Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> СИСТЕМА ВЫПУСКА - Детали глушителя выпуска
Система выпуска состоит из выпускного патрубка цилиндра, начинающегося выпускным окном, выпускной трубы и глушителя шума выпуска.
Выпускная труба. Выпускная труба одним концом прикрепляется к патрубку цилиндра накидной фасонной гайкой, второй конец выпускной трубы входит в корпус глушителя. Место стыка выпускной трубы и выпускного патрубка цилиндра уплотняется с помощью медно-асбе-стовой прокладки. Прорыв газов между корпусом глушителя и трубой предотвращается установкой сальникового асбестового уплотнения, которое находится в гайке корпуса глушителя и поджимается к выпускной трубе и торцу корпуса глушителя при затягивании гайки. Выпускные трубы у двигателей "Ява-250" и "Ява-350" разные, кроме того, они различаются как правая и левая.
Глушитель шума выпуска. Внутри корпуса глушителя 1 (рис. 81) расположены пять акустических перегородок 4 с отверстиями в центре. Задняя перегородка кроме центрального отверстия имеет еще отверстия 10 для прохода газов. В центральные отверстия трех задних перегородок вставлена трубка 5 акустического фильтра. В конце трубки укреплена концевая вставка 6, образующая три сегментные щели 9 для выхода отработавших газов.
Концевая вставка и трубка акустического фильтра фиксируются в конце корпуса глушителя винтом 7 с гайкой 8.
Корпус глушителя крепится к раме мотоцикла в четырех точках: две шпильки 2 крепления глушителя к раме находятся в передней части глушителя. На этих шпильках установлены термоизоляционные метал-лоасбестовые шайбы. К середине корпуса глушителя прикреплен двумя винтами кронштейн 3, который, в свою очередь, крепится (вместе с подножками для пассажира) к раме мотоцикла двумя болтами.
Рис. 81. Разрез глушителя шума выпуска: 1 - корпус глушителя; 2 - шпилька крепления глушителя к раме; 3 - кронштейн крепления глушителя к раме; 4 - акустические перегородки; 5 - трубка акустического фильтра; 6 - концевая вставка; 7 - винт; 8 - гайка; 9 - выходные щели; 10 - отверстия
Глушитель не только уменьшает шум, но и увеличивает мощность двигателя при средних и высоких числах оборотов коленчатого вала, поэтому всякое изменение системы выпуска или установка глушителей от мотоциклов других типов, как правило, или увеличивает уровень шума, или уменьшает мощность двигателя и повышает расход топлива.
Если мотоцикл эксплуатируется в сельской местности, когда приходится ездить в основном при малых и средних числах оборотов коленчатого вала, можно укоротить внутреннюю трубку (акустический элемент) глушителя до 110 мм.
Система выпуска двухтактного двигателя заслуживает большего внимания, чем ей обычно уделяют мотоциклисты.
Испытания показывают, что после пробега 20 тыс. км только из-за отложения нагара в системе выпуска мощность двигателя снижается примерно на 4 л. с, максимальная скорость - на 5-6 км/ч, а расход топлива увеличивается примерно на 1,1 л на 100 км пробега. Поэтому нужно постоянно следить за чистотой всей системы выпуска. Наиболее быстро закупориваются отверстия во внутренней трубке глушителя. Практика эксплуатации мотоциклов с использованием отечественных топливо-смазочных материалов показывает, что первый раз надо производить чистку после 1000 км пробега, а затем 2 раза в сезон - в середине и конце сезона.
Производить очистку системы выпуска следует именно в конце сезона эксплуатации, а не в начале следующего сезона, так как свежий нагар удаляется легче, чем после зимнего хранения мотоцикла.
Для удаления отложений с трубки акустического фильтра ее следует извлечь из корпуса глушителя при помощи приспособления 1, сделанного из проволоки 0 4-5 мм (рис. 82).
Порядок проведения операций при этом должен быть следующий:
1. Развинтить на конце корпуса глушителя винт с гайкой и вынуть концевую вставку.
2. С помощью приспособления 1 извлечь из корпуса глушителя внутреннюю трубку акустического фильтра. При этом зацеплять крючками приспособления нужно за отверстия, предназначенные для прохода газов и расположенные внутри трубки. Нельза зацеплять за отверстия, расположенные с самого края трубки и предназначенные для крепежного винта. После извлечения трубку нужно прожечь паяльной лампой, на костре или в пламени аце-тилено-кислородной горелки. Образовавшийся после этого шлак легко соскабливается и отлетает при постукивании по трубке. Вставляется трубка в глушитель в порядке, обратном извлечению. Нельзя стучать по торцу трубки при ее установке в корпус глушителя, так как от ударов стенки трубки сминаются. Если трубка вставляется очень туго, нужно спилить напильником на трубке места, которые затрудняют ее утанов-ку в перегородки корпуса.
Рис. 82. Извлечение трубки акустического фильтра из корпуса глушителя шума выпуска
В конце сезона необходимо удалять нагар из выпускных окон и каналов цилиндра двигателя.
Отложения, скапливающиеся в корпусе глушителя, оказывают меньшее влияние на работу двигателя. Их можно очищать реже - после 15-20 тыс. км пробега.
Для снятия глушителя необходимо ключом S = 10 мм отвернуть две гайки в передней части его со стороны, обращенной к мотоциклу, и вывернуть два нижних болта крепления подножки пассажира. Передняя часть глушителя выдвигается на себя, задняя - вниз. После снятия глушителя нужно проверить затяжку двух коротких болтов с резьбой М6 в передней части глушителя. На эти болты надеты изоляционные металлографитовые шайбы. Резьба на корпусе глушителя правая, мелкая и отвертывать (особенно завертывать) гайку надо очень осторожно, чтобы не сорвать резьбу.
Гайки крепления трубы к цилиндру отвертывают ключом из комплекта инструмента, прилагаемого к мотоциклу. Такой ключ можно сделать согласно рис. 83.
Количество нагара, отлагающегося в выпускных патрубках цилиндра и выпускных трубах, в большей степени, чем в других элементах системы, зависит от марки применяемого масла и теплового режима двигателя. В патрубках и трубах отлагается более твердый нагар, чем в глушителе. Из патрубков нагар удаляют при помощи скребков (шаберов). Для этого отсоединяют трубы от цилиндра, снимают головку, опускают поршень в н. м. т. и закрывают тряпкой полость цилиндра над поршнем, чтобы в зазор между поршнем и зеркалом цилиндра не попали частицы удаляемого нагара. После очистки тряпку аккуратно вынимают.
Рис. 83. Ключ для гаек крепления выпускной трубы к цилиндру: а - эскиз ключа; б - пользование ключом
Нагар из выпускных труб можно удалить проволочным "ершом". Его делают из нарубленных кусочков стального троса длиной около 40 мм и двух отрезков мягкой стальной проволоки. Их зажимают в патроне и резцедержателе токарного станка и вкладывают между ними кусочки троса. Патрон, вращаясь, свивает проволоку, которая надежно стягивает кусочки троса. Можно свить проволоку и вручную, но ерш получится менее прочным. Чистят трубы, протягивая ерш при помощи двух бечевок (или мягкой проволоки), привязанных к обоим его концам.
Отложения в корпусе глушителя проще всего удаляются выжиганием, поскольку они содержат несгоревшее масло и другие остатки топлива. Для этого корпус ставят вертикально задним концом вверх так, чтобы оба конца были открыты. Пламенем от паяльной лампы, газовой горелки или просто горящим куском тряпки (пропитанной бензином или маслом) поджигают отложения в нижнем конце корпуса глушителя. Затем лампу (или горелку) убирают. Огонь, распространяясь в корпусе, сжигает все отложения. Когда корпус глушителя остынет, легкими постукиваниями удаляют из него шлак. При этом покрытие корпуса не повреждается.
Можно размягчить нагар и химическим способом, используя следующий состав: 1 л воды, 25 г едкого натра, 33 г углекислой соды; 8,5 г зеленого мыла. Состав наливают в корпус глушителя, корпус нагревают до температуры 90° С и оставляют в нем состав на 2-3 ч. После этого глушитель промывают горячей водой.
При установке выпускной трубы и глушителя нужно проверить состояние уплотнительных прокладок в местах соединения трубы с глушителем и трубы с цилиндром. Прорыв газов устраняется затяжкой гаек на холодном двигателе, а если эта мера не дает желаемого результата, -заменой прокладок в местах прорыва газов. Если своевременно не устранить прорыв газов, то со временем следы отработавших газов твердеют и при затяжке гаек или при их отвинчивании придется применять большие усилия, что может привести к обламыванию охлаждающих ребер на гайках выпускных труб.
Помимо всего прочего прорывающиеся газы, осевшие на ребрах цилиндра, смешиваясь с дорожной пылью, ухудшают режим охлаждения двигателя, а скопившиеся в других местах пачкают мотоцикл и придают ему неряшливый вид.
Глушители 353-01-500 и 353-01-600 можно ставить на мотоциклы "Ява" всех моделей любого года выпуска.
У всех моделей двигателей "Ява" правая выпускная труба и правый глушитель невзаимозаменяемы с левой трубой и глушителем.
Выпускные трубы мотоциклов "Ява-250" моделей 559 невзаимозаменяемы с трубами мотоциклов предыдущих моделей.
Выпускные трубы двигателей мотоциклов "Ява-350" всех моделей полностью взаимозаменяемы.
Выпускные трубы мотоцикла "Ява-350" любой модели невзаимозаменяемы с трубами мотоциклов "Ява-250".
Рис. 84. Детали глушителя выпуска
Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> СИСТЕМА ВЫПУСКА - Детали глушителя выпуска
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.