Дмитрий ПОКРОВСКИЙ,
г. Тверь
Принципиальная схема реле-регулятора: VD1 - BZX55C13 (стабилитрон 13 В, 0,5 Вт); VD2 - VD4 - ВТА26 (тиристоры-600 В); VD5 - 36МТ120 (3-фазный мост, 36 А, 1200 В); DD1 - ULN2003A; С1 - 1000 пФ (К10-17); R1 - R4 300 0м (0,5 Вт).
В материале «Начальник генератора» («Мото», № 1-2009) закрались ошибки в схему. Однако нет худа без добра - мы лишний раз убедились, что среди наших читателей очень много технически подкованных людей: именно они не только указали на ошибку, но и предложили свои варианты реле-регуляторов.
С разряженным аккумулятором ездить можно, но не долго - сгорит реле-регулятор. Вот и я быстро сжег РР на своем Suzuki RF400RV. Новый в магазине стоит $150. Впрочем, можно с гораздо меньшими затратами (около 500 руб.) изготовить устройство самостоятельно. Схему самодельного РР нашел в интернете - предложил ее Кирилл из Москвы, однако собрал и установил ее я сам. Нашел очень большой радиатор от какого-то мощного диода - его поверхности с лихвой хватит, чтобы рассеять тепло, выделяющееся на симисторах, при самых неблагоприятных условиях. За 40 минут ножовкой, зубилом и напильником уменьшил его и избавил от некоторых ребер. Поскольку я ленив, не стал сверлить отверстия для симисторов и резать в них резьбу - воспользовался существующими. Одно все же пришлось просверлить - для крепления диодного моста. Симисторы и диодный мост обильненько смазал теплопроводной пастой КПТ-8 (можно использовать пасту любой другой марки) и прикрутил к радиатору.
Схема к материалу «Начальник генератора» («Мото», № 1-2009) должна выглядеть так.
Со скучной работой покончено. Включил мозги, паяльник и припаял: две медные перемычки диаметром 2 мм и три резистора к 16-й ноге микросхемы. Затем впаял конденсатор с резистором между 1 и 8 ногами и стабилитрон от 1-й ноги к симисторам...
Отправился к мотоциклу, отрезал от японского РР разъем и припаял его же провода к спаянному PP. Причем к ногам диодного моста ничего паять не стал - воспользовался автомобильными клеммами: это немного ускорило работу. Перед тем как надеть клеммы, обжал их пассатижами - уплотнил контакт.
Так соединены тиристоры и микросхема.
Дело сделано, РР готов. Подключил его вместо старого, завел мот - долго смотрел и нюхал: ничего не коротит? Дыма не увидел, паленого не унюхал. Так ведь если правильно собрать схему из исправных деталей, она тут же начинает работать как надо.
Я опять-таки поленился заливать все это эпоксидкой - обошелся высокотемпературным герметиком (подойдет любой - лишь бы выдерживал температуру до 100°С). А пока он застывал, отогнул крепеж штатного РР на 90°. Радиатор готового РР еще раз подпилил по месту, закрепил на раме резиновыми жгутами и закрыл все это пластиком мотоцикла.
От редакции: собранный РР можно установить на любой мотоцикл с подобной схемой подключения (до 36 А).
Теперь осталось подсоединить диодный мост и коммутационные провода.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.