АВДИС 6.502, квадроцикл. Г.в. 2004, Двигатель 2Т, 348 см3, Масса 350 кг, Макс. скорость 75 км/ч, Примерная цена 94 000 руб.
"РЫСЬ-2" ТМЗ 6.9032, квадроцикл. Г.в. 2004, Двигатель 2Т, 348 см3, Масса 350 кг, Максимальная скорость 75 км/ч, Примерная цена 72 000 руб.
PUMA JS250ATV, квадроцикл. Г.в. 2004, Двигатель 2Т, 229,6 см3, Масса 220 кг, Макс. скорость 75 км/ч, Примерная цена 134 920 руб.
Любой краткосрочный тест-райд не сможет дать исчерпывающее представление о мотоцикле. Чтобы получить точные данные, нужно ездить долго, интенсивно в разных, в том числе особо жестких условиях. Тест квадраоиклов тем паче нужно проводить в условиях экстремальных, на грани возможностей машины. А еще круче - за этой гранью.
Отправной и конечной точкой пробега был выбран город Ярославль. Маршруты проходили по второстепенным асфальтированным, грунтовым и совсем заброшенным дорогам через Калязин, Углич, Нагорье, Переславль-Залесский, Ростов. Машины сопровождения с лагерным скарбом ехали в объезд "пампасов" и ждали в оговоренных местах. За пять экстремальных дней мы преодолели около 600 км, из них около половины - вне асфальта и около 100 километров по конкретному бездорожью. Добавляла испытаний еще не впитавшаяся в землю вода.
В пробеге впервые выступили два ярославских "квадрика" АВДИС (о них мы писали в "Мото", № 1-2004). У аппаратов независимая двухрычажная подвеска всех колес, шины автомобильные - "ВНИИШП-Ралли". Барабанные тормоза с гидроприводом от педали. А справа расположился "жигулевский" "ручник". Мотоцикл двухместный, причем ижевская "сидушка" обыкновенной длины, на ней два взрослых мужчины в зипунах не ощущали дискомфорта. Объемные багажники, на них, как говорят заводские испытатели, свободно размещаются два-три мешка с картошкой (два на заднем багажник, один - на переднем). Двигатель - ижевский с водяным охлаждением - приводит открытой цепью "муравьевский" мост, в котором расположился задний ход и дифференциал. Пробег обнаружит, достаточна ли проходимость такого ATV на бездорожье.
Пара тутаевских "Рысей" - полноправные двухместные мотоциклы. Они только с первого взгляда похожи, но "Рысь-2" выпускается уже пару лет (о ней писали в "Мото", № 4-2004), "Рысь-3" - подопытная. Вообще-то, семейство "кошачих" - долгожители среди отечественных вездеходов, они впервые появились на свет в 1996 году. На "Рысях" также ижевский мотор, но, в отличие от АВДИСа, передние колеса имеют независимую подвеску. Сзади у "Рыси-2" многофункциональный мост, включающий двухступенчатую коробку передач с задним ходом, блокируемый дифференциал. Мост размещен на ижевских амортизаторах.
По виду эффектные шины с развитыми грунтозацепами 560-220 модели Я-419. Сзади моста автомобильный фаркоп с розеткой для подключения электрики прицепа и вал отбора мощности. Пластиковые детали из печально известного своей хрупкостью АБС. Хотя благодаря внушительной толщине (до 4 мм) у "Рыси-2" он вполне прочный.
При проектировании "Рыси-3" производитель отказался от дорогостоящего моста и установил неразрезную ось. Ни понижающей передачи, ни заднего хода нет. Зато аппарат ощутимо дешевле более продвинутого "родственника". Оправдано ли такое упрощение - и это посмотрим после пробега.
В начале пробега загадкой была Puma 250 китайской компании Jianshе. Эта "кошка" (их было два аппарата) очень напоминает неувядаемую ATV-классику - Honda семейства TRX, но никто, включая продавцов, не мог объяснить, чем копия отличается от оригинала. С первого взгляда видно, что это утилитарный "квадрик": нет "злого" движка и длинноходовых подвесок, дисковых цепких торомзов. Барабанные тормоза приводятся тросами от рычагов на руле, педаль для заднего тормоза. В трансмиссию входят автоматическое центробежное сцепление и 5-ступенчатая КП с задним ходом. Передача крутящего момента на неразрезную ось - карданным валом в герметичном кожухе.
"Китаец" объемом багажников похвастаться врядли сможет: в наклеенной на облицовку инструкции написано, что грузоподъемность багажников менее 30 кг. К тому же - получите сюрприз! - перевозка пассажира запрещена!
Отсутствие "мигалок", зеркал, стоп - и звукового сигнала, а также спидометра при езде по дорогам общего пользования ставят эту машину "вне закона". Если по хорошему, то их надо регистрировать в технадзоре и управлять только при наличии "тракторных прав" с открытой категорией "А". А вот АВДИСы и "Рыси" как полноценные мотоциклы сертифицированы.
АВДИС и "Рысь-2" с выключенной блокировкой дифференциала обладают достаточной маневреностью, "Рысь-3" и Puma из-за неразрезных осей чуть большее противятся поворотам. Максимальная скорость у всех примерно одинакова - около 85 км/ч.
Puma на горизонтальной дороге может трогаться сразу на пятой передаче - хватает тяги двигателя. И в инструкции, наклеенной на крыле, по-буржуйски написано, что скорости всегда следует переключать лишь на месте.
Разочарованием пробега явился ижевский двигатель на АВДИСах и "Рысях". Казалось бы, за почти полвека производства копии мотора немецкого DKW уж хватило бы времени довести его до точности работы швейцарских часов. Но нет - работает шумно, неровно, с подозрительными звуками и лязгами. При попытке тронуться настораживает включение передачи: с хрустом и нехотя. К тому же агромадный ход рычага переключения. На АВДИСе достаточно сложно переключать передачи - мешает "хитрый" вырез в полике и облицовка. Нейтральную передачу почти невозможно поймать ни при движении, ни на месте. Только выключив мотор и пару-тройку раз врезав ногой по рычагу (вот тут-то сталь себя показала подходящей - не гнется!), удается это осуществить. Причем лампа нейтрали часто не показывает ее включение.
Следующим разочарованием была резина на "Рысях". Все достоинства ее зацепистого протектора сводятся на нет слишком малой глубиной профиля, а главное - неимоверной жесткостью каркаса. Такое сочетание оправдано на шинах для каменистых и скоростных ралли, на грязи же такие шины быстро срываются в букс и начинают "фрезеровать" грунт.
У Puma бескамерные мягкие шины, сохраняют сцепление до последнего на самых скользких поверхностях. Они пружинят, работая вместе с подвесками, что не только увеличивает комфортность езды, но и повышает проходимость. От "жигулевских" шин в сочетании с не блокируемым дифференциалом ничего хорошего на бездорожье не ожидали, чуда так и не произошло.
Проходимость АВДИСа значительно увеличилась, когда на колесах появились цепи. Теперь опытный водитель мог конкурировать по проходимости с "Рысями". "Рысь-2" с блокировкой дифференциала и включенной понижающей передачей до какого-то предела по грязи ехала, но потом все равно зарывалась. Управлять "Рысью-3" приходилось агрессивнее - из-за отсутствия заднего хода она не давала права на ошибку: если уж застрянешь, посторонняя помощь потребуется...
До "китайцев" всем квадрикам было далеко - на Puma ребята спокойно гоняли по грязевым и заболоченным участкам туда-сюда, в то время как бойцы на других машинах вели ожесточенную борьбу за каждый следующий пройденный метр. Бывало, что и "Пумы" застревали, но благодаря небольшой массе и тяговитому на низких оборотах мотору и с помощью реверса почти всегда одному водителю удавалось раскачать "квадрик" и вырваться на свободу.
Защита от попадания влаги на АВДИСах и "Рысях" не предусмотрена, и достаточно было с ходу залететь в лужу, как начинались перебои в системе зажигания. У "Пумы" защита превосходная! Однажды квадр попал в яму и оказался по сиденье в воде, однако двигатель не заглох и работал несколько минут. Да и тормоза после купания работали неплохо.
Хотя у "Пумы" хода подвесок такие же скромные, как на квадриках отечественного производства, амортизаторы работают на голову выше. И АВДИС, и "Рыси" "колбасит" на неровных дорогах. На "Пуме" чувствуешь себя намного комфортнее, даже когда подсаживаешь запрещенного инструкцией пассажира.
Гонять на наших мотоциклах можно - пробег лишний раз это подтвердил. Опыт водителя проявляется особенно ярко, когда засадишь 350-килограммовую железяку в хлябь и потом корячишься, вытаскивая ее. Одна радость: без особой нужды никто из участников пробега к чужому квадру не подходит, не клянчит прокатиться... - Своего добра хватает для наслаждений.
"Китайцы" на марше - те действительно - вездеходы. А на привале каждый искал предлог, куда бы на них съездить. Дети и женщины, оказавшиеся впервые в жизни за рулем квадрика, тут же едут с улыбками Буратино - от уха до уха.
Конечно, и у АВДИСА, и у "Рысей" будут покупатели - стоят аппараты недорого, запчасти вполне доступны, на них можно кататься по дорогам… И все равно досадно, что существует даже не дистанция - пропасть между уровнем совершенства зарубежных и российских квадроциклов.
Благодарим отечественных изготовителей квадроциклов - ярославскую компанию "Автодизельсервис", Тутаевский моторный завод и "Бизнес-инвест" за возможность испытать технику в реальных условиях. Отдельная благодарность организовавшему пробег Валентину ЧМУТОВУ.
Использованы материалы журнала "МОТО"
статьи Ивана КСЕНОФОНТОВА,
фото автора
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.