Мотоцикл ИЖ-Планета. Эксплуатация, обслуживание и ремонт. >> Инструменты, приспособления и эксплуатационные материалы
ООО "Мир Автокниг"
Главное требование, предъявляемое к инструментам — они должны быть по возможности высокого качества. Это облегчает ремонт и уменьшает опасность получения травм и повреждения деталей.
Для технического обслуживания мотоцикла и выполнения наиболее распространенных ремонтных работ необходимо иметь:
1. Набор комбинированных (рожковый + накидной) гаечных ключей. Кроме того, понадобится рожковый ключ на 36 мм.
Рожковые ключи не предназначены для приложения больших усилий, так как при этом сминаются грани болтов и гаек. Затягивать или ослаблять затяжку такими ключами следует только в случае, когда это невозможно выполнить с помощью торцовых или накидных ключей.
2. Также потребуется комплект сменных торцовых головок размерностью от 10 до 17 мм, под соединительный квадрат 1/2" (0,5 дюйма). Хорошо, если в комплекте есть специальная «свечная» головка на 21 мм (глубокая головка, внутрь которой вставлено резиновое кольцо для удержания свечи зажигания при ее извлечении). Очень удобно работать, если в наборе есть вороток с храповым механизмом (трещотка). Это позволяет быстро отворачивать и заворачивать крепежные детали.
Во избежание повреждения храпового механизма не используйте трещотку для ослабления и окончательной затяжки болтов и гаек.
3. Динамометрический ключ для окончательной затяжки резьбовых соединений с регламентированным моментом.
4. Набор крестовых и шлицевых отверток. Удобнее, если в наличии будет целый набор отверток с лезвиями различной длины и ширины, а не одна ручка с разными насадками.
5. Молотки. Лучше иметь несколько молотков со стальным бойком массой от 100 до 500 г, а кроме того, молоток с пластмассовым или резиновым бойком (киянку).
6. Кусачки (бокорезы), пассатижи, плоскогубцы с загнутыми губками.
7. Специальные (раздвижные и сдвижные) щипцы для снятия стопорных колец.
8. Выколотки из мягкого металла (латунные, медные, алюминиевые прутки) для выбивания осей, валов.
9. Набор выколоток и бородков из стали для выбивания штифтов, шплинтов и т.п.
10. Зубило. Лучше, если будут два или три зубила с разной шириной лезвия.
11. Раздвижные пассатижи или «газовый» ключ.
12. Универсальный съемник (двух- или трехзахватный)
13. Металлические щетки.
14. Слесарные тиски.
15. Пинцет.
16. Ударная отвертка с набором насадок.
17. Цифровой мультиметр (тестер) для проверки электрических цепей.
18. Манометр для проверки давления в шинах (при отсутствии манометра на шинном насосе).
19. Нутромер для измерения диаметра цилиндра.
20. Штангенциркуль с глубиномером.
21. Микрометр.
22. Набор круглых щупов для проверки зазора между электродами свечи зажигания. Можно использовать специальный комбинированный ключ с набором необходимых щупов. Ключ имеет прорези для подгибания бокового электрода свечи.
23. Набор плоских щупов для измерения зазоров между деталями.
24. Ареометр для измерения плотности жидкости (электролита в аккумуляторной батарее).
25. Магнит для извлечения мелких металлических предметов из труднодоступных мест.
26. Наждачная шкурка различной зернистости.
27. Надфили (плоский, круглый и трехгранный)
Специальные инструменты (специализированные ключи, съемники, измерительный инструмент и другие приспособления) требуются при выполнении только некоторых ремонтных работ. Приобретать их можно по мере необходимости. Прежде всего, желательно иметь ареометр, мультиметр, штангенциркуль и микрометр. Следует учитывать, что ряд операций выполнить без специального инструмента затруднительно.
Некоторые виды работ (окраска, сварка, работа с электроинструментом) опасны для здоровья. Поэтому заранее приготовьте перчатки или рукавицы, защитные очки или маску (прозрачный щиток, полностью закрывающий лицо).
Для промывки деталей лучше всего использовать керосин или уайт-спирит. Бензин и дизельное топливо применять не рекомендуется, первый — быстро испаряется и пожароопасен, а «солярка» вредна для кожного покрова и организма в целом.
Обезжиривать детали перед нанесением герметика, перед окраской и т. п. следует ацетоном или растворителем для нитрокрасок.
Внешний вид мотоцикла поддерживается в надлежащем состоянии при помощи различных препаратов автокосметики — шампуней и полиролей.
Не используйте для мытья мотоцикла стиральные порошки, соду и другие подобные средства. Они портят краску и оставляют серый налет на алюминиевых деталях.
Хромированные и полированные алюминиевые детали лучше всего чистить специальными препаратами.
Для герметизации при сборке частей картера силового агрегата следует использовать маслобензостойкие герметики, выдерживающие высокую темпера-ТУРУ (не ниже 200 °С).
Для контровки резьбы применяются анаэробные клеи-фиксаторы, многие детали мотоцикла надежно восстанавливаются при помощи высокопрочных эпоксидных клеев.
Чтобы нагар не образовывался на деталях двигателя и внутри глушителя, полезно время от времени добавлять в топливо специальные препараты.
Подшипники и многие другие узлы мотоцикла требуют применения пластичной смазки. Можно использовать Литол-24, но лучше для этого подойдут современные смазки, содержащие дисульфид молибдена и кондиционер металла.
Пластичные смазки выпускаются и в аэрозольных баллонах, что удобно, например, при уходе за цепной передачей.
Некоторые соединения (рукоятку дросселя, резьбу соединений выпускных труб) можно покрыть сухой тонкодисперсной графитной смазкой.
Тросы управления и привода спидометра, а также различные «самозаконт-рившиеся» резьбовые соединения требуют применения разнообразных проникающих смазок в аэрозольной упаковке.
Для увеличения ресурса и повышения надежности работы двигателя и коробки передач целесообразно добавлять в масло специальные препараты-кондиционеры металла (FENOM, ER, SMT2).
И, наконец, руки после работы лучше протереть сначала специальным очистителем, а только затем вымыть их с мылом.
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.