Иван КСЕНОФОНТОВ,
фото автора
Представьте, существует на земном шаре место, где все дороги заасфальтированы, бензин стоит 16 рублей за литр, зимой температура не опускается ниже +10°С, для проезда мотоциклов отведены специальные дорожки, а оставленные на улице байки не угоняют. Это место - Тайвань.
БОЛЬШОЙ МУРАВЕЙНИК. Еще в аэропорту столицы этой теперь принадлежащей КНР административной территории, в городе Тайбее, шокировал вид стоянки скутеров: она необъятна! На скутерах, как я понял, приехали на работу служащие огромного аэропорта. Сравнивал с тем, что видел в прошлом году в городах континентального Китая. Тогда я для себя вывел, что мототранспорта бывает «много» - к тому располагает климат без отрицательных температур зимой. Но если в материковом социалистическом Китае большинство по бедности крутит педали великов или пользуют электрический транспорт, то в капиталистическом по укладу и побогаче по экономике Тайване совсем иначе. Велосипедов почти не видно, а вот скутеры - на каждом шагу: на 23 млн. жителей приходится - не поверите - 20 млн. единиц мототехники! То есть на мото ездит практически каждый совершеннолетний (управлять скутером здесь разрешается, как и у нас, с 16 лет).
Указатель поворота.
Более 95% мототранспорта - скутеры, в основном Yamaha, KYMCO и SYM, реже встречаются PGO и местная марка Hartford. Заметно, что в моде 150-кубовые «неоклассики» с мотардовским уклоном. Макси-скутеры тоже видел, но их немного, в основном, на них восседают граждане солидной комплекции. Из машинок известных брендов попадались Vespa, причем только старые модели, да и к тем, судя по их состоянию, относятся без должного пиетета. «Хонды» и «Сузуки» не встречались. Уже в последний день на окраине Тайбея увидел беспредельно пафосный салон Harley-Davidson, другое дело, прогуливаясь по городу, ни одного «живого» H-D не наблюдал. Однажды мимо «пролетел» BMW, да пару раз с характерным воем проносились большие «спорты».
Доживают свой век трехколесные грузовые мотоциклы - некогда один из существенных признаков улиц Юго-Восточной Азии - на них катаются старички. Попадались необычные 4-колесные скутеры. Если я правильно понял, они предназначены для инвалидов и пожилых. «Многоколесность» достигнута просто: к обычному скутеру прикрепляют два дополнительных колеса по бокам.
В крупном городе Каосунге, где я остановился, наблюдал уличное движение из номера отеля на 55-м этаже. Автомобили, которых не так много, выглядели жуками, рядом с которыми двигались колонны муравьев-скутеристов. Движение не стихает ни днем, ни ночью.
С четырьмя колесами спокойнее.
ПОДХОДИТЬ ТВОРЧЕСКИ! Российским ГИБДДшным чиновникам, затянувшим введение новых правил для скутеристов, полезно побывать на Тайване. Спасение улиц городов от орд едущих на скутерах - в выделенных полосах движения для велосипедов, скутеров и мотоциклов: они отведены на всех больших улицах и пригородных дорогах. Это отгороженные бетонными плитами полосы шириной в автомобильный ряд. На старых улицах дорожки поуже, и их отделяет от проезжей части лишь формальная белая линия. Парковать на ней автомобили никому в голову не придет - это место святое.
При сумасшедшем движении местные пешеходы на редкость дисциплинированы. Возможно, это результат естественного отбора. На переходе терпеливо ждут зеленого сигнала светофора, даже если это улица с односторонним движением и она пустая. В отличие от Европы, где у водителей какая-то мания тормозить перед пешеходами и тем самым создавать позади себя заторы, тайваньские водители ведут себя «без фанатизма»-едут, протискиваясь между людей, но не озлобленно и не быстро.
Загружен под завязку!
По выделенным дорожкам двигаются исключительно справа. Для поворота налево используют такой маневр: доезжают до светофора в своем правом ряду, а там пересекают улицу рядом с пешеходным переходом. Можно иначе - по выделенному разметкой специальному «коридору». Но им чаще пренебрегают - предпочитают творчески подходить к маневру. Опасная неразбериха не возникает: за неделю в городе я не видел ни одной критической ситуации или выражения неудовольствия участников дорожного движения, аварий наблюдал только две.
Весь колесный транспорт, кроме велосипедов, - с номерными знаками разных цветов: зеленого, белого и красного. Зеленые - для «полтинников», белые - на транспорте с объемом двигателя от 100 до 250 «кубов», красные - на мотоцинлах большей кубатуры (которых практически нет). И, внимание: вся техника подлежит ежегодному техосмотру!
Тайваньский Karcher.
Формально мотошлемы обязательны, но надевают их далеко не все. Что, по-моему, совсем не годится - шлемы не надевают на детей. В основном, это легкие, открытые модели. Таких у нас нет - это особый, тайваньский вид. Чтобы вы представили: два тайваньских шлема поместятся под седлом на месте «нашего» одного. Продают их везде, даже в хозяйственных отделах супермаркетов. Некоторые модели в переводе на наши деньги стоят... 100 рублей. На стоянках эти черепушки чаще оставляют на скутерах и ничем их не запирают. И попутно о местной особенности: большинство водителей надевают респираторы - заботятся о легких. Но я не сказал бы, что воздух грязный, во всяком случае, в сравнении с московским.
«У нас мопеды не угоняют!» - заявляют местные. Совсем? Склонен усомниться - все же видел скутеры с замками на заднем колесе.
Яркая особенность тайваньского мотосообщества - трепетное отношение владельцев к своим аппаратам. В отличие от китайцев с материка, для которых тюнинг - бесполезная трата времени и денег (с тем же успехом можно украшать, скажем, утюг), тайваньцы декорируют скутеры - в этом отношении они как итальянцы и японцы. Интерес к тюнингу подогревают и журналы. Специализированная пресса шикарна как по полиграфии, так и по содержанию. В любом супермаркете можно найти свежий номер журнала MotorWorld - про новинки, скутерный тюнинг, гонки и тусовки. Более изысканный журнал FUN Scooter Custom. Этот посвящен «самопалам» на базе продающихся в стране скутеров и мотоциклов. Самое примечательное в нем - скутерные комиксы: в картинках поясняется, как, скажем, работают «заряженные» моторы, нитрос, 4-клапанники и прочее. Ничего подобного я прежде не видел!
О безопасности детей здесь не очень-то задумываются.
МЕСТНЫЙ КОЛОРИТ. Тайвань - это вам не Шанхай, где скутеристы в плотном потоке спокойно едут руль к рулю, двигаясь чуть быстрее велосипедистов. На островной территории чувствуется азарт - носятся как мотогонщики на первом круге. Но при этом не задевают и не сбивают друг друга. Видимо, умение моментально оценить обстановку и умело сманеврировать впитывается с молоком матери (метафора правомерна: матери «отжигают» с не меньшим азартом, чем пацаны). Полиция? А что полиция - стражи правопорядка весьма ненавязчивы. Патрулируют на тех же скутерах - белых, с мигалками. Они свои, все понимают...
Одежда мопедистов совсем не ездовая - в ней не стыдно появиться в офисе. Женщины рулят и в туфлях на высоких каблуках, и в ставших модными меховых унтах, а мужчины - в сланцах, хотя формально на дворе зима. Кое-кто из молодых отдает дань времени года и, чтобы утеплиться, натягивает куртку, только задом наперед.
Вид скутериста, разговаривающего по мобильнику на ходу, нас не удивит, но чтобы на ходу набирали «эсэмэски» - такого даже в самых смелых фантазиях представить не мог! Причем наблюдал не какого-нибудь «отмороженного» молодого кренделя, а женщину средних лет вполне респектабельного вида.
В отличие от китайцев с материка, тайваньцы - фанаты тюнинга.
Грузят на двухколесные аппараты столько, сколько нужно, а если по пути что-то сваливается, значит, было лишним. Почти то же с пассажирами: совершенно нормально, если на одном мопеде едет взрослый, а с ним пара, а то и тройка детей.
НА НИХ ЖЕ И В ОТПУСКЕ. Юг острова, где смыкаются Южно-Китайское море и Тихий океан, в чем-то похож на любой курортный уголок мира: одно-двухэтажные дома, уютные отельчики, кафе, лавочки... И пункты проката скутеров на каждом шагу. Прохожих мало - все, в основном, на колесах. Машины, а главным образом скутеры плотными рядами стоят вдоль дорог, ими забиты и все переулки... Как-то, когда стемнело, видел выстроенные в ряд скутеры с заведенными моторами, хотя было очевидно, что ехать на них никто не собирался. Оказалось, продавцы сувениров использовали машинки как электростанции, чтобы освещать лотки.
...За неделю пребывания в этом райском месте я так и не свыкся с постоянным жужжанием скутеров - будто меня поселили на пасеке. А уезжая, понял, что хотел бы задержаться на острове подольше - чтобы накататься «под завязку», не прерывая ездовую жизнь на зиму.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.