Владимир ЕФИМОВ, Москва
Типичное состояние сиденья старенького эндурика. Инструмент для ремонта (слева направо): степлер, нож, снобы для степлера.
Если ездишь на эндуро, то падения - обычное дело. И часто рвется обивка сиденья, особенно если она уже «задубела». Впрочем, «деревянный» кожзаменитель может треснуть и сам по себе, от старости.
Даже те, кому плевать на внешний вид своего мотоцикла, знают, что скакать в драном седле радости мало. Попадешь под дождь - влага тут же пропитает пористую подушку. А сохнет она недели! И как пахнет... Ерзать на старом кожза-ме - это как на ледяной горке: скользишь даже в мотоциклетных штанах. Какая тут управляемость! А уж комфорт...
Сначала натяните обивку по длине сиденья...
Все сиденья устроены одинаково - поверх пластикового основания наложена профилированная губчатая подложка, и все это обтянуто искусственной кожей (она крепится к основанию скобами). То есть в сидушке нет ничего такого, что невозможно было бы воспроизвести в домашних условиях.
Разобрать сиденье легко - просто выдерните скрепки. Сходите в ближайший строительный магазин - выберите замену обивке. Лучше взять тот материал, который используют для реставрации «диванов» автомобилей. В отличие от мебельного, он чуть дороже, но прочнее да и качественнее во всех отношениях. Сравните со старой обивкой - оцените цвет, прочность, хорошо ли он тянется. Кожзаменитель легко растягивается только в одном направлении. Когда будете покупать отрез, учтите, что обычно на сиденье обивка тянется по ширине, а в рулоне -по длине. Когда на прилавке будете размечать прямоугольник заготовки, расположите старую «шкуру» на новой так, чтобы эти направления совпали. Пока вы на рынке, сразу купите мощный степлер и скобы к нему. Постарайтесь найти усиленные мебельные снобы: у них острые концы, а сами они толстые и широкие. Возьмете те, что поменьше да подешевле - прогадаете: обычными не всегда удается пробить пластик основания.
...затем равномерно стягивайте ее по ширине.
Вообще-то, ремонтировать сиденье лучше зимой. Почему? Да потому что отопление включено! Перед началом работы пусть кожзам полчасика поваляется на батарее. Затраченное на ожидание время потом наверстаете при растяжке - материал станет намного эластичнее. Не старайтесь вырезать заготовку очень точно -все равно не угадаете, лучше сразу оставьте припуск побольше.
Приступим к главному. Вначале нужно натянуть материал вдоль седла. Эта задача не из простых. Но можно изловчиться: изогните (но не круто!) пластиковую, сподовую основу седла и начерно закрепите на ней края кожзама несколькими скобами. Выпрямляясь, основа седла сама растянет обивку.
Смущают мелкие волны? Ничего - они расправятся.
А теперь начнем тянуть поперек - это работа для настоящих мужчин, а настоящие мужчины не только сильны, но и терпеливы. Чтобы не перекосить седло, старайтесь растягивать кожзаменитель равномерно в обе стороны. И только руками - плоскогубцы или подобный им захватный инструмент обязательно надорвут нежный материал. Куда удобнее орудовать с помощником: один будет тянуть и держать, другой - работать степлером. На этапе предварительной подгонки редко удается избежать хотя бы одного обрыва в месте крепления. Учитывая такую опасность, вбивайте скобы ближе к середине спода седла - позже всю рвань отрежете вместе с излишками материала.
Не торопитесь победить все складки сразу. Делайте технологические перерывы, чтобы кожа успела принять нужную форму - ей на это нужно время. Но перерыв - не повод для безделья. Помогите кожзаму распрямиться по поверхности - погрейте его феном. Можно и строительным - с ним эффект наступит скорее, но лучше феном для волос - им труднее испортить искусственную кожу или поноробить пластик основания.
В завершение сложите материал в углах складками и «прибейте» скобами.
Подождите некоторое время, чтобы материал принял окончательную форму. В заключение сформируйте законцовки - места, где основание резко изгибается. Здесь эластичности искусственной кожи не хватит, чтобы полностью повторить форму пластика. Понемногу загибайте излишки обивки складками, закрепляйте их равномерно по всему повороту законцовки. Окончательно пройдитесь степлером широким шагом, теперь уже можно вдоль края. Убедитесь, что ничего не перекосилось. И завершите работу, равномерно распределяя скобы по периметру малым шагом. Острым ножом аккуратно отрежьте излишки обивки, закрепите внутренние складки. Если некоторые внешние складки не разгладились, это не повод для расстройства - через некоторое время кожа примет форму губчатой подложки. Результат будет лучшим, если при сборке материал нагревали феном: при охлаждении он ужмется, сядет плотнее, и морщины разгладятся.
А если хотите, чтобы мотоцикл был совсем «как новый», нанесите надпись с названием фирмы-изготовителя аппарата - как на старой обшивке. Наберите на компьютере текст (подберите похожий шрифт), распечатайте, наклейте бумагу на картон так, чтобы они расположились на одной линии. Вырежьте буквы -получите трафарет. Останется приложить его к сиденью и нанести слой краски из баллончика. Слой должен быть тонким - он лучше держится, иначе при деформации сиденья во время езды краска осыпется.
Ну и чем это седло хуже нового? Разве что на нем нет бренда фирмы-изготовителя.
Купите усиленные, как эти, мебельные скобы.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.