Текст, фото: MADMAX (MAXXTREME)
История одного мотоцикла, которая произошла или могла произойти.
В последнее время все большую популярность получают так называемые военно-исторические реконструкции: значимые военные события различных времен из жизни нашей страны переживают второе рождение. Причем восстановление событий происходит с точностью до мелочей - начиная от мест событий, количества участников, длительности боя и заканчивая формой и автомототехникой того времени. Важным фактором является то, что подделки или имитация недопустимы - если одежда, то подлинная, если техника, то отреставрированная.
Этот мотоцикл я нашел совершенно случайно - мой автомобиль застрял на проселочной дороге, и я пошел в ближайшую деревню, чтобы найти тракториста, который помог бы мне вытащить машину. За тросом я был направлен в ближайший сарай, где и обнаружил пылящийся старый мотоцикл. Когда я протер шильду, то не поверил своим глазам - передо мной стоял легендарный BMW R12 1942 года выпуска, внешне - практически в идеальном состоянии, с «родными» деталями. Думаю, излишне говорить, что застрявшая машина, трос и перетаптывающийся в ожидании магарыча тракторист в одночасье были забыты. Как я узнал позднее, мотоцикл был трофейный, привезенный после Великой Отечественной войны еще дедом хозяина этого сарая. После недолгих торгов произошел взаимовыгодный обмен: уже бывший владелец мотоцикла получил в свое распоряжение энную сумму денег, а я - легендарный раритет.
У меня много знакомых среди реконструкторов, и весть о моей счастливой находке разлетелась между ними в считанные дни. Для того чтобы мотоцикл можно было использовать на реконструкциях, необходимо было его отреставрировать. За что я и взялся. Я перебрал мотоцикл до последней гаечки - к моему удивлению, и внутри и снаружи он оказался в очень хорошем состоянии: даже окраска была «родной» - со знаками отличия полицай-дивизиона. Незначительная часть деталей была разрушена от времени - карбюраторы (магниево-силуминовый сплав, из которого сделаны карбюраторы, окислился и разрушился), сцепление и тросики газа и тормоза, резиновые уплотнители и переходники, покрышки. Забыл сказать, что в том самом таинственном сарае я нашел практически все запчасти к этому мотоциклу - идеально законсервированные, а потому восстановить его проблем не составило. Весной этого года обновленный BMW R12 примет участие в очередной реконструкции боев.
История мотоциклов BMW начинает отсчет с 1923 года, когда на мотосалоне в Париже была представлена модель BMW R32. Следует отметить, что свою популярность «баварцы» завоевали во многом благодаря оппозитному двигателю. Самый первый свой оппозитный двигатель «М2 В15» немцы построили в 1921 году, большей частью «содрав» его у англичан с мотора «Дуглас». А вот модель BMW R32 стала первым серийным мотоциклом, созданным, что называется, «с чистого листа». В свою очередь, мотоцикл BMW R12 - плод эволюционного развития 32-й модели. BMW R12 производился с 1935 по 1942 год.
Всего было выпущено более 36 000 мотоциклов, как в военном, так и гражданском вариантах. Благодаря своей технологичности, достаточно высоким характеристикам и значительно более низкой, по сравнению со специальными мотоциклами BMW R75 и KS-750, цене BMW R12 стал самым массовым мотоциклом немецкой армии. Если BMW R75 и KS750 поступали, в основном, в элитные части, то R12 был везде и всюду. На них доставляли горячую пищу на позиции, на специальных приспособлениях транспортировали в тыл раненых, подвозили боеприпасы и выполняли множество других военно-хозяйственных работ. Ну и, конечно же, в больших количествах их использовали в качестве боевого средства в мотоциклетных подразделениях.
Мотоцикл славился особой надёжностью и тяговитостью, не перегревался, отлично заводился в любое время года, благодаря мощному магнето, выполненному в одном корпусе с генератором и наличию устройства подогрева впускного коллектора выхлопными газами. Модель «R12» выпускалась в двух вариантах: «соло» и с коляской. Мотоцикл оснащался нижнеклапанным оппозитным двигателем объёмом 745 куб.см и мощностью 18 л.с. Мы уже упоминали, что Модель «R12» - результат эволюции «R32». Очевидно, поэтому эта машина представляла собой некую смесь из устаревших и современных компонентов. Архаикой были: штампованная рама, нижнеклапанный двигатель и отсутствие задней подвески. К передовым компонентам можно отнести: четырёхступенчатую коробку передач с двухходовой кулисой автомобильного типа и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, которую впервые в мире установили именно на данной модели мотоцикла, в 1935 году. На мотоциклах с коляской на специальных кронштейнах мог устанавливаться пулемет (MG34, MG42), огонь из которого можно было вести как с коротких остановок, так и на ходу.
С полной уверенностью можно сказать, что мотоциклы BMW были самыми распространёнными в немецкой армии. Кроме специально разработанного мотоцикла (модель BMW R75), вермахт получил в своё распоряжение ещё 8 моделей «баварцев», самой распространенной из которых стала R12.
Так, в состав разведывательного (фузилерного) батальона пехотной дивизии входил мотоциклетный 4-й эскадрон четырехвзводного состава (10 автомобилей и 61 мотоцикл с 54 колясками - 4 санитарных и 9 пулеметных). В танкоразведывательном дивизионе танковых и мотопехотных дивизий тоже были мотоциклетные роты - от 1 до 3. До 1943 года в состав стрелковых бригад танковых дивизий входили мотоциклетные батальоны (4 стрелковые роты вышеназванной организации и роты тяжелого оружия или 5 рот с двойным числом пулеметов - 18) или полки (2-3 батальона). В 1940-1942 годах мотоциклетно-стрелковые батальоны имелись и в дивизиях войск СС. По 2-3 мотоцикла с колясками могли быть на вооружении взводов управления и связи штабных рот и батарей различных воинских частей.
Годы выпуска BMW R12: 1935 - 1942
Всего выпущено: 36008 (из них около 20000 гражданских и полицейских машин)
Мощность двигателя: 18 лс при 3400 об./мин.
Цилиндров: 2
Диам. поршня/Ход поршня: 78мм х 78мм
Объем двигателя: 745 куб.см
Степень сжатия: 5.2:1
Карбюратор: Amal 6/406 SP (6/407 SP)
Зажигание: Магнето
Генератор: 6 Volt 70 W
Аккумулятор: 6 Volt 7 Ah
Сцепление: Сухое однодисковое
Передаточные числа: 1-3,18; II-2,06; III-1,42; IV-1,09. Передаточные числа (с демультипликатором): 5,18 (11: 57) (гражданский 4,07 (14:57))
Подвеска: Прессованная стальная рама, задняя сухая, передняя гидравлическая телескопическая вилка производства BMW.
Тормоза: гидравлические барабанные
Длина: 2100 мм
Ширина: 900 мм
Высота: 940 мм
Высота седла: 700 мм
Колёсная база: 1380 мм
Клиренс: 120 мм
Сухая масса: 188 кг
Емкость бензобака: 14 л
Максимальная скорость: 100 км/ч (125 км/ч гражданский)
Расход топлива (по дорогам): 5,5 л/100 км (4,4 л/100 км гражданский)
Источник материала : журнал "МотоМания"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.