Мопеды и мокики китайского производства. Устройство, эксплуатация, техническое обслуживание. Delta, Musstang, Leader, Dingo, Sagitta, HongDou, Jianshe, Loncin, Simple, Zip Star, Alpa, Фермер, Dino Eriskay. >> Техническое обслуживание мопеда. Проверка состояния и замена свечи зажигания.
Быков К.П., Шлёнчик Т.А.
Свечи зажигания, рекомендованные производителем для четырехтактных двигателей - А7ТС или A7RTC SX. Аналог этих свечей NGK C7HSA или NGK CR7HSA.
Зазор между электродами свечи должен составлять 0,6-0,7 мм.
Фирма NGK выпускает более «холодные» аналоги свечей А7ТС и A7RTC SX:
• NGK CH6SA - с калильным числом 6;
• NGK CH5SA- с калильным числом 5.
Рекомендации по выбору свечей приведены ниже.
Рис. 25. Свеча зажигания A7RTC SX
Параметр |
Значение |
Диаметр резьбы, мм |
10,00 |
Калильное число |
7 |
Длина резьбы, мм |
12,7 |
Зазор, мм |
0,6-0,7 |
Размер под ключ, мм |
16 |
Регламентная замена свечей зажигания производится через каждые 8 тыс. км пробега. Однако, исходя из опыта эксплуатации, свечи выхаживают не более 4-6 тыс. км.
Рис. 26. Замена свечи зажигания
Для замены свечей зажигания необходимо:
• снять наконечник провода свечи (рис. 26.1);
• удалить грязь вокруг свечи;
• свечным ключом вывернуть свечу (рис. 26.2);
• рукой ввернуть новую свечу (рис. 26.3);
• окончательно затянуть свечу ключом моментом 31-39 Нм.
Внимание! Чрезмерная затяжка свечей зажигания может привести к повреждению резьбы в свечном отверстии головки блока цилиндра!
К выбору свечей зажигания для двигателя своего мопеда нужно относиться самым серьезным образом. Свеча венчает работу всей системы зажигания, в значительной мере определяет легкость запуска и устойчивость работы двигателя на всех режимах, расход топлива и долговечность самого двигателя. Правильнее всего устанавливать «родные» свечи. Но что делать, если это невозможно?
К сожалению, на обозначение свечей нет общепринятых стандартов, что усложняет их выбор на основе взаимозаменяемости.
Сделать правильный выбор свечи можно, если основывается на следующих параметрах:
1. По конструкции и размерам резьбовой части.
2. По калильному числу.
3. По конструкции уплотняющей части.
4. По размеру под ключ.
Основным эксплуатационным параметром свечи зажигания является калильное число, информация о величине которого дается всеми фирмами-изготовителями в обозначении.
По тепловым качествам свечи делятся на "горячие" -для двигателей с невысокой температурной нагрузкой (обычно низкооборотистые двигателя) и " холодные" - для работы с высокой рабочей температурой и степенью сжатия двигателя (более высокооборотистые двигателя и с воздушным охлаждением). Калильное число равно среднему индикаторному давлению, при котором начинается калильное зажигание. Чем больше это число, тем свеча более устойчива к высоким температурам, следовательно, более "холодная". Калильное число свечи определяется на специальной установке по возникновению калильного зажигания.
Калильное зажигание, это неуправляемый процесс поджога горючей смеси от раскаленных рабочих частей свечи. При температуре свечи 500°С и выше нагар, представляющий собой углеродистые вещества, образовавшиеся в результате сгорания масла и топлива в камере сгорания двигателя, сгорает. Происходит самоочищение свечи. Нагар в основном состоит из кокса, золы и масла. Вследствие плохой теплопроводности свечи с нагаром перегреваются, что в свою очередь вызывает перебои в работе системы зажигания.
Когда температура свечи менее 500°С, происходит усиленное нагарообразование на тепловом конусе изолятора и свеча начинает работать с перебоями, так как через нагар происходит утечка тока высокого напряжения. Чтобы обеспечить бесперебойную работу свечи, нижняя часть теплового конуса изолятора должна иметь температуру в пределах 500-600°С.
При слишком высокой температуре изолятора и центрального электрода (более 800°С) возникает калильное зажигание, когда рабочая смесь воспламеняется от соприкосновения с раскаленным конусом изолятора и центрального электрода до появления искры между электродами свечи. В результате происходит слишком раннее воспламенение рабочей смеси.
Если калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя, то могут возникнуть перебои в работе двигателя и его пуск будет затруднен.
Если калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя - это вызовет неустойчивую работу двигателя, повышенный расход топлива и падение мощности двигателя.
В зависимости от температуры окружающего воздуха можно использовать свечи с разными калильными числами I (чем выше температура, тем больше калильное число):
• От 0°С до +5°C-NGKCH5SA- с калильным числом 5;
• От +5°С до +15°С - NGK CH6SA- с калильным числом 6 или NGK CH7SA, A7TC/A7RTC SX- с калильным числом 7;
• От +15°С до +25°С - NGK CH7SA, A7TC/A7RTC SX- с калильным числом 7.
Свеча, это хороший индикатор работы двигателя. По состоянию ее электрода можно определить качество го-рючей смеси, установку угла опережения зажигания, правильность выбора марки свечи.
С помощью таблицы 7, приведенной ниже, можно определить правильность выбора свечи, качество топлива и т.д., найти неисправность.
Состояние электрода свечи |
Причина |
Сопутствующие признаки |
Способы устранения неисправности |
Светло-коричневый нагар. |
Двигатель работает нормально. Правильно подобранная по характеристикам, хорошо работающая свеча. Нормально настроенный карбюратор и зажигание. Качественное масло и топливо. |
Расход топлива и масла в норме. |
По мере надобности чистить свечу и контролировать зазор. |
Состояние электрода свечи |
Причина |
Сопутствующие признаки |
Способы устранения неисправности |
Бархатистый нагар черного цвета. |
Переобогащенная смесь. Неправильная регулировка карбюратора. |
Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Возможны трудности с пуском горячего двигателя. |
Отрегулировать карбюратор. |
Бархатистый нагар черного цвета. |
Низкая компрессия из-за износа цилиндро-поршневой группы, негерметичность клапанов. |
Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Трудности с пуском холодного и горячего двигателя. |
В данной ситуации поможет только разборка двигателя и ремонт цилиндро-поршневой группы. Если присутствует неплотность клапанов - требуется их притирка или замена. |
Загрязнен воздушный фильтр. |
Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. При сильном загрязнении -неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском горячего двигателя. |
Заменить или промыть воздушный фильтр. |
|
Неправильная установка зазора, неисправность свечи. |
Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском. |
Отрегулировать зазор или сменить свечу на новую. |
|
Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя. |
Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском. |
Заменить свечу на новую с правильным калильным числом. |
|
Черный масляный нагар. |
Попадание масла в камеру сгорания |
Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. Забрызгивание свечи до полной остановки двигателя. |
Заменить маелосъемные кол пачки клапанов или кольца пор шней. |
Толстый слой рыхлых отложений. |
Низкое качество бензина или масла. |
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. |
Сменить используемое масло или топливо. |
Отложения красного цвета. |
Превышение допустимых норм концентрации мегаштосодержа-щих присадок в бензине. |
Возможны перебои в работе двигателя, затруднен пуск. |
Сменить используемое топли во. |
Состояние электрода свечи |
Причина |
Сопутствующие признаки |
Способы устранения неисправности |
Оплавление центрального электрода. |
Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя. |
Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. |
Заменить свечу на новую с правильным калильным числом. |
Низкооктановое топливо. |
Снижение мощности двигателя, детонация. |
Заменить топливо. |
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.