Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР - Проверка работы и регулировка реле-регулятора. Можно ли в схеме Явы-638 применить реле-регулятора от мотоцикла Урал? Одной контрольной лампы за состоянием аккумулятора недостаточно. Нет ли других способов, в частности для Явы-638? Как продлить жизнь аккумуляторной батареи, ограничив зарядный ток? Что делать, если нет аккумуляторной батареи, а непременно надо выехать?
Реле-регулятор выполняет следующие функции: согласует работу генератора и аккумуляторной батареи, включая их в цепь питания в зависимости от вырабатываемого генератором напряжения.
Реле-регулятор состоит из пластмассового основания и смонтированного на нем электромагнита с двумя обмотками (тока и напряжения). Г-образного якоря, ярма и двух контактных групп (регулятора напряжения и реле обратного тока) (рис. 103).
Двухступенчатый регулятор напряжения обеспечивает нормальную работу генератора на средних и высоких оборотах коленчатого вала двигателя, не допуская перегрузки потребителей и генератора.
При частоте вращения коленчатого вала двигателя около 1200 -1500 об/мин. (скорость мотоцикла на прямой передаче равна приблизительно 30 - 35 км/ч) контрольная лампа в спидометре должна погаснуть, сигнализируя о том, что реле-регулятор полностью переключил питание электроприборов на генератор.
Проверка реле-регулятора производится в следующем порядке.
Запустив и прогрев двигатель, винтом упора дросселя карбюратора установить частоту вращения коленчатого вала двигателя около 1000 обм/мин., что соответствует показанию спидометра 25 км/ч (на прямой передаче).
Центральный переключатель поставить в положение питания потребителей от генератора; у мотоциклов моделей 353/04 и 354/04 такого положения нет, поэтому у них переключатель остается в том же положении, т.е. включенного зажигания.
Рис. 103. Реле-регулятор: 1 и 2 - контакты реле обратного тока; 3 - упор с регулировочным винтом; 4 - верхний контакт регулятора напряжения; 5 - нижний контакт регулятора напряжения; 6 - подвижный контакт регулятора напряжения; 7 - якорь; 8 - обмотка тока; 9 - обмотка напряжения; 10-изоляция; 11 -сердечник; 12 - ярмо; 13 - клемма 61; 14 - пружина подвижного контакта; 15 - клемма обмотки возбуждения; 16 - клемма 51; 17 - регулировочная гайка
Снять правую крышку картера.
Затем, не останавливая двигатель, отсоединить от системы электрооборудования аккумуляторную батарею, вынув предохранитель из держателя.
К клемме 61 генератора присоединить отрицательный провод вольтметра, а его положительный провод соединить с массой мотоцикла.
При скорости около 25 км/ч (1000 об/мин.) напряжение генератора должно быть 6 В и контакты реле-регулятора начнут смыкаться.
Поворачивая рукоятку газа, увеличить частоту вращения коленчатого вала до 1200-1500 обм/мин. (на спидометре при этом 30-35 км/ч). При этих оборотах контакты реле-регулятора смыкаются полностью, напряжение, показываемое вольтметром, должно быть в пределах 6.5 - 7,2 В.
Рис. 104. Схемы включения цепей реле-регулятора в зависимости от числа оборотов двигателя: а - малые; б - средние; в - повышенные; г - высокие; 1 - добавочный резистор; 2 - подвижный контакт реле обратного тока; 3 - неподвижный контакт; 4 - пружина регулятора напряжения; 5 - упор якоря; 6 - регулировочный винт; 7 - контакт второй ступени регулирования; 8 - подвижный контакт; 9 - контакт первой ступени регулирования; 10 - батарея: 11 - контрольная лампа генератора; 12 - якорь; 13 - обмотка реле обратного тока; 14 - обмотка регулятора напряжения; 15 - электромагнит; 16 - ярмо; 17 - обмотка возбуждения генератора; 18 - генератор; 19 - изоляционная колодка
При дальнейшем повышении оборотов коленчатого вала (и ротора генератора) вплоть до максимальных напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, должно быть в пределах 7,5 - 8,1 В.
Если напряжение не соответствует указанным выше параметрам, надо, завинчивая или отвинчивая регулировочную шестигранную гайку на 1/6 - 1/12 оборота (см. рис. 103), довести напряжение до указанных пределов. При этом после каждого поворота гайки следует измерять напряжение. Завинчивание регулировочной гайки увеличивает поддерживаемое напряжение, а отвинчивание - уменьшает.
Для проверки мощности генератора надо присоединить одновременно вольтметр и амперметр. При этом вольтметр подключается, как описано выше (к клемме 61 генератора и к массе мотоцикла), а амперметр присоединяется к проводам вместо вынутого предохранителя (рис. 105) так, чтобы плюсовый провод амперметра соединялся со свободным проводником, а минусовый провод амперметра с минусовой клеммой аккумулятора (при зарядке направление прохождения тока обратное).
При показаниях спидометра около 35 км/ч генератор должен заряжать током 1 - 2 А при напряжении 6,8 - 7,4 В, а при скорости около 90 км/ч - током 2 - 3 А при напряжении 7,0 - 7,6 В.
Затем можно проверить, какой ток идет на зарядку при включенном освещении. С включенной фарой (лампа 6 В, 25x25 Вт) и задним фонарем (лампа 6 В, 5 Вт) при скорости 35 км/ч амперметр должен показывать начало зарядки при напряжении 6,2 - 6,8 В. С увеличением оборотов ротора генератора должны увеличиваться показания амперметра. При этом на скорости 90 км/ч должно быть 1 - 2 А при напряжении 6.6 - 7,2 В. Небольшую подрегулировку мощности генератора производят регулировочной гайкой, как указывалось выше. После окончания регулировки гайку необходимо фиксировать каплей эластичного лака или клея БФ.
После остановки двигателя реле обратного тока должно моментально отключить генератор от аккумуляторной батареи, чтобы предохранить ее от разрядки.
На всем диапазоне работы реле-регулятор не должен дрожать.
В случае, если вышеперечисленными методами не удается добиться удовлетворительной работы реле-регулятора, его надо снять и заменить исправным.
Рис. 105. Схема включения амперметра в цепь электрооборудования мотоцикла для проверки мощности генератора: 1 - патрон предохранителя; 2 - амперметр
Для применения реле-регулятора от "Урала" или другого реле с такими же выводами необходимо произвести некоторую доработку схемы (см. рис. 106). Для этого нужно изменить схему подсоединения контрольных ламп нейтрали и работы генератора, удалив перемычку, соединяющую эти лампы.
Синий провод, идущий от контакта "54" замка зажигания, подсоединить к контрольной лампе нейтрали. Контрольную лампу генератора подсоединить дополнительным проводом к корпусу. Чтобы обеспечить надежную "массу" у ламп подсветки тахометра и спидометра, надо проложить еще один "минусовый" провод. Дополнительный провод от выключателя стоп-сигнала подсоединить к контакту "ВЗ" реле РРЗЗО, провод от контакта DF обмотки возбуждения генератора - к контакту "Ш". Синий провод от контрольной лампы генератора подключить к контакту "ЛК". Контакт "86" генератора соединить с контактом "~" на реле. Целесообразно сразу установить выключатель "массы" на "минусовом" проводе, идущем от аккумуляторной батареи к раме мотоцикла.
Самый простой - введение вольтметра в электросистему мотоцикла. Надо подсоединить его клемму "+" к выводу "54" (можно к выводу "15") замка зажигания, а клемму "-" - к общей "массе". Теперь при включении зажигания вольтметр показывает напряжение аккумулятора (12 В), а в процессе езды - напряжение подзарядки (до 14,3 В). В случае возникновения какой-либо неисправности в системе подзарядки, например обрыва провода или отказа генератора, напряжение в системе незамедлительно упадет до 12 В (даже несколько ниже), что и отметит вольтметр. Косвенно по его показаниям можно судить и о состоянии разъемных контактов электропроводки: чем выше переходное сопротивление контактов, тем ниже показания прибора.
Рис. 106. Схема системы энергоснабжения: 1 - катушка зажигания; 2 - выключатель стоп-сигнала; 3 - генератор; 4 - выпрямитель; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - предохранитель; 7 - реле-регулятор; 8 - включатель лампы нейтральной передачи; 9 - лампа нейтральной передачи; 10 - контрольная лампа работы генератора
Установить вольтметр можно в непосредственной близости от замка зажигания, например в свободном пространстве над болтами крепления руля.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что рассмотренные доработки достаточно просты для реализации своими силами и, могут сослужить хорошую службу владельцам "Явы-638".
Дело в том, что сила зарядного тока во многих случая, когда выключены основные потребители (фара, фонари), выше нормальной, а это приводит к выкипанию электролита и короблению пластин. Чтобы этого избежать, предлагается в разрыв цепи, соединяющей батарею 3 (рис. 107) с массой, включить резистор 5 и диод 4.
В режиме разряда батареи ток от нее беспрепятственно проходит к потребителям 6 через диод, а в режиме заряда, когда напряжение, развиваемое генератором 1 и поддерживаемое реле-регулятором 2, выше напряжения на зажимах батареи, ток, идущий на ее заряд, ограничивается резистором 5. Сопротивление резистора определяют опытным путем (поскольку электрические параметры у каждого мотоцикла свои) так, чтобы батарея хорошо заряжалась, но электролит не кипел. Для 6-вольтовой системы с аккумуляторной батареей емкостью 14 А*ч сопротивление резистора должно быть примерно 2 Ом.
Резистор можно сделать из проволоки с высоким удельным сопротивлением (нихрома, кон-стантана, манганина и т.п.). Подходит спираль от старой электроплитки (диаметр проволоки 0,3...0,4 мм). Для возможности регулировки лучше использовать переменный резистор. Диоды следует применить такие, чтобы они имели запас по току во избежание сильного нагрева. Можно, например, использовать два параллельно соединенных Д-305.
Рис. 107. Схема включения ограничительного устройства зарядного тока
Можно вместо штатной батареи использовать сухие элементы, поступающие в продажу. Например, собрав по схеме, показанной на рис. 108, двенадцать элементов "373" ("Марс" или им подобных) и обернув этот блок полиэтиленовой пленкой, можно пользоваться им около шести месяцев. Такая батарея весьма удобна, поскольку не требует обслуживания.
Рис. 108. Схема соединений и размещение элементов "373" в корпусе от батареи
Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР - Проверка работы и регулировка реле-регулятора. Можно ли в схеме Явы-638 применить реле-регулятора от мотоцикла Урал? Одной контрольной лампы за состоянием аккумулятора недостаточно. Нет ли других способов, в частности для Явы-638? Как продлить жизнь аккумуляторной батареи, ограничив зарядный ток? Что делать, если нет аккумуляторной батареи, а непременно надо выехать?
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.