Денис РЫСИН, Москва,
фото автора
Будучи заядлым мототуристом, уже давно понял: просто ехать «куда глаза глядят» - скучно. Нужно задаться какой-нибудь целью, пусть самой идиотской. Знакомые мотопутешественники загорелись идеей вылить в Белое море воду, набранную в бутылку из Чёрного. Главное -на короткий период сделать эту идею чуть ли не смыслом жизни и тогда можно свернуть горы. Наша цель - добраться через горы на пляж.
Это уже третья экспедиция московского эндуро-клуба BMW. Поддержали идею 15 человек, из которых 12 ехали на 11 мотоциклах, остальные - на двух машинах сопровождения. Все участники - мотоциклисты бывалые, поэтому маршрут к Чёрному морю проложили через горные перевалы Приэльбрусья. Мало что может быть приятнее путешествия по горам, особенно на мотоциклах. Ну, а тяга к морю нашего, в основном, сухопутного населения известна давно.
Посвящаю любимой жене Юльке и сыну Ивану.
Старт из Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии. Решив, что асфальт - враг приключений, договорились его избегать. Тогда мы еще не знали, как далеко нас это заведёт и что пробег получит имя «Изабелла». Но обо всем по порядку.
Приключения начались ещё до старта, когда я чуть не опоздал на самолёт. Потом авиакомпания потеряла мой багаж. А когда вечером в самой фешенебельной гостинице города началась стрельба - «чисто пацаны гуляют», я понял, что трезвым воспринимать действительность не в состоянии. Наутро багаж нашёлся. Мотики исправны и ждут сигнала к отправке. Под «парами» два автомобиля-внедорожника, один из которых с прицепом.
Кто-то скажет: организованные туры - это не спортивно. Но, не зная местности, без Сергея Алимыча, нашего проводника, путешествие свелось бы к покатушкам по асфальту с редкими выездами на грунт, потому что даже местные не ответят со стопроцентной уверенностью, куда ведёт та или иная дорога. На бумажных картах указаны лишь некоторые грунтовки; развилок сотни, к тому же, головой еще хочется покрутить по сторонам, чтобы насладиться видами. Спасает лишь компас с привязкой к карте и GPS. Последний «знает» только основные дороги, поэтому он чаще нужен, чтобы определять координаты.
В Верхнюю Балкарию ведёт дорога с хорошим асфальтом, в конце - отличная грунтовка.
Развалины старинных поселений и родовые башни заставляют задуматься о бренности существования. Большинство жителей здесь выращивают капусту. Приколов к условной изгороди 50 руб., мы «купили» пару-тройку кочан-чиков для пополнения организмов витаминами. Остановились у голубых озер; с виду они не более сотни метров в диаметре, а в глубину уходят на полкилометра! Жаль, что и до таких удивительных мест добралась цивилизация - рядом построили самый высокогорный дайвинг-центр в мире.
Заповедник истинных человеков, альплагерь Безенги.
Впереди Мекка альпинистов всего Советского Союза - лагерь «Безенги». С непривычки дорога до лагеря, казалось, никогда не кончится: «дорогой» она имеет право называться только до одноимённого поселка, но не далее. Путь вверх идёт через промоины, ручьи и мелкие речушки по камням и редкому гравию. Тут и произошло моё первое падение, отмеченное вмятиной на выпускной трубе.
Больше всего меня впечатлила удивительная атмосфера в лагере, которую создают прекрасные, по-детски наивные люди, «больные» горами, - да и сами горы. Даже не хотелось уезжать из «заповедника истинных человеков»... Дорога вниз не показалась столь сложной - «вкатился»! Путь лежал меж зеленных лугов, пастбищ и величавых скалистых утёсов. Над головой - синее-синее небо. На фоне этой первозданной красоты пробитое колесо и «закипевший» мотоцикл одного из друзей кажутся такой ерундой... Здесь абсолютно всё равно, что происходит у тебя на работе, какова политическая обстановка в мире. Ты здесь гость, тебя пустили очиститься от мирской суеты.
Перевал, горная речушка, дорога вдоль пастбища и без дороги вообще, - чувствую, окончательно «вкатился». Главное - слушать более опытных, чьим выхлопом и пылью дышал всё это время. Чувство командного единения очень ценно в таких походах. Это когда ты бежишь в грязь помогать другу поднять упавший мотоцикл, бросив свой; когда все заправляются из одной колонки, а платят из ранее собранного общего кошелька и никто не против, что сосед залил на литр больше; когда десяток продрогших мужиков распивают за 30 секунд бутылку коньяка из твоих запасов...
Чегемские водопады - ещё одно место, испорченное цивилизацией постсоветского периода, но от этого не потерявшее величия. К нему ведёт гравийная дорога. Слева -скала стеной, справа - бушующий поток горной реки. Можно и разогнаться, только следует быть предельно внимательным: это дорога общего пользования, и, как назло, тот, кто едет навстречу, тоже не прочь выжать максимум из своей техники.
В ущелье с десяток больших и малых водопадов низвергаются с высоты десятков метров. Но внизу не слышен грохот; потоки рассыпаются в водяную пыль, и в каплях вспыхивают сотни радуг. Если бы мы приехали на стареньких «Жигулях» или видавшей виды иномарке, нас бы никто не заметил. Но вид наших мотоциклов необыкновенно возбудил «абреков» - хоть охрану выставляй! Объяснять, что стоимость одного шлема равняется полугодовому семейному бюджету любого из них, абсолютно бесполезно. Дети гор!
Путь к Баксанскому ущелью лежал через ещё один перевал местного значения. Тот день для меня был особенно щедр на падения. К концу дня я по-философски решил, что отлетает всё лишнее. Но, поскольку это «лишнее» стоит недёшево, предпочёл снять уцелевшие стекло, поворотник и зеркала. Но, слава богу, начался асфальт. И до Терскола для меня пошла «белая полоса». Знакомые по походу трёхлетней давности горные вершины ласкали взгляд; а вот и магазин, где в тот раз покупали воду. И та же картонка с той же надписью: «В долг не отпускаем». И, действительно, не отпускают до сих пор!
Начало третьего дня предвещало мало хорошего - предстояло разобраться с отказавшим вентилятором на одном из мотоциклов. Причина банальна: за множество внедорожных пробегов моторчик полностью забился пылью. Вентилятор от печки «Жигулей» - прекрасная альтернатива. Правда, его инсталляция потребовала искусства... и отняла четыре часа. Хорошо, что следующая часть маршрута была уже знакома по прошлому путешествию. Время поджимало, а нам предстояло добраться до палаточного лагеря на поляне Эммануэля, названой в честь одного из первых исследователей Эльбруса. Темнело молниеносно, ещё быстрее холодало. Стекло шлема (а у меня оно тонированное!) потело, как зимой на снегоходе, а ехать с открытым - слезились глаза. Когда прибыли в лагерь, родилась шутка: следующий пробег по Кавказу сделать ночным. Но вознаграждением за все невзгоды стал вид исполина-Эльбруса в холодном свете луны. Дьявольская красота! Посмотрев при дневном свете туда, где ехали ночью, мы нервно заулыбались: в иных местах падать было бы далеко.
Промоины, крайне ненадёжный грунт, местами разноразмерные каменюки, ну и, конечно, тракторные колеи. Движение по грунтовкам вызывало у меня желание сбавить скорость и любоваться пейзажами. Мне позволительна размеренность - ехал замыкающим. А если честно, реально страшно. Но страх забудется, а перед глазами будет стоять бесконечное поле подсолнухов. Или повстречавшийся табун лошадей с длинными гривами, высоких, поджарых, на длинных тонких ногах. Идиллию мирно пасущихся животных нарушил рокот двух прямотоков. Табун разделился, и лошади пустились в галоп, окружив мотоциклы. Презрев здравый смысл, мы неслись с ними единым целым. Animal Planet отдыхает!
Встретили двух немцев, их путь лежал в Кисловодск. Они дивились популярности баварской марки в России. Мы были не меньше удивлены состоянием их ярко-зеленых 1100GS лохматого года выпуска с пробегом далеко за сто тысяч - лучше новых. Даже как-то стыдно стало за наши машины, к тому времени не отличавшиеся чистотой.
Наконец-то снова асфальт, но радость была недолгой: на цивильных дорогах (кстати, в равнинных районах Карачаево-Черкесии они очень приличного качества) резко срубало в сон. После трёх дней предельной концентрации спокойная езда казалась пресной и однообразной. Дорожный сон прервало новое чудо: кто бы мог подумать, что за аулом Хабез расположен отель! Причём достойный называться именно отелем, а не гостиницей.
Кавказская Рублёвка: на территории этого горного отеля есть всё: от бассейна...
Можно бесконечно долго описывать интерьеры зданий и разносолы кухни; дивиться бесконечности территории, на которой есть вертолётная площадка, футбольное поле, два теннисных корта, баскетбольные и волейбольные площадки, музей автомобильной техники советского периода... А как вышколен персонал! Давно не встречал столь учтивых работников. Похоже, им неведомо слово «нет». Хозяева сказали, что наши фотографии теперь будут висеть рядом с фото других гостей: Кобзона, Чубайса, Волочковой... Такой вот контраст после палаток с горелками.
... до музея автомобилей
А затем снова ж... простите, Россия. Горы сменились просторами Краснодарского края. Местный патруль ДПС проверил у нас все документы, меня попросили показать номер двигателя и несколько раз расписаться на листочке для сверки подписи.
Дорога до Лаго-Наки рисовалась чёрной ниткой асфальта. И дёрнуло же кого-то предложить: «А может, по срезочке...» Позабыли мы, что более короткий путь иногда более долгий. Экспресс-опрос «аборигенов» подтвердил наличие срезки, ведущей сквозь грушевые сады и романтичный каштаннин. «В первый вам не надо, а второй можно объехать, но можно и по дороге, только трошки дольше, а если на сенокос через ручей в ложбину направо...» Что ж, солнце высоко, поехали!
...Если от местных услышите про «каштан-ник», тысячу раз подумайте, сможете ли из него выехать. В нём вас ждут кривые дорожки, заканчивающиеся ничем. Вьётся такая меж деревьев, но никуда не приводит. Кто и зачем их проложил, остаётся загадкой. Без компаса здесь ловить нечего. Ту срезочку мы запомнили надолго; она подарила не только минус 50 км по асфальту, но и плюс три часа пути!
Краснодарский край богат интереснейшими природными заповедниками, один из которых - плато Лаго-Наки. Абсолютно плоское нагорье, окружённое со всех сторон скальными уступами; грунтовая дорога вьётся серпантином среди сосновых лесов. Вид на водораздел реки Белая, говорят, напоминает Северную Италию. А какой тут мёд! А медовуха...
Завтра - последний день путешествия, отчего сделалось как-то грустно. То ли мы ещё не всё сломали, то ли понимали, что буквально через несколько дней - в Москву. Нас не покидало чувство чего-то невыполненного... До моря через Майкоп - около 200 нм по асфальту. Можно, правда, по срезочке через «столицу» всех аномалий и паранормалей посёлок Мизмай. Споры затянулись глубоко за полночь. Предложение о срезке подкупало своей авантюрностью; соваться на тяжелых GS-ax на лесовозную дорогу могло закончиться потерей техники... Я же прекрасно понимал, что не справлюсь на камнях с 200-килограммовым мотоциклом.
Вид на Эльбрус с поляны Эммануэля. Таким же его видели первопроходцы.
Утром решили разделиться. Вооружившись верёвками, тросами, лебёдкой и спутниковым телефоном, штурмовой отряд в составе двух R1200GS, одного F800GS, двух F650GS разных поколений и Honda Baja 250 во главе с Land Rover Defender доложил о готовности ехать через перевал. В конце спуска с перевала у реки их будет ждать трёхмостовый ЗИЛ. Остальные асфальтом добираются до Лазаревского. Мне «отсиживаться» на асфальте не хотелось. В итоге поступил хитро: погрузив свой мотоцикл в прицеп, занял место в машине сопровождения «штурмовиков».
Посёлок Мизмай как центр параномальных явлений не впечатлил - видимо, не то мы употребляли накануне. И только состояние дороги намекало на паранормальность- либо инопланетяне здесь хорошо гульнули, либо с ними была война: некогда довольно хороший асфальт будто разбомбили из космоса. Руки водителей «забивались» через несколько километров. Острые срезы остатков асфальта впечатлили настолько, что оставить такую трассу без названия - кощунство! «Изабелла», - со слезами выдавили то ли мы, то ли едва не заговорившие мотики. Помните старый анекдот: «Почему?» - «Да потому что зае...» (пардон, из анекдота слов не выкинешь). Дальше пришло время разделяться. Короткое прощание с «цивилизованной» группой - у них впереди асфальт и ласковые волны Чёрного моря. У нас - около 30 км через перевал напрямик до пос. Лазаревское.
«Изабелла» нежно приняла нас в свои объятья. Дорога тоже имеет свою непостижимую душу, а у «Изабеллы» она ещё и очень изощрённая: по лесовозной грунтовке навстречу шли тягачи, гружёные стволами бука. Пыль они поднимали такую... Глубокие колеи заставляли задуматься, что же тут происходит в дождь.
Последний оплот цивилизации на нашем пути - посёлок с говорящим названием Отдалённый, в простонародье Шпалорезка. Подобную разруху и запустение видеть ещё не доводилось; чем тут люди зарабатывают себе на хлеб, остаётся только гадать. И это в паре десятков километров от столицы будущей Олимпиады! Единственная дорога, по которой сюда можно добраться, большую часть года, похоже, непроходима. Но есть узкоколейка, по ней ходит «Матрица» - так местные называют ГАЗ-66, поставленный на железнодорожные колёса.
«Изабелла» ползла вверх. Кончилась пыль, исчезли лесовозы. Буковый лес удивительно красив, вид опутанных лианами огромных стволов завораживал. «Изабелла» явно подобрела, но ненадолго. Случилось то, чего мы боялись больше всего: заморосил дождь. Впрочем, он почти не мешал движению, поскольку оно к тому времени свелось к упражнениям по перетаскиванию мотоциклов. Дорога превратилась в раскисшую глину. Всё, точка: последний подъём не преодолела даже лёгкая Honda, но её хоть удалось затащить на руках. С «гээсами» такой фокус не прошёл. Связав их парами, затаскивали лебёдкой Defender-a... Перевал мы «взяли» только через три часа. И это каких-то 500 м! Когда поднялись на гребень, дождь закончился, но репутация «Изабеллы» была сильно подмочена.
Смеркалось... «Плюс» темноты в том, что не видно всех ужасов дороги и не страдаешь от мук выбора, куда ехать. Близость конца авантюры придавала сил, но второе дыхание тут же получило под дых: что точно произошло, сказать никто не смог. Через ветровое стекло Land Rover-a я увидел лежащий на боку мотоцикл и корчащегося от боли пилота, коротый держался за живот. Укол обезболивающего, тугая повязка. Видимо, повреждены рёбра (как потом выяснилось, три). Запасной мотоциклист-я. Честно говоря, садиться на чужой мотик совсем не хотелось. Но вариантов не было.
У мотоцикла после падения лишь свёрнут руль, зеркала и лапка тормоза - 800GS способен двигаться дальше.
Окончательно стемнело, взошла луна, осветив перевалы, снежные шапки вершин, заросли букового леса, - всё, кроме ЗИЛа, который должен был ждать! Звонить из низины по спутниковому телефону бесполезно. Нам сильно повезло - за неделю до нашего визита по лесовозной дороге, где мы спускались, несколько раз прогнали бульдозер, создав некое подобие дороги из камней и гальки. Ехать можно, но стрёмно!.. И вот около четырёх часов утра мы достигли асфальта.
Вид безмятежного Лазаревского не то что удивил, а как-то обескуражил. Буквально в 10 км отсюда мы боролись чуть ли не за жизнь, а вы тут... В пляжном отдыхе есть свои прелести. Но откуда столько людей? И бутылка колы 0,33 за полтора евро (!) - явный перебор. Быстрее отсюда! Колонна грязных мотоциклов не спеша катила по направлению к Сочи и Красной Поляне. А тут - на тебе! Такой «подставы» от столицы будущей Олимпиады не ожидали. То, что в Москве называется самыми глухими пробками, для трафика Сочи - стандартный темп движения. Прибавьте к этому летнюю жару... И бешеные цены...
Мотоциклы: BMW R1200GS, F800GS, F650GS; проводник - на Honda Baja 250.
Общая протяженность маршрута - около 1700 км, из них асфальта - 800 км, грунтовые дороги и без дорог - 500 км. Время в пути -10 дней.
Маршрут: Нальчик - Верхняя Балкария (асфальт, грунт) - ущелье Безенги и альпинистская база «Безенги» (асфальт, грунт, высота 2200 м над уровнем моря) - селение Безенги (грунт) - перевал по горной дороге в Чегемское ущелье (грунт) - Чегемские водопады (грунт, асфальт) - перевал по горной грунтовой дороге в селение Былым (Бак-санское ущелье) - поселок Эльбрус (асфальт) - пос. Жанхотеко (асфальт) - пос. Каменномостское (грунт) -перевал Гумбаши (грунт) - долина реки Кубань (асфальт) - долина реки Зеленчук (асфальт) - долина реки Малая Лаба (асфальт) - пос. Мостовской (асфальт) -через водораздел в долину реки Белая (грунтовые дороги и без дорог) - плато Лаго-Наки (асфальт, грунт) - пос. Мезмай (грунт) - пос. Отдалённый (грунт) -перевал Грачевского по лесовозным дорогам - по руслу реки в Лазаревское - Сочи - Красная Поляна.
Кому-то наш отдых покажется более чем странным. Но ничего доказывать не хочу - у нас свой путь, иногда он проложен против течения. На финише стало как-то грустно. А может, потому что завтра:
«В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться! -
И спускаемся вниз с покорённых вершин,
Оставляя в горах своё сердце...»
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.