи, и, удерживая конец испытательной "иглы" на расстоянии 5-6 мм от массы мотоцикла, провернуть пусковой педалью коленчатый вал двигателя. При этом возможны следующие варианты:
1. Между "иглой" и массой проскочит искра, значит неисправна свеча и ее следует заменить;
2. Искра между "иглой" и массой не проскочит, тогда надо осмотреть места крепления провода высокого напряжения к кабельному наконечнику и к высоковольтному выводу в катушке зажигания. Здесь может быть нарушение контакта в результате: а) сильного окисления контактных стержней; отламывания и выпадания токоведущих жил провода высокого напряжения в результате частого выдергивания или вывинчивания провода из наконечника или из катушки зажигания.
Окислившиеся стержни надо зачистить, а если нарушен конец токо-ведущей жилы провода нужно заменить.
Восстановив контакты между катушкой зажигания, проводом и наконечником (или проверив их надежность), нужно снова проверить образование искры между испытательной "иглой" и массой. Если искры нет, то следует проверить цепи низкого напряжения, для этого надо вначале осмотреть прерыватель и его контакты. Контакты прерывателя должны быть чистыми и между ними должен быть нормальный зазор (0,35 - 0,40 мм), а сам прерыватель не должен иметь каких-либо повреждений и грязи.
Чтобы проверить, находится ли прерыватель под напряжением, нужно отверткой с изолированной рукояткой отодвинуть от неподвижного контакта молоточек и замкнуть его на массу. При наличии напряжения на прерывателе между отверткой и массой в момент размыкания и замыкания будет проскакивать искра. Если искра на молоточке прерывателя есть, а на свече искры нет, то неисправна катушка зажигания.
Если на контактах прерывателя искры нет, то следует проверить соединение проводов у катушки зажигания. Для этого нужно снять топливный бак и отвинтить гайки на катушке зажигания у клемм 1 и 15. Затем очистить контакты и снова все завернуть. Простого осмотра здесь недостаточно, так как даже при неподвижном соединении проводов с катушкой ток иногда не проходит в результате образовавшегося между контактными поверхностями слоя окислов.
Если и теперь искры на свече (или на конце испытательной "иглы") нет, то возможно:
1. Нарушение контакта внутри катушки зажигания;
2. Отсутствие контакта на клеммной колодке генератора;
3. Испорчен конденсатор.
Иногда при хорошо заряженном аккумуляторе искра есть, но слабая, т.е. не пробивает воздушный зазор в 5 - 6 мм между концом испытательной "иглы" и массой. В этом случае следует проверить частоту контактов прерывателя и надежность соединения проводов с клеммной колодкой, расположенной на генераторе, а также контактов 1 и 15 на катушке зажигания.
И, наконец, рассмотрим случай, когда искра на свече и на конце испытательной "иглы" нормальная, но двигатель не заводится или работает плохо. В этом случае наиболее вероятной причиной неисправности является неправильная установка величины опережения зажигания.
Следует учитывать, что при опережении в диапазоне около 2 мм и в диапазоне около 7 мм двигатели мотоциклов "Ява" заводятся, но работают плохо. При малом опережении двигатель не набирает максимальных оборотов и быстро перегревается под нагрузкой, а при слишком большом - педаль пускового механизма бьет в ногу при запуске и двигатель неустойчиво работает на малых оборотах.
Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР - Проверка работы и регулировка реле-регулятора. Можно ли в схеме Явы-638 применить реле-регулятора от мотоцикла Урал? Одной контрольной лампы за состоянием аккумулятора недостаточно. Нет ли других способов, в частности для Явы-638? Как продлить жизнь аккумуляторной батареи, ограничив зарядный ток? Что делать, если нет аккумуляторной батареи, а непременно надо выехать?
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.