Александр ВОРОНЦОВ,
фото компаний-производителей
Первый в мире мотоцикл его создатели Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах назвали Reitwagen - «Повозка для верховой езды»; Если бы они посмотрели на новинки 2010 года в классе туристических машин, они назвали бы их ЛАЙНЕРЫ ДЛЯ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ.
Вот недавнее сообщение: сумасшедший австралиец проехал из Мельбурна в Лондон на Honda CT110. Вообще-то на его родине на таких аппаратах ездят пастухи и почтальоны, но красиво жить не запретишь. Ну, а скромные благоразумные люди (типа нас с вами) для таких «дальнобоев» обычно пользуются более прозаичными машинами. Такими, как BMW R1200GS.
Ducati Multistrada - лидер в применении современных электронных систем.
Multistrada S в исполнении Touring Edition.
Ducati Multistrada 1200-«спортбайк для любых дорог».
Лавры (и продажи) знаменитого «Гуся» - самого успешного туристического эндуро в мире - многим не дают спать спокойно. Как оказалось, бессонные ночи изводили и боссов компании Ducati. Слухи о том, что в недрах завода в Болонье готовят «охотника на гусей», появились ещё год назад. И осенью 2009 года эти слухи воплотились в явь - в облике Ducati Multistrada нового поколения.
Впрочем, с прежней Multistrada у новинки так мало общего, что поначалу её даже хотели представить под другим именем. Но потом спохватились: ведь придуманный к дебюту Multistrada-1 слоган «спортбайк для любых дорог» подходит н Muttistrada-2 ещё лучше! Потому что мощность «прыгнула» вверх на целых 55 л.с: вместо заслуженного 95-сильного агрегата воздушного охлаждения с двух-клапанными головками цилиндров - такая же четырёхклапанная «водянка», как и на спорт-байках серии 1198, и выдаёт она кругленькие 150 л.с.
BMW R1200GS, обновленный к сезону 2010 года
Такая же, да не такая: не зря конструкторы сменили её название с Testastretta Evoluzione на Testastretta 11°. Обозначение указывает на величину перекрытия фаз газораспределения (угол поворота коленвала, во время которого открыты одновременно впускные и выпускные клапаны): она в новом двигателе уменьшена с 41 ° до тех самых 11 °. Первое значение характерно для высокооборотных спортивных двигателей, в которых необходимо обеспечить хорошую продувку на верхах любой ценой - пусть даже за счёт повышенного расхода топлива и потери момента на низах. А малое перекрытие фаз - признак мотора, настроенного на тягу и экономичность: только за его счёт Testastretta 11 ° расходует на 15% меньше топлива, чем спортбайковский агрегат. Кстати, не могу не отметить веру создателей Ducati в высокий уровень технической подготовки адептов марки - раз они вынесли такой специфический показатель в обозначение новинки.
Чтобы «разгладить» характеристику крутящего момента, конструкторы также установили распредвалы с «мирным» профилем кулачков, изменили форму впускных и выпускных каналов в головке и чуть уменьшили степень сжатия. Управление дроссельными заслонками «по проводам» позволило применить изощрённую многорежимную систему управления (о ней позже) и встроить противобуксовочную систему.
Вместо характерного для Ducati «сухого» сцепления - «мокрое», с обратной пробуксовкой и механизмом, который усиливает прижим дисков во время передачи крутящего момента от двигателя к колесу - так удалось снизить жёсткость пружин и, соответственно, усилие выжима. Передаточные числа коробки передач подобраны так, что максимальная скорость достигается на пятой, а шестая - для экономии топлива на автостраде.
Двигатель с двумя верхними распредвалами в головке - главное новшество баварцев.
Рама мотоцикла - комбинированного типа: основная её часть и задний подрамник - пространственные, из стальных труб, центральная часть - две отливки из алюминиевого сплава, а передняя изготовлена из магниевого (принципу централизации масс начали поклоняться и итальянские конструкторы). Подвески - полностью регулируемые. В базовой версии впереди стоит вилка Marzocchi, а сзади - моноамортизатор Sachs, а в версии «S» эти компоненты - производства Ohlins, да к тому же с дистанционной регулировкой на ходу. Тормоза - с передними радиальными скобами Brembo и с ABS, которая в варианте «S» входит в стандартное оснащение, а в базовой версии её можно заказать.
И вот тут-то всё интересное только начинается! Потому что итальянские инженеры полностью использовали все возможности современной электроники, создав самый «умный» в мире байк. Во-первых, вам даже не надо вынимать ключ из кармана: он сам свяжется с бортовой электроникой на расстоянии двух метров от мотоцикла - остаётся лишь нажать на кнопочку. Во-вторых, приборный щиток - не щиток вовсе, а экран бортового компьютера, который сообщит вам не только скорость, пробег, обороты двигателя, остаток топлива и температуру охлаждающей жидкости, но и такие параметры, например, как средний расход топлива, пробег на остатке топлива, температуру окружающего воздуха и даже давление в шинах (в версии «S»). А кульминация этого электронного разврата - переключатель, позволяющий выбирать из четырёх режимов: Sport, Touring, Urban и Enduro. В спортивном режиме реакция двигателя на движение ручки газа - самая острая, противобуксовочная система позволяет похулиганить, а настройка подвесок (в версии «S» с электронными регулировками) - спортивно-жёсткая. В туристическом режиме реакция мотора плавно-линейная, ПБС настроена довольно чутко, а подвески комфортно распущены. В городском (Urban) режиме мощность двигателя ограничена 100 л.с, реакция на движение ручки газа плавная, ПБС одёргивает малейшие попытки проскальзывания, подвески готовы к встрече с выбоинами асфальта.
Приборная панель BMW R1200GS с GPS-навигатором.
Режим Enduro - это плавные реакции «зажатого» до 100 л.с. мотора, почти не вмешивающаяся в работу машины ПБС (ABS можно отключить совсем), готовые отработать любые неровности подвески. В общем, четыре в одном - и все эти изменения можно произвести, не слезая с мотоцикла. Если же вас не устроит ни один из четырёх заводских режимов, можно подобрать индивидуальные настройки - через меню бортового компьютера.
Решили разориться на версию Multistrada S? Тогда выбирайте один из двух вариантов исполнения: Sport Edition, с карбоновыми деталями облицовки, или Touring Edition, в комплектацию которого дополнительно входят центральная подставка, подогрев рукояток руля и багажные кофры. В списке аксессуаров - навигационная система Garmin GPS, багажные кофры, пробка бензобака с дистанционным приводом замка, карбоновые подкрылки, противоугонная система. Кроме того, можно заказать машину с уменьшенной на 25 мм высотой седла.
А что же немцы - сильно напуганы? Да, в общем-то, нет. На их стороне - почти 30-летний опыт производства туристических эндуро. Кроме того, Ducati в соответствии со своим названием (Multistrada - «вседорожный») остаётся чисто «асфальтовым» (посмотрите на рисунок протектора и на то, как низко сидят крылья). У BMW R1200GS - нехилый (и многократно проверенный) внедорожный потенциал, а у модификации Adventure (со спицованными колёсами, внедорожными шинами и увеличенными ходами подвесок) он просто устрашающий.
Экстремальная версия - BMW R1200GS Adventure.
К сезону 2010 и BMW получил новый двигатель. Прежняя схема привода клапанов НС (High Camshaft - с расположенными близ головок цилиндров распредвалами) уступила место привычной для современных моторов DOHC -с двумя верхними распредвалами в головке. Перемена позволила поднять обороты двигателя и расположить клапаны радиально, улучшив форму камеры сгорания. Любопытно, что довольно скромный прирост мощности (со 105 до 110 л.с.) сопровождается неадекватно большим ростом проходного сечения впускного и выпускного тракта (диаметр диффузоров увеличен с 47 до 50 мм, тарелок клапанов - с 36 до 39 мм для впускных и с 31 до 33 мм для выпускных, да и подъём клапанов стал больше). Задел для грядущей форсировки?
Для такой проверенной временем модели, как BMW R1200GS, важно не только то, что она приобрела благодаря модернизации, но и то, что она не утратила. А не утратила она способность работать на 95-м бензине, а после перенастройки блока управления - и на 91-м. На месте и уникальные подвески - Telelever спереди и Paralever сзади. По заказу их можно дополнить электронной системой регулировки на ходу Enduro ESA. Ещё одна популярная опция - комбинированная (либо полукомбинированная) тормозная система с ABS. Впрочем, что-что, а список опций у BMW всегда можно расширять до бесконечности: это и навигационная система, и «противоугонка», и багажные кофры, и всевозможная защита, и подогрев рукояток, и возможность установки низкого седла и т.д., и т.п.
Так что сезон охоты на гусей открывать рановато: «гусь» себя в обиду не даст!
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
|||
---|---|---|---|
ОБЩИЕ ДАННЫЕ |
|||
Модель |
Ducati Multistrada 1200 |
BMW R1200GS |
BMW R1200GS Adventure |
Модельный год |
2010 |
||
Сухая масса, кг |
189 (192 для «S») |
203 |
223 |
Длина, мм |
2150 |
2210 |
2240 |
База, мм |
1530 |
1507 |
1510 |
Высота по седлу, мм |
850/825 |
870/850 |
910/890 |
Вылет, мм |
нет данных |
101 |
88,7 |
Угол наклона рулевой колонки, град. |
25 |
25,7 |
24,8 |
Объём бензобака,л |
20 |
33 |
|
ДВИГАТЕЛЬ |
|||
Тип |
V2,4-тактный |
В2, 4-тактный |
|
ГРМ |
D0HC, 4 клапана на цилиндр |
||
Рабочий объём, см3 |
1198,4 |
1170 |
|
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм |
106x67,9 |
101x73 |
|
Степень сжатия |
11,5 |
12,0 |
|
Макс. мощность, л.с. при об/мин |
150/9250 |
110/7750 |
|
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин |
118,7/7500 |
120/6000 |
|
Система питания |
впрыск топлива |
||
Система охлаждения |
жидкостная |
воздушно-масляная |
|
Система запуска |
электростартер |
||
ТРАНСМИССИЯ |
|||
Сцепление |
многодисковое, в масляной ванне, с обратной пробуксовкой |
однодисковое, сухое |
|
Коробка передач |
6-ступенчатая |
||
Главная передача |
цепь |
вал |
|
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
|||
Рама |
пространственная, комбинированная, сталь + легкие сплавы |
силовой агрегат как главный несущий элемент + стальные подрамники |
|
Передняя подвеска |
телескопическая вилка перевернутого типа |
Telelever |
|
Ход колеса, мм |
170 |
190 |
210 |
Задняя подвеска |
маятниковая, с моноамортизатором и прогрессивной характеристикой |
Paratever |
|
Ход колеса, мм |
170 |
200 |
220 |
Тормозная система |
гидравлическая, раздельная, на версии «S» - с ABS (по заказу на базовой версии) |
гидравлическая, по заказу-комбинированная, с ABS |
|
Передний тормоз |
2 диска 0 320 мм |
2 диска 0 305 мм |
|
Задний тормоз |
диск 0 245 мм |
диск 0 265 мм |
|
Колёса |
литые |
спицо-ванные |
|
Передняя шина |
120/70ZR17 |
110/80R19 |
|
Задняя шина |
190/55ZR17 |
150/70R17 |
BMW R1200RT 2010 года - с новым двухвальным двигателем.
Если Ducati создала мотоцикл «четыре в одном», привлекая возможностью настройки машины, то BMW полагается на впечатляющую линейку туристических мотоциклов разного назначения. И её важнейшее звено - модель BMW R 1200RT.
Как и «вездеход» R1200GS, «асфальтовый» турер в 2010 году получил новый оппозит с двухвальными головками. Поскольку этот двигатель практически одинаков для обеих версий, перейдём сразу к «вкусностям» в ходовой части и оснащении. И здесь главная новинка - система электронной регулировки параметров подвески второго поколения (ESA II). Хотя она устанавливается только на заказ, возможности её столь широки, что покупать «RT» без неё - не интересно. Во-первых, водитель может задавать один из четырёх режимов загрузки мотоцикла: только водитель, водитель и багаж, водитель и пассажир, водитель, пассажир и багаж. Соответственно с помощью сервопривода изменяется предварительное под-жатие пружин и - что характерно именно для второго поколения ESA II - жёсткость упругого элемента (за счёт дополнительной вставки из эластомера). Кроме того, прямо на ходу можно выбрать один из трёх режимов настройки гидравлики: Comfort, Normal или Sport.
А вот тормозная система с ABS входит в стандартное оснащение мотоцикла. Она полукомбинированного типа: рычаг на руле воздействует на тормоза обоих колёс, а педаль - только на задний.
Еле заметно, но изменена форма обтекателя и переднего крыла -для улучшения аэродинамических свойств. А вот оснащение изменилось заметнее. Ветровое стекло (которое с помощью электропривода регулируется по высоте в пределах 140 мм) обрело новый контур, что снизило шум во время езды. На руле - новые пульты, унифицированные с семейством К1300. Управление аудиосистемой теперь не на отдельном пульте, а с помощью кнопок на внутренней стороне левого пульта. Да и сама аудиосистема (которая входит в заказное оборудование) иная: вместо CD-проигрывателя USB-вход и вход для iPod или иного МРЗ-плеера (для этих устройств предусмотрен непромокаемый карман в обтекателе). Число предустановленных радиостанций увеличено с 6 до 24.
Кроме стандартной приборной панели (её теперь защищает от бликов дополнительный затемнённый визор) можно заказать бортовой компьютер, который дополнительно сообщит уровень масла в силовом агрегате, давление в шинах, средний расход топлива и пробег на его остатке.
Kawasaki 1400GTR в новом сезоне насыщен электронными системам.
Боковые багажные кофры объёмом по 32 л входят в стандартное оснащение мотоцикла. Верхний (49 или 28 л) - за доплату. Водительское седло регулируется на высоту 820 или 840 мм, но можно заказать вариант пониже (780 или 800 мм) или даже 750 мм - но это уже за счёт уменьшения хода подвесок и установки специального тонкого седла.
Список опций открывает безграничные возможности усовершенствования мотоцикла. Кроме всего вышеупомянутого, в него входят противобуксовочная и противоугонная системы, GPS-навигатор, круиз-контроль, подогрев седла и рукояток руля, дополнительные розетки, сумка на бензобак и многое, многое другое.
На том же поле, что и модернизированный BMW R1200RT, играет итальянский Moto Guzzi Norge GT. К сезону-2010 и эта машина обновлена: дополнительный индекс 8V говорит о том, что её двигатель обзавёлся наконец четырёхклапанными головками цилиндров. А это означает рост мощности с 95 до 105 л.с. и крутящего момента - с 95 до 110 Нм при одновременном улучшении гибкости характеристики мотора: если раньше пик крутящего момента приходился на 6800 об/мин, то теперь - на 5800 об/мин. Доработана также форма обтекателя: теперь он лучше защищает седоков от встречного потока воздуха. Перекалиброваны и подвески: передняя вилка -с регулировкой предварительного поджатия пружин, а в моноамортизаторе задней подвески регулируется ещё и гидравлика отбоя.
Оснащение мотоцикла таково, словно итальянские конструкторы старательно учили уроки немецкого. Загибаем пальцы: боковые багажные кофры, ветровое стекло с электрорегулировкой, тормоза с ABS, подогрев рукояток руля, GPS-навигация, 12-вольтовые розетки, бортовой компьютер... Вас смущает слава «высочайшей надёжности» итальянских мотоциклов? Но Moto Guzzi как раз - счастливое исключение из правил. Не зря же полиция Берлина - города, где делают мотоциклы BMW - пересела на Moto Guzzi Norge...
Японские компании к сезону-2010 представили лишь одну новинку в классе туристических мотоциклов: модернизированный Kawasaki 1400GTR. Двигатель - рядную «четвёрку» мощностью 155 л.с. - и ходовую часть японцы практически не затронули, обвес переработали в малой степени (улучшив аэродинамические качества обтекателя и увеличив ветровое стекло). Главные новшества - в насыщении машины электронными системами. Впервые на 1400GTR применена противобуксовочная система. В отличие от псевдо-трекшн-контроля, стоящего на спортбайке Kawasaki ZX-10R (реагирующего на «немотивированные» всплески оборотов двигателя), эта система «честная» - сравнивает обороты переднего и заднего колеса. Поскольку для этого задействованы датчики ABS, то система поставляется лишь совместно с комбинированной тормозной системой с ABS (которая в оснащение базового варианта не входит). Обнаружив проскальзывание заднего колеса, система сразу уменьшает подачу топлива, частично перекрывает сечение впускного тракта и изменяет параметры зажигания - все три фактора вкупе обеспечивают её достаточно мягкую работу.
Прямой конкурент для баварцев - итальянский Moto Guzzi Norge GT 8V.
Интересно, что водитель получил возможность регулировать степень «комбинированности» тормозной системы. В стандартном режиме в начале хода тормозного рычага работает только передний тормоз, а в режиме High Combined оба тормоза сразу. Оборудованные ABS мотоциклы комплектуются также подогревом рукояток руля и датчиками давления в шинах.
Ещё одна интересная новинка - режим топливной экономии. При включении его специальной кнопкой блок управления двигателем выбирает карты зажигания/впрыска, настроенные на экономию до 25% топлива. Умная система понимает, когда водителю надоест «тошнить», - отключается, если обороты выше 6000 об/мин, или ручка газа открыта более чем на треть хода, или скорость выше 160 км/ч.
А на подходе - ещё и люкс-турер... опять же от BMW. Пока баварцы продемонстрировали только двигатель - рядную «шестёрку»! - в шасси концепт-байка. Но из его туристического предназначения секрета не делают. Ведь моторы такого типа славны своей плавностью работы...
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА |
|||
---|---|---|---|
ОБЩИЕ ДАННЫЕ |
|||
Модель |
BMW R1200RT |
Moto Guzzi Norge GT 8V |
Kawasaki 1400GTR ABS |
Модельный год |
2010 |
||
Сухая масса, кг |
229 |
251 |
304 (снаряжённая) |
Длина, мм |
2230 |
2195 |
2230 |
База, мм |
1485 |
1495 |
1520 |
Высота по седлу, мм |
840/820 |
800 |
815 |
Вылет, мм |
109,9 |
нет данных |
112 |
Угол наклона рулевой нолонки, град. |
26,6 |
нет данных |
26,1 |
Объём бензобака,л |
25 |
23 |
22 |
ДВИГАТЕЛЬ |
|||
Тип |
В2, 4-тактный |
V2, 4-тактный |
R4, 4-тактный |
ГРМ |
DOHC, 4 клапана на цилиндр |
OHV, 4 клапана на цилиндр |
DOHC, 4 клапана на цилиндр |
Рабочий объём,см3 |
1170 |
1151 |
1352 |
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм |
101x73 |
95x81,2 |
84x61 |
Степень сжатия |
12,0 |
11,0 |
10,7 |
Макс. мощность, л.с. при об/мин |
110/7750 |
105/7500 |
155/8800 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин |
120/6000 |
110/5800 |
136/6200 |
Система питания |
впрыск топлива |
||
Система охлаждения |
воздушно-масляная |
воздушная |
жидкостная |
Система запуска |
электростартер |
||
ТРАНСМИССИЯ |
|||
Сцепление |
однодисковое, сухое |
многодисковое, в масляной ванне |
|
Коробка передач |
6-ступенчатая |
||
Главная передача |
вал |
||
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
|||
Рама |
силовой агрегат как главный несущий элемент + стальные подрамники |
дуплексная, стальная |
монокок, алюм. сплав |
Передняя подвеска |
Telelever |
телескопическая вилка |
телескопическая вилка перевёрнутого типа |
Ход колеса, мм |
120 |
120 |
113 |
Задняя подвеска |
Paralever |
маятниковая, с прогрессивной характеристикой и моноамортизатором |
|
Ход нолеса, мм |
135 |
140 |
136 |
Тормозная система |
гидравлическая, полукомбинированная, c ABS |
гидравлическая, комбинированная, c ABS |
|
Передний тормоз |
2 диска 0 320 мм |
2 диска 0 310 мм |
|
Задний тормоз |
диск 265 мм |
диск 282 мм |
диск 270 мм |
Колёса |
литые |
||
Передняя шина |
120/70ZR17 |
||
Задняя шина |
180/55ZR17 |
190/50ZR17 |
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.