Николай ЕРМОЛАЕВ
Владельцы Honda CB-1 часто жалуются на недостаточную жесткость заднего маятника. Но настоящие любители «отжечь» не стали ныть - придумали, как сделать его крепче.
1. Правая распорная втулка оси качания. 2. Втулка впрессовывается в «родную» левую распорную втулку оси качания. 3. Штатная левая опорная втулка оси качания. Выделенное красным 4. Левая распорная втулка заднего колеса. 5. Втулка подшипника демпфера звезды.
На зарубежных сайтах проскакивают фотографии «Сибивана» с массивным маятником из алюминиевого сплава, но что это и как его установить, выяснить не удалось. Внешне он похож на деталь от CBR400RR. Так ли это? Проверим! После замеров на высокоточном фрезерном станке выяснилось, что у «сибиэровского» маятника ширина посадочного места, радиус качания и посадочные размеры колеса точь-в-точь повторяют размеры штатного «сибивановского» маятника. А это значит, что увеличить жесткость конструкции и при этом сохранить геометрию мотоцикла - задача более чем реальная. Мало того, в конструкции можно сохранить штатные колесо, цепь и задний тормозной суппорт с кронштейном. Экономно!
6. Пластина-переходник для нижнего крепления амортизатора.
Для переделки от CBR400RR (NC29) понадобятся: маятник, ось заднего колеса с правой распорной втулкой, пыльники, левая распорная и центральная втулки оси маятника, успокоитель и натяжители цепи. Все это можно приобрести на аукционах мотозапчастей или моторазборках.
7. Отверстие под ось (выделено красным кругом) на кронштейне заднего тормозного суппорта необходимо расточить до размера 20,01мм.
Большая часть нагрузки от цепи приходится на левую сторону маятника, поэтому его левая сторона качается на мощном, практически «неубиваемом» игольчатом подшипнике. Зато справа установлены «нежные» открытые шариковые. Если они уже износились, замените их двумя 6904. То, что они закрытые, даже лучше - прослужат дольше штатных.
8. Сборочная схема оси качания маятника.
У CBR цепь проходит сквозь отверстие в маятнике, и, чтобы установить, придется ее расклепать - так что сразу запаситесь замком (или соединительным звеном). И еще, из-за особенностей конструкции маятника нужно по-новому уложить заднюю тормозную магистраль - приобретите полметра армированного шланга и два фитинга: 30° и 90°.
9, 10. Установите втулку (копию втулки нижнего крепления амотризатора) и пластины так, как показано на фотографиях (тонкая - справа, толстая - слева).
Диаметры осей маятника и колеса у СВ-1 - 15 мм и 17 мм, а у CBR400RR они больше - по 20 мм каждая. Значит, нужны другие подшипники. Для ступицы колеса подойдут 6204 (47x20x14), а в демпфер звездочки «как родной» встанет 6005 (47x25x12). Все они закрытого типа. Нужно устранить и 5-миллиметровую разницу диаметров осей качания. Рассверливать раму опасно: малейшая ошибка - и рама на выброс. Значит, нужно изготовить новую правую распорную втулку (см. рис. 1). А левую заменить не удастся - она «по совместительству» еще и внутренняя обойма левого подшипника. Точить новую сложно и дорого. Проще изготовить переходную втулку, изображенную на рис. 2, и запрессовать ее в штатную «сибиэровскую». Более того, необходимо срезать на ней юбку, как показано на рис. 3. Центральную распорную втулку укоротите на 4 мм. Запрессуйте подшипники на свои места и установите маятник в раму.
9, 10. Установите втулку (копию втулки нижнего крепления амотризатора) и пластины так, как показано на фотографиях (тонкая - справа, толстая - слева).
Чтобы сохранить угол наклона амортизатора, изготовьте специальный переходник (см рис. 6). Это две одинаковые пластины разной толщины - 13 и 16 мм. На толстой пластине в крайнем отверстии сделайте по месту углубление под головку болта М10 с внутренним шестигранником, чтобы головка не задевала маятник (см. фото 9, 10). Полукруглые вырезы на пластинах выточите точно по чертежу 6. Этим вырезом пластина упрется в корпус оси качания маятника, и, если вырезы не будут прилегать всей поверхностью, место упора быстро разобьется. И еще изготовьте из стали точную копию втулки в нижнем креплении самого амортизатора.
11. Сборочная схема установки колеса.
Вот теперь можно закрепить амортизатор на маятнике. Уприте пластины полукруглыми вырезами в корпус оси качания так, чтобы средние отверстия расположились ниже крайних, а тонкая пластина была справа по ходу движения мотоцикла. Совместите крайние отверстия пластин с нижним креплением амортизатора и стяните все это болтом. Причем важно окончательно затянуть его именно на этой стадии, так как при последующей сборке он станет недоступным. Затем копию нижней втулки амортизатора расположите между средними отверстиями пластин. Поднимите маятник и совместите резьбовое отверстие в нем со средними отверстиями пластин. И через отверстие в левом плече маятника стяните, наконец, болтом весь этот «бутерброд».
12. Новый маятник на новом месте.
Одно важное дополнение. Как только установите маятник в раму, до того как прикручивать к амортизатору, поднимите его до упора вверх и посмотрите, не будет ли что-либо мешать в крайнем верхнем положении. Если маятник во что-либо упрется, «болгаркой» подпилите это место.
13. Так необходимо уложить приемный шланг от бачка к ГТЦ.
Теперь займитесь колесом. Запрессуйте в ступицу новые подшипники взамен штатных. Расточите кронштейн тормозного суппорта до диаметра 20,01 мм (см. рис. 7). Важно точно выдержать размер: в меньшее отверстие ось не войдёт, а если прослабите, суппорт будет болтаться, и тормоз не сможет нормально работать. Выточите (по чертежам 4, 5) новые распорные втулки. Запрессуйте подшипники в демпфер звездочки и в ступицу колеса (не забудьте вставить между колесными центральную распорную втулку!). Соберите всю конструкцию: установите самодельные втулки между левым плечом маятника и подшипником звездочки, между подшипником звёздочки и колесным. Установите колесо на его законное место, а между правым плечом маятника и колесным подшипником вставьте штатную втулку от CBR.
14. Шланг от ГТЦ к суппорту закрепите в стандартном креплении маятника (выделено красным кругом).
А теперь - тормозная магистраль. Все штатные шланги СВ-1 замените новыми. Бачок соедините с главным тормозным цилиндром обычным бензомаслостойким подходящей длины. Очень внимательно отрезайте силовой шланг - он должен быть длиною строго 40 см иначе не удастся уложить его в нужной конфигурации. К ГТЦ подсоедините фитинг 90, а к суппорту - 30°. Чтобы шланг не перетерся о кронштейн подножки, «упакуйте» его в какую-нибудь мягкую оплетку, например, в прозрачный бензошланг. Протяните шланг по месту «сибиэровского» на правом плече маятника и закрепите в штатном кронштейне СВ-1... Вот и все.
15. На ГТЦ используйте 90-градусный фитинг...
Спросите, насколько хороша эта конструкция? Она уже отработала 15 тыс. км. Со слов владельца, мотоцикл просто преобразился: теперь он легче проходит повороты на значительно большей скорости. Для полного счастья осталось внедрить в конструкцию перевернутую вилку от какого-нибудь спортбайка. Но это как-нибудь в другой раз.
16.... на суппорте - 30-градусный.
Благодарим Михаила «Velos», Алексея ШИРОКОВА, Дмитрия «Димыча» САФОНОВА, Александра «st_rat» БОБЫРЯ за предоставленный мотоцикл и помощь в подготовке материала.
17. После 15 тыс. км место контакта маятника и переходника в отличном состоянии.
Автор вопросов Виктор СТЕПАННИКОВ, Пензенская обл., Белинский р-н, с. Чернышеве.
Какими препаратами можно предотвратить задубевание и растрескивание покрышек?
Лучший способ сохранить шины - спрятать их от солнечных лучей, снизить давление до минимума и по максимуму разгрузить колеса. Эти меры дадут гораздо больший эффект, чем любые препараты. Но можно, кроме того, обработать резину и какой-нибудь «химией» - хуже не будет.
Можно ли где-нибудь заказать с доставкой кованые поршни, титановые клапаны и т.д. для «Урала» и К-750?
По почте такие вещи вам вряд ли вышлют. И потом, кованые поршни для «Урала» в продаже встречались лет десять назад, но титановые клапаны... Те и другие детали есть смысл устанавливать лишь в высокофорсированные двигатели. Такие доработки не повышают мощность, а помогают мотору противостоять огромным перегрузкам на высоких оборотах или при увеличении давления и температуры в цилиндре при наддуве. А в моторах ретромотоциклов они совершенно неуместны. Единственное изменение, которое услышите, - сильный стук поршней о цилиндры в непрогретом двигателе: он возникает из-за специально увеличенных зазоров между деталями... Да и обойдется вам такой комплект по стоимости «Урала» средней ушатанности.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.