Максим МАРКИН, Красноярск,
фото из архива
Михаила ШЕСТАКОВА и автора
В 30-40-х годах заказ на производство тяжелых мотоциклов с колесной формулой 3x2 получила фирма Zundapp. В годы войны она выпускала модель KS750 (вверху слева).
Мотоциклы Второй мировой уже не делишь на «своих» и «чужих». Время лечит, и символика с орлами и крестами с какого-то момента уже не ранит так больно. Ощетинившиеся пулеметными стволами раритеты теперь всего лишь часть истории технического прогресса. В Красноярске, в доме, где хозяйничает Михаил Шестаков, известный в России и Европе мотореставратор, отслеживать эту историю особенно легко.
Результат реставрации, в понимании Михаила Шестакова, может быть только таким: восстановленная машина должна быть абсолютно аутентичной. Вспоминает, как когда-то по неведению прикрепил к патронным ящикам (тем, что приторачивали к коляскам) что-то наподобие дверных ручек. Сей проступок сообщество старинщиков заклеймило нещадно! Урок получил на всю жизнь. С тех пор Шестаков подобные вольности считает недопустимыми.
Михаилу Дмитриевичу Шестаков, пятьдесят с небольшим. По специальности инженер-механик. Знаток оружия. Участвует в байкерских фестивалях, реконструкциях боев Второй мировой войны.
Из «нештатного» в мотоциклах его коллекции только шины, внутренности аккумуляторов (от японских скутеров, облаченные в корпуса под оригинал) да еще проводка и часть деталей крепежа - вариации с ними в реставрационном мире допустимы. Остальное должно соответствовать. И соответствует! Чтобы принципу не изменять, приходится прибегать к технологиям, которые позволительно назвать высокими не только по меркам небольшой мастерской. Идеальной поверхности алюминиевых деталей Михаил Дмитриевич добивается обработкой их «стекло-струйкой» - стеклянными шариками размером 150 микрон. Отливает поршни, фрагменты картеров двигателей и коробок передач. Как-то при ремонте трансмиссии, чтобы изготовить шестерни, пришлось даже провести анализ металла. Все болты на его «старье» изготовлены по образу и подобию тех, что когда-то выпускала фирма Ribe, но ведь для этого реставратор изготовил штампы (это тончайшая работа для квалифицированного инструментальщика), а также использовал 20-тонный пресс. А попробуйте повторить форму сварных швов, воссоздать с точностью до миллиметра несущие конструкции...
Тягу к моторетро Шестаков «подцепил», когда ему на день рождения подарили BMW R35 1938 года. Случилось это двадцать пять лет назад. Теперь в его коллекции 22 экземпляра техники довоенной-военной поры, 12 из них восстановлены до состояния «вчера с конвейера». Все дороги, но любимчики все-таки есть - «немцы».
R75 Sahara сходил с конвейера BMW. Интересно, что двум ведущим компаниям Германии удалось добиться обширной унификации моделей. Взаимозаменяемыми были в том числе двигатели с коробками передач.
Приятно с ними работать. Они из мира, где в почете щепетильность и точность, словом, Ordnung. Детали - высочайшего качества обработки, сопряжения - идеальной подгонки... Конструктивно германские мотоциклы выполнены так, чтобы максимально соответствовать фронтовым условиям. Тот же R35 изначально проектировался под самые суровые условия. Тяжелый маховик 340-кубового 14-сильного одноцилиндрового мотора с трудом разгонял машину, зато момент эффективно «тянул» по бездорожью. В коллекции Шестакова три R35: в армейском цветовом исполнении feldgrau и в гражданском - черном, с белыми цировками на крыльях и раме. В Вермахте R35 чаще был транспортом вестовых, как и другие легкие и средние мотоциклы. В немецкой армии пренебрегали «двухтактниками», но машины с четырехтактными моторами «призывали на службу» без каких-либо исключений. Смотришь на BMW R4 и соображаешь, как на таком чуде инженерной мысли умудрялись не только служить, но даже участвовать в соревнованиях. И за что мотоцикл нравился самому Йозефу Геббельсу? Нет, с двигателем у него все в порядке - один цилиндр, 400 «кубиков», 12 л. с. Но задняя подвеска - лишь пружины под сиденьем. Зато передняя - верх технического совершенства тех лет: четвертьэллиптическая рессора.
Л-300 «Красный Октябрь» - первый серийный советский мотоцикл, скопированный с DKW 300 Luxus.
На службу в армию перед Второй мировой в Германии «принимали» более 50 различных моделей мотоциклов. Понятно, принимала ведь старая гвардия, помнившая о кавалерии. Но эта техника еще и отвечала требованиям молодого комсостава, «проектировавшего» современную для того времени мобильную войну. Мотоцикл в Вермахте получал боевые специальности. Серьезные надежды возлагали на выпущенный в 1935 году BMW R12. Машину «размножили» довольно большим «тиражом» - 36 000 экземпляров, и тому были причины. Обладающая внушительным запасом прочности и хорошей тягой, она транспортировала боеприпасы и другие грузы. Мотоцикл, оснащенный пулеметом MG-34, служил в разведке и патрулировал. Благодаря заложенным в него конструктивным тонкостям, эксплуатация аппарата была предельно удобной. Так, для перевозки раненых существовали приспособленные носилки. Хотя у R12 не было задней подвески, он нес коляску (к слову, иногда весьма экзотическую, фирмы Royal, чьи стыки не сваривались, а завальцовывались), подвешенную на замысловато изогнутых рессорах, и, впервые в мировой практике, оснащался телескопической вилкой. Его 750-кубовый оппозит мощностью 18 л.с., в военной версии лишившийся одного из двух карбюраторов, легко запускался и работал в морозы, поскольку впускной тракт подогревался выхлопными газами. Что еще нужно бойцу! А что еще нужно Вермахту!
BMW R4, выпускавшийся в 1932-36 годах, был предтечей R35. Модель внесла своеобразный вклад в приход фашистов к власти: именно на таком мотоцикле Геббельс совершал свои пропагандистские рейды по стране.
В самом начале войны, когда Германия не испытывала недостатка ни в средствах, ни в ресурсах, высшие армейские чины сочли, что для спецподразделений нужна особенная техника. И ее начали поставлять в войска осенью 1940 года. Коллекционные BMW R75 и Zundapp KS750 - гордость Шестакова: не по-мотоциклетному широкие шины, три патронных ящика. Но почему они в песчаной раскраске и с символами в виде пальм? А у BMW еще и собственное имя - Sahara? Изначально обе машины немцы предполагали использовать в двух военных ипостасях - в парашютно-десантных операциях для перевозки легких безоткатных орудий (это мотоциклу было явно не под силу, и после захвата острова Крит Гитлер практически отказался от применения в операциях захвата воздушного десанта) и в наступательных маршах Африканского корпуса Эрвина Роммеля. Последнее объясняет раскрас, а также присутствие в конструкции необычайно объемных воздушных фильтров. С «черного континента» машины перебросили на Восточный фронт, а здесь им нашли, пожалуй, лучшее применение.
Это полноценные всепролазы. Привод на колесо коляски у обоих - лишь видимый внедорожный атрибут. Чтобы понять, какой довесок прилагается к колесной формуле 3x2, достаточно разобраться с рычагами - и понимаешь, что здесь предусмотрена еще и блокировка дифференциала и понижающий ряд. Если знать, что в машине 26-сильный 750-кубовый оппозитный мотор, начинает доходить, насколько внушителен ее потенциал и широки возможности. Известно, что в Красной Армии попавший в плен Zundapp или BMW воспринимали как подарок. Ими таскали даже пушки-«сорокопятки» (Zundapp оснащался штатным прицепом). Тяговые способности простирались вплоть до того, что трофеями вызволяли из грязи отечественные «полуторки»!
Истинные реставраторы стоят на той позиции, что до последнего все элементы, даже болты, необходимо копировать с точностью до десятых долей миллиметра. На верхнем снимке справа - «родной» болт фирмы Ribe, слева - сделанный Шестаковым.
У этих «тягачей» был один явный недостаток: каждый аппарат в производстве обходился вдвое дороже кюбельвагена Volkswagen - армейского автомобиля. Поэтому-то и R75, и KS750, распределявшиеся в основном в войска СС и разведку, выпустили совсем немного - по разным прикидкам, от 16 до 18 тысяч единиц. С учетом значительных боевых потерь фашистов в технике они в наше время - эксклюзив.
По этой причине собирателю Шестакову удалось найти BMW лишь в виде «запчастей» (Михаилу даже пришлось «с нуля» создавать раму), а один из трех добытых им экземпляров Zundapp для мастера вовсе остался загадкой. Судя по внешнему виду и комплектации, в каких только руках он ни побывал: налицо - «колхозный тюнинг», какие-то отечественные агрегаты, например, генератор от «Беларуси». Но уникальность этого старья в том, что в нем «родные» рама, вилка и двигатель от BMW R75. Так бы и осталось у реставратора впечатление о мотоцикле, как о плоде чьего-то больного гаражного воображения, если бы не наткнулся на информацию о том, что подобный «гибрид» производился промышленными партиями. И не в Германии: сразу после войны такие «не пойми чего» выпускали на одном из подмосковных заводов и продавали населению. Раму выбрали от KS750, потому она обладала высоким уровнем жесткости, «телескоп» - от BMW: считалось, что он лучше и удобнее, чем параллелограммная вилка Zundapp - та была излишне сложной по конструкции, а вдобавок требовала частого обслуживания. Но почему использовался мотор R75 - ведь оппозит KS750 отличался углом развала цилиндров в 170 градусов? Все-таки у Zundapp цилиндры выше от земли - какое-никакое повышение геометрической проходимости.
При запуске мотора в условиях низких температур использовали вот такую фляжку с горючим, к ней прилагалась специальная емкость для впрыска бензина в карбюратор.
Надо сказать, предвоенные немецкие конструкторы, помимо достижения чисто технических задач, заботились и об атрибутах, облегчающих жизнь мотоциклиста-солдата. Шестаков отдает должное очень удобным кронштейнам под патронные ящики - с ними ящики снимаются очень быстро. Коллекционер дорожит мелочами, аксессуарами - он не считает реставрацию законченной до тех пор, пока не воссоздаст полный «боевой опцион». Который, надо признать, не чета советскому опциону тех же времен. Просто поражает, что немцам-мотоциклистам выдавали в бумажных пакетиках целлулоидные одноразовые очки, специальные груши и фляжки, с помощью которых бензин впрыскивали в карбюратор, если мотор запускали в морозы. В конце концов, канистры: после войны наша промышленность их воспроизвела один в один и гнала серийно, разве что без выштампованной немецкой маркировки на боковинах. Все эти вещи и вещицы тоже есть в собрании красноярского коллекционера.
Он их изучает и считает, что подчас германцы неоправданно усложняли конструкции: «Разглядываешь схему светомаскировочной фары Notek и понимаешь, что в них вполне могли быть обыкновенные лампочки. А посмотрите, насколько громоздки походные крепления пулеметов и турель на коляске!.. Думаю, те огромные средства, что выделяли перед войной германскому ВПК, вдохновляли разработчиков на заоблачные полеты технической фантазии. И порой конечный продукт доводили до абсурда».
Мобилизации в Германии в подавляющем большинстве случаев не подлежали мотоциклы с двухтактными двигателями. Машины с «четырехтактниками» забирали в армию без каких-либо исключений, «призывалась» даже легкая техника с рабочим объемом моторов 250 «кубиков». На фото 340-кубовый BMW R35 (этот экземпляр уже гражданский, 1950 года выпуска).
У советского солдата тоже была возможность (во всяком случае, теоретически) приобщиться к хорошей мотокомплектации. Техника по лендлизу поставлялась от союзников со всеми соответствующими атрибутами. Увы, куртки-кожанки, перчатки и что-то еще из обмундирования доставались офицерам и политрукам, а рядовой получал «голый» мотоцикл. Из Америки - Harley-Davidson WLA42.
По-своему красивая, даже импозантная машина, к ней сумки и кобура из бизоньей кожи. Но к нашим условиям не совсем приспособленная. Приходивший в аккуратных ящиках, изнутри выложенных толью, Harley немало огорчал качеством изготовления внешних деталей - все в заусенцах-задирах. Нервов нашим военным потрепал немало! Дорожный просвет недостаточный, к «американцу» приходилось цеплять коляску от М-72, но эта дополнительная нагрузка часто «пропеллером» закручивала раму WLA42. Впрочем, надо отдать должное конструнторам из США: трубчатые элементы, спаянные латунью, никогда не разрывало. Достаточно мощный (750 см3, 22 л.с.) четырехтактный V-образник, чьи шатуны сидели на одном кривошипе, обеспечивал, особенно в варианте «соло», хорошие ходовые свойства. Однако высоких температур двигатель «не любил». Задний цилиндр, прикрытый передним, плохо обдувался воздухом, в результате чего мотор перегревался и подклинивал. Вот что любопытно: когда остывал, заводился и работал.
В распоряжение Вермахта передали огромное количество различных мотоциклов. Основным стал BMW R12. Чтобы он более полно соответствовал военным условиям, из конструкции изъяли один карбюратор из двух, отчего мощность мотора упала с 20 до 18 л. с. Ноу-хау модели - телескопическая вилка, подогрев впускного тракта выхлопными газами, подвеска коляски с замысловато изогнутыми рессорами. С 1943 года, когда советская авиация обрела господство в воздухе, коляски мотоциклов оснащали светомаскировочным устройством фирмы Notec с очень сложной системой зеркал.
При отрицательных температурах запускался очень трудно - застывало масло в находившейся в отдельном блоке коробке передач, КП не могла подогреваться жаром от двигателя. К этому добавлялись неудобства с ремонтом. Скажем, катушка зажигания была «спрятана» так тщательно, что, если перегорит, то не найти ее, не подобраться к ней.
За неимением лучшего и WLA42 был хорош и люб. Благо, запчасти к нему союзники из-за океана поставляли в изобилии. До сих пор можно найти новые, упакованные в красивые коробки и щедро промасленную бумагу. Если же договаривать до конца, то приходится заметить: к пистолету-пулемету Thompson (для него как раз и предназначалась красивая «бизонья» кобура) в комплект укладывали всего два магазина.
Из-за острой нехватки в Красной армии транспортных средств Harley-Davidson WLA42 стал весьма востребованным, хотя по техническому оснащению он далеко не в полной мере соответствовал условиям боевых действий.
А что было у нас своего? И это можно проследить по коллекции Шестанова: советские спецы «срисовывали» мотоциклы с зарубежных моделей. Массово выпускали М-72 - брата-близнеца BMW R71. В коллекции собирателя есть оба - первый ждет реставрации, со вторым работа в разгаре. Другие довоенные - ТИЗ АМ-600 и Л-300 «Красный октябрь» достались Шестакову в прекрасном для своего возраста состоянии. Л-300 бывшие владельцы вынули по частям из ящиков, в которые его разложил в начале войны уходивший на фронт чиновник. Не пожелал, понимаете ли, отдавать любимый мотоцикл в армию. Правда, этот клон от DKW 300 Luxus (начала 30-х годов) в качестве вояки оказался никудышным. Много ли мог одноцилиндровый моторчик в 300 «кубиков», мощностью всего-то 6 «лошадок»? 600-кубовый ТИЗ в войсках хотели превратить в Рэмбо. Предполагали в версии без коляски на руль АМ-600 устанавливать танковый пулемет Дегтярева. Идея была абсолютной утопией, и, конечно, с затеей ничего не вышло. ТИЗа «назначили» на другую, полезную работу - он успешно заменил лошадь.
Свои «Красный Октябрь» и АМ-600 коллекционер, считает, обязан довести до «конвейерного» состояния. Того же ждут несколько моделей Zundapp и DKW - эти больше повреждены временем, а не боями. Пусть на ходу и хоть частично, но сохранили оригинальность - в таком виде, считает красноярец, они лишь сырье. Только после восстановительного курса, когда раритеты примут законченный облик, на них будут навешены таблички «Шестаков-реставрация». Это как собственный штамп ОТК. Надо заметить, признанный и в Прибалтике - колыбели реставрационного искусства всего бывшего СССР, и в Старом Свете.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.