Инструкция по обслуживани и ремонту скутера Delta. Ремонт четырехтактного двигателя скутера. >> Основные работы по обслуживанию скутера.
Своевременное обслуживание любой транспортной техники, в том числе скутера, производится в первую очередь для продления срока службы машины, во вторую - для обеспечения безопасности «себя любимого». При всем разнообразии технического устройства скутеров разных классов общие принципы регламентных работ одинаковы. Ниже мы рассмотрим проведение некоторых основных операций по обслуживанию.
Уровень масла в четырехтактном двигателе необходимо регулярно контролировать, желательно перед каждой поездкой. Для контроля на моторе имеется либо контрольное отверстие, либо глазок, либо щуп (1).
Если в процессе эксплуатации уровень масла понижается, то следует доливать масло того же класа качества, что было залито в двигатель изначально. Полную замену моторного мосла и масляного фильтра следует осуществлять при каждом ТО, с периодичностью 4-10 тыс. км (как указано в инструкции по эксплуатации). Первую замену масла и фильтра проводят после завершения обкатки - при пробеге от 500 до 1000 км.
Для замены масла полностью прогреваем двигатель, откручиваем пробки заливного и сливного отверстий (2).
Когда горячее масло вытечет, закручиваем пробку сливного отверстия. Заменяем масляный фильтр или очищаем его, если он многоразовый. Через заливное отверстие заливаем требуемое количество масла, контролируя его уровень по щупу. Пустив двигатель на несколько минут, останавливаем его и вновь проверяем уровень масла, которое при необходимости доливаем.
У двигателя мокика (например, модели 1P-39FMB-C «Пилот») в полости правой половины картера расположен сетчатый масляный фильтр, заключенный в обрезиненную рамку (3).
Поскольку этот фильтр предназначен для многоразового использования, его очистку следует проводить при каждой замене масла. Чтобы получить доступ к фильтру, демонтировать корпус сцепления не требуется, достаточно снять крышку картера сцепления. После извлечения фильтра следует обратить внимание на его состояние. При нарушении целостности рамки, повреждениях и разрывах сетки фильтр следует заменить новым. Установка фильтра производится в обратной последовательности.
На двигателях скутеров (например, Lifan ЗиД) контрольный щуп уровня масла расположен с правой стороны.
Ниже щупа в приливе картера расположен сетяатый масляный фильтр, поджатый пружиной и закрытый резьбовой пробкой. Поскольку этот фильтр предназначен для многоразового использования, его очистку следует проводить при каждой замене масла.
Отворачиваем ключем резьбовую пробку и осторожно извлекаем фильтр вместе с пружиной (4).
Очищаем сетку фильтра от грязи, после чего устанавливаем фильтр и пружину на место.
Регулировку света фары следует проводить на ровной площадке при вклоченном ближнем свете. При этом скутер должен стоять на колесах без использования центральной подставки, а водителю следует сидеть за рулем. Для регулировки света фары служит специальный винт с пластиковой головкой треугольной формы, расположенный с внутренней стороны переднего обтекателя (5).
Добраться до этого винта можно не снимая обтекатель. Работу удобнее проводить вдвоем. Вращая винт необходимо добиться расположения пучка света таким образом, как это показано на схеме (6).
Для замены перегоревшей лампы дальнего-ближнего света в фаре сначала снимаем передний обтекатель, отвернув винты его крепления. Отсоединяем жгут проводки и защитные резиновые чехлы (7а).
Снимаем сконтактов лампы колодку (7б) и выводим из зацепления пружинный фиксатор, затем извлекаем перегоревшую лампу (8). При установке новой лампы, особенно галогенной, нельзя браться руками за стекло. Тип и мощность ламп устанавливается заводом-изготовителем, применение более мощных ламп не допускается из-за возможности нарушения теплового режима работы фары, а менее мощные не будут должным образом освещать дорогу.
Потребность в этой работе возникает при возникновении ощутимого люфта рулевой колонки. Избыточная величина люфта определяется покачиванием нижней части подвижных труб вилки (когда скутер установлен на центральную подставку) или торможением передним, тормозом на малой скорости.
Для роботы требуются накидной или рожковый ключ с большим размером губок (например, «на 32») и специопьный сегментный ключ, который входит в набор инструмента для отечественных мотоциклов, а также продается отдельно.
Устанавливаем скутер на центральную подставку. Снимаем передний обтекатель скутера, снимаем руль (9), а затем отворачиваем ключом верхнюю контргайку подшипника рулевой колонки (10). Сегментным ключем вращая гайку подшипника, регулируем величину затяжки подшипников рулевой колонки (11). По окончании регулировки затягиваем верхнюю контргайку и проверяем величину люфта в подшипниках рулевой колонки. При «перетяже» подшипников возможно неравномерное сопротивление повороту руля. Если это происходит, то гайки рулевой колонки следует чуть «отпустить».
Двигатель 1Р39МВ-С «Пилот» имеет двойную систему управления сцеплением: автоматическую центробежную и полуавтоматическую, которая срабатывает при нажатии на рычаг переключения передач.
Для регулировки полуавтомата выжима сцепления отворачиваем отверткой два винта и снимаем пластиковый лючок на правой крышке картера (12).
Удерживая шлицевой отверткой регулировочный винт, ключом ослабляем контргайку (13).
Производим регулировку поворачивая винт до тех пор, пока не почувствуется сопротивление его вращению. Отворачиваем винт на 1/8 - 1/4 оборота и, удерживая винт отверткой, затягиваем контргайку.
Проверяем срабатывание полуавтоматического выжима сцепления при работающем двигателе. Для этого включаем первую передачу и, держа ногой рычаг переключения передач в нажатом положении, прибавляем «газ». При правильно отрегулированном полуавтомате выжима сцепления частота вращения коленчатого вала должна возростать, а мокик при этом оставаться на месте.
Работы по обслуживанию дискового тормоза заключаются в периодическом контроле степени износа тормозных колодок и своевременной их замене. Состояние колодок на большинстве скутеров можно оценить без разборки тормоза. Если колодка имеет специальный индикатор износа, то минимальная толщина фрикционного слоя определяется визуально. Индикатор износа представляет собой канавку на фрикционном слое, которая не доходит до стального основания колодки на величину предельного износа. Если колодка не имеет такой канавки, то нужно измерить толщину фрикционного слоя - она не должна быть меньше 1,0-1,5 мм. Обычно это проделывается на снятых колодках (14).
Кроме того в дисковых тормозах следует проверять состояние диска (отсутствие глубоких канавок, биения) и его толщину; величина минимальной толщины диска приведена в инструкции и обычно выбита на его поверхности. Еще одно важное место, которое следует периодически осматривать - рабочая поверхность поршня тормозного цилиндра, закрытая специальным пыльником. Ее следует периодически очищать от пыли и продуктов износа колодок с помощью специальных химических очистителей тормозов или нелетучих растворителей. Смазывать рабочую поверхность поршня под пыльником следует только тормозной жидкостью.
Большинство рабочих тормозных механизмов скутеров имеют одно - или двухпоршневую «плавающую» тормозную скобу. Чтобы извлечь колодки, откручиваем один или два болта крепления скобы, затем поворачиваем скобу и снимаем ее со штатного места (15). При этом не следует отсоединять тормозной шланг, иначе потом придется прокачивать тормозную систему. Затем извлекаем колодки (17). В тормозах с жестко зафиксированными рабочим цилиндром перед снятием колодок необходимо снять фиксирующие элементы (оси, шплинты и др.) (16). При извлечении колодок следует обратить внимание на установку пружинных пластинок под колодками (если они установлены) и при сборке с новыми колодками поставить их на место. Обычно в комплекте с новыми колодками придаются и новые пластины, их желательно поставить, так как старые теряют от времени свою упругость.
После извлечения колодок отжимаем до упора поршень (поршни) вглубь цилиндра (цилиндров).
Делать это следует аккуратно, чтобы не повредить резиновые пыльники. Затем в обратном порядке устанавливаем колодки, пружинные пластинки и фиксирующие элементы колодок. Затем возвращаем тормозной механизм на штатное место. При необходимости доливаем тормозную жидкость в расходный бачок и прокачиваем гидравлический привод тормоза.
После замены колодок перед выездом нужно обязательно нажать несколько раз на рычаг тормоза, чтобы колодки выбрали чрезмерные зазоры (самоустановились).
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.