Сергей УТКИН «Швондер»,
фото участников марша
Мы, мотоциклисты из «Неформального объединения байкеров мира», умеем весело и со вкусом путешествовать. Но эта поездка - на полном серьезе: провели акцию «Мотомарш дружбы».
Маршрут непростой - Москва-Ростов-на-Дону-Назрань-Грозный-Махачкала-Дербент-Баку-Волгоград-Москва. Марш - потому что покатили не просто «в дальняк». «Промаршировали» по Северному Кавказу и Азербайджану, чтобы призвать: давайте дружить! И показать, что лучше дружится, если встречаешься и смотришь друг другу в глаза. Незадолго до старта (а готовились год - надо было созвониться, договориться, сорганизоваться...) все чуть не сорвалось - вмешались события в Южной Осетии. В посольстве Азербайджана отказались содействовать «Мотомаршу» - мотивировали тем, что не берутся обеспечить безопасность участникам.
Это как гром среди ясного неба: Баку - конечная точка марша, главная цель! Но не отказались от плана: сами позаботились о собственной безопасности.
После пресс-конференции, прошедшей в ИТАР-ТАСС, десять мотоциклистов на десяти BMW GS1200 стартовали с Воробьевых гор. В дорогу с нами отправились автобус, который вез каскадеров из «Терехово-13» (их выступления намечали провести в трех городах) и джип-техничка с прицепом, в который загрузили подарки, сувениры, все, что может понадобиться для ремонта техники, а также оператора и фотографа. Всего - 17 человек.
На мотоциклах ехали только члены «Неформального объединения байкеров мира». Отбор шел по двум критериям: у каждого должен быть приличный опыт вождения и мотоцикл BMW GS1200 - мы сошлись во мнении, что именно эта модель как никакая другая подходит для длительных поездок в тяжелых дорожных условиях. Имели в виду протяженный участок горного Кавказа.
«Дирижировал» колонной Алексей Сидорчик «Ритуалыцик», самый заботливый и внимательный из нас. В пути он стал для всех и мамочкой и папочкой. В мотоколонне Михаил Евтеев «Шериф», Евгений Лемяскин «Ледокол», Андрей Павловский «GPS». От международного сообщества участвовали два украинца - Максим Максаев «Макс UA» и Олександр Суханов «Шоня», двое молдаван - Дмитрий Тарасов «Тарас» и Александр Шлапаков «Председатель». Замыкали, как все признали, самые опытные и самые «съезженные» Олег Пашута «Ножницы» и я, автор рассказа. На заправки по маршруту мы двое приезжали последними и всем, кто нарушал общий ритм движения, «раздавали на орехи» - держали в тонусе.
До Ростова-на-Дону добрались за десять часов. Во время марша царила жесткая дисциплина: подъем - в 5-6 утра, завтрак и - по коням. Строжайше соблюдался «сухой закон»! В начале пробега некоторые попытались украдкой хлопнуть по пивку, но их отчитали и пригрозили вернуть домой. После прецеденты не возникали.
Из Ростова до границы с Ингушетией колонну сопровождал патруль ДПС. С одной стороны, удобно: никто не останавливал, не проверял документы, и потому удалось соблюсти график движения. Но долго ехать гуськом по трассе утомительно. Да не поспоришь: в Ингушетии гаишное сопровождение власти выдвинули как обязательное условие - сказывалась близость границы с Грузией. У блокпоста на въезде в республику нас встретили радушно. Однако... без единого мотоциклиста! Не только здесь, но и во всей республике - ни одного! Так что «Марш дружбы» приехал сюда не зря, ведь одна из целей пробега - пропаганда мототуризма. Потому всем официальным лицам дарили мотошлемы - начало их мотоциклетной жизни положено.
Сперва отправились не в Назрань, а в Магас - административную столицу. Это, скажу вам, дворцовый поселок: небольшой город с современными красивыми домами пафосной архитектуры. Принимал нас как дорогих гостей премьер-министр страны Харун Дзейтов. После официальной части - ужин. Не только чтобы перекусить: по законам гор, это церемония сближения. Надо сказать, во все дни поездки столы ломились от яств, причем независимо от того, был то завтрак, обед или ужин.
Наутро на центральной площади Назрани каскадеры устроили мотошоу. Трюки залихватски комментировал «Ритуалыцик» - в этом деле ему нет равных. Ничего подобного местные никогда не видели и не слышали! Об их впечатлениях можно судить по тому, что в жилах горцев закипала кровь, и по окончанию представления, раскрутив до максимума движки своих «девяток», они принялись со свистом гонять по соседним улицам.
И снова - на маршрут. До Грозного - 120 км. У блокпоста на границе Ингушетии и Чечни нас встречали. Среди чеченцев давнишние знакомые: некоторые участники нынешнего мотомарша приезжали в республику три года назад. Тогда здесь было всего два байкера. Теперь же прикатила пара десятков! Все заботы о нас взял на себя Национальный общественный фонд Ахмада Кадырова в лице Исы Хаджимурадовой. Встречавших мотоциклистов чуть ли не больше всего поразило, как двигалась колонна: слаженно, все водители, как на подбор, в одинаковой форме с символикой марша. Они тут же натянули подаренные футболки и примкнули к строю.
В Грозном мы первым делом возложили цветы к памятнику президента Чечни Ахмада Кадырова. По дороге те, кто приезжал в столицу республики в 2005-м, отметили, насколько к лучшему изменился город: от развалин не осталось и следа. На центральной площади строится самая большая в Европе мечеть. Для байкеров сделали исключение: впустили осмотреть незаконченный храм и даже разрешили снимать на фото и видео. Вот: перед мотоциклистами рушатся любые преграды, даже условности различий в вероисповеданиях. Навестили мы и восстановленный православный храм - в нем уже идут службы.
Отсюда - в местный детский дом. Хотели, как можем, внести разнообразие в жизнь обделенных родительским теплом детишек, устроить праздник, сделать все, чтобы у малышей осталось впечатление о байкерах, как о людях, способных творить чудеса. От имени московского телеканала А-One, генерального спонсора марша, мотоциклисты передали в дар воспитанникам ЖК-телевизор, раздали байкерские сувениры - футболки, значки и наклейки. Вместе с нами приехал, чтобы выступить, республиканский детский ансамбль песни и танца «Башлам», созданный Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова. На небольшом пятачке «показали класс» каскадеры. И, конечно же, детвору мы катали на мотоциклах. Причем не только детдомовских, но и сбежавших с уроков учеников школы, что неподалеку...
Большое шоу каскадеров прошло на площади им. Ахмада Кадырова. Мэр Грозного Муслим Гучиев и все тот же фонд Кадырова обеспечили безопасность и выступавшим, и зрителям... Нынешнему президенту Чечни Рамзану Кадырову, который не смог уделить нам время для встречи, мы передали в подарок шлем и форменную майку мотомарша. И, представляете, он отзвонился, чтобы поблагодарить! Больше того, собщил, что подписал приказ о награждении Алексея Сидорчика государственной наградой Чеченской Республики, а «Неформальное объединение байкеров мира» - почетной грамотой Фонда Кадырова... А еще фильм «Москва-Грозный-Москва», снятый «Падонками Масквы» (Этот неформальный клуб - основатель «Неформального объединения байкеров мира».) в 2005 году, номинирован в международном журналистском конкурсе «Золотое перо».
Но время подгоняло, и колонна помчалась дальше, в Дагестан. Здесь тоже встречали друзья-байкеры. Так как мы шли с опережением графика, дагестанцы позвали свернуть в горы, к верховью реки Сулак - посмотреть гигантские пропасти, над которыми парят орлы. Искушение оказалось непреодолимым, и все охотно согласились сделать крюк. И еще как не пожалели! Величавость, чарующая красота гор оставила сильнейшее воспоминание.
В Махачкале расположились на турбазе у моря. Но спать отправились не все - водитель технички Игорь Лемяскин «Братишка» и мастер на все руки Владимир Чекушев «Мотохэлп» до двух ночи копались с джипом, чтобы его капризы не сбили с графика движения.
Наутро благополучно выехали в махачкалинский детский дом. Дети здесь - золото. Мы вручили такие же подарки, развлекли такой же программой, что и ребятишек в Чечне. Но какая была реакция! Малыши со свойственной им непосредственностью восприняли нас так, будто мы знаменитости, и бросились брать автографы! А мы не сконфузились - щедро раздавали!.. И конечно, в Махачкале каскадеры дали представление.
Дальше - переход федеральной границы. Могли возникнуть непреодолимые трудности с вывозом техники каскадеров, и они отправились в Москву. Колонна же двинулась на Дербент.
Здешнюю турбазу никогда не забудем - мы прозвали ее «Отель минус 25 звезд»: спали на прогнувшихся до пола кроватях с сеткой, нас аппетитно кушали и причмокивали клопики-комарики. Но уставшему путнику не до комфорта. Беспокоило больше другое: дербентские байкеры пугали рассказами об ужасах бакинской трассы. Так стоит ли въезжать в Азербайджан? Для меня и Олега «Ножницы» варианты не существовали: да! Остальным предоставили право решать за себя. Все единогласно высказались: только эти двое выскочек (то есть мы) героями не станут - герои все. Решили, что заскочим в Баку, посмотрим и тут же назад. Пришлось оставить один мотоцикл (он был арендованным) и прицеп, в него выложили «хлам». Под это определение почему-то попало зарядное устройство и запасные аккумуляторы для видеокамеры, на которую Михаил Гордиенко «Слепой» документировал весь «марш».
Едва стартовали, обнаружилось, что у моего мотоцикла спускает колесо - и вся колонна остановилась. За исключением шустрого «Шони»: он чуток подотстал и, не доехав до нас, почему-то свернул направо. Когда мы, истосковавшись, наконец сообразили, почему товарищ пренебрег нашим обществом, послали «Ножницы» догонять беглеца через весь древний Дербент. А тем временем «техническая комиссия» постановила, что прокол не критический и на подкачке я дотяну до границы с Азербайджаном - там все равно будет время, и его придется «убивать». «Шоню» доставили (без наручников) - тронулись. А еще через какое-то время «сдох» аккумулятор на моце «Ритуалыцика». Заводили с толкача. Отказ батареи пришелся как раз на железнодорожный переезд. Образовалась пробка. Не потому, что наша колонна мешала движению автомобилей, а потому что каждый водитель счел невозможным для себя оставаться в салоне - выскакивал и норовил помочь. Общая задержка составила два часа. А между тем температура воздуха подскочила до +32°.
Российскую таможню миновали быстро. На азербайджанской, думаю, торчали бы не меньше суток, если бы не сработало знакомство Андрея Павловского «GPS», которое он завязал когда-то, когда уже пересекал эту границу. Сложности возникли только у наших молдаван и украинцев - им пришлось переоформлять документы на ввоз-вывоз техники. Таможенники отняли у всех в залог техпаспорта, вместо них выдали копии на розовых бумажках - заверили, что они на территории республики будут действовать. Возня с бумагами заняла еще три с половиной часа. И это при том, что все до одного сотрудники таможни усердно нам помогали.
И вот «Марш дружбы» в Азербайджане! Выехали на автобан, но он был только строящийся, и это обстоятельство действительно усложнило путешествие: часть пути, чтобы от тряски не слетели бошки, пришлось двигаться стоя. В воздухе - стена пыли и песка, на дороге теснота от скопища грузовиков, еле ползущих легковушек, загруженных помидорами и яблоками до потолка. Именно так: оставлено только место для водителя. А они не жадные - плодами делились: швыряли нам яблоки и помидоры. И дивились, почему мы их не пытаемся ловить? Под этим обстрелом щедрот людских какие-то 200 км мы одолели за три часа.
Заправлялись на окраине Баку - судьба подарила встречу с местными байкерами. Пара звонков - и вот подкатили на мотоциклах еще несколько человек. Повезли «дорогих гостей» в один из лучших ресторанов, показали город. Тут же сочинили программу на следующий день. И было купание в море, поездки по самым красивым местам, показали нам, как добывают нефть (представляете, насосы приспосабливают даже в огородах - вот какие здесь урожаи с приусадебных соток!). .. А ведь мы собирались всего лишь заглянуть в Баку на несколько часов - и удалиться. Радушие, гостеприимство, забота и теплота - вот она, дружба между народами! Вот проявление истинных отношений россиян и жителей Закавказья!
И тени опасности, о которой предупреждали в посольстве, не ощутили.
Обратно ехали в приподнятом настроении, с чувством выполненного ... не долга, а всего задуманного. Даже поднявшийся сильнейший ветер, из-за которого немного заплутали, не выветрил добрых впечатлений... Как вдруг едва не произошла катастрофа. Каюсь, я виноват. Наверное, слишком отдался воспоминаниям - не заметил, что бетон дороги оборвался, а за ним - провал глубиною в полметра. На скорости 160 км/ч я взмыл в воздух. Спасибо, помог опыт - я резко затормозил перед ямой и тут же отпустил тормоза - расслабил подвеску, - помогла физическая сила и Божий промысел: «поймал» мотоцикл и спас себя и технику (меня так швырнуло, что я локтями вывернул зеркала по ходу движения)...
Возвращались через Дербент в Махачкалу. Опять встречи и пиры горой. Глава махачкалинского мотодвижения вручил Михаилу Евтееву «Шерифу» рога тура. И зря мужики лыбились: на Кавказе охотничий трофей - очень ценный подарок. По местной традиции, одаренный должен станцевать лезгинку - и «Шериф» не ударил в грязь лицом.
Дорога домой лежала через Волгоград. Мы возложили венки к Вечному огню на Мамаевом кургане, символизирующем стойкость и несгибаемую волю воинов, защищавших город в Великую Отечественную. Волгоградские энергетики показали Волжскую ГЭС. Обязан сказать, что заботу представителей компаний, входящих в состав ЕЭС России, об участниках мотомарша мы ощущали на всем маршруте.
Последний отезок до Москвы ехали в свободном режиме и вечером все успешно финишировали. Но не разъехались сразу по домам - встретились на столичной Смотровой. Взглянули на одометры: за 10 дней пройдено 5860 км.
Участники «Мотомарша дружбы» искренне благодарят байкеров Грозного, Махачкалы, Дербента и Баку, Региональный общественный фонд им. Ахмада Кадырова, Федеральную сетевую компанию ЕЭС России, а также коммуникационное бюро «4ROOMS» за содействие в проведении проекта. Земной вам поклон!
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.