Александр ВОРОНЦОВ,
фото автора и журнала Motociclismo
Духи-покровители итальянского искусства были немало озадачены. Они привыкли, что в камерной галерее Fondazione Antonio Mazzotta, что в двух шагах от Миланского замка, проходят выставки художников хоть и скандальных во времена своей молодости, но успевших «обронзоветь»: Кандинского, Шагала, Климта, Уорхола... Но в тот день происходило что-то экстраординарное: под своды галереи втаскивали мотоциклы. Здесь, в сердце итальянской моды, открылась выставка «Век двух колес в истории, искусстве и спорте».
Вообще-то первый итальянский мотоцикл построили куда больше ста лет назад. Но что поделать, если только сейчас ее организаторы смогли заручиться поддержкой популярнейшего итальянского журнала Motociclismo, получить финансовую помощь шинного концерна Pirelli, договориться с многочисленными музеями и частными собраниями, подобрать в столетней дали подходящее событие... И оно нашлось: 100 лет назад начала работать фабрика Frera, первый в Италии «массовый» производитель мотоциклов.
Экспозиция построена необычно: наряду с главными объектами и неизбежными их спутниками - рекламными плакатами, афишами спортивных состязаний, выставили и произведения искусства, навеянные мотоциклетной тематикой. Поскольку мотор родился тогда же, когда взошла звезда итальянского футуризма, то эти полотна наполнены небывалой экспрессией. Впрочем, она выплескивается и из плакатов - часто их рисовали те же художники. На стенах -жанровая фотография, на полупричудливые творения современных скульпторов, которые ищут материалы не в Каррарских каменоломнях, а на мотоциклетной свалке.
Три десятка мотоциклов, скутеров и мотовелосипедов - это очень мало для портрета «могучей и кипучей» итальянской мотопромышленности. В то же время жесткий отбор дал превосходный результат: здесь - только шедевры.
Далее оставляем вас, читатель, один на один с ними. Перелистните страницу.
Гоночный S.I.A.M.T. 1910 года. Мотоцикл с 500-кубовой V-образной «двойкой» мощностью 4,5 п.с. весил всего 75 кг. Привод на заднее колесо - прямой, без коробки передач, ремнем. Подвески жесткие. Машина разгонялась до скорости 108 км/ч.
Frera Grande Turismo, 1914 год. Нижнеклапанный 1-цилиндровый двигатель (570 см3) развивал мощность целых 8 л.с! Такой аппарат мог увезти целую семью. Но вскоре его приспособили к менее романтическим делам - отправили на фронты первой мировой.
Первый мотоцикл марки Moto Guzzi - модель Normale 500 1921 года. Горизонтальный 1-цилиндровый 500-кубовый двигатель развивал мощность 8 л.с. 3-ступенчатая коробка передач - в одном блоке с двигателем. Причем моторная передача шестеренная, как у современных мотоциклов. Машина весила 130 кг и разгонялась до 85 км/ч. Мотоциклы такой схемы компания строила до середины 70-х годов.
Гоночная 500-кубовая Gilera. На подобном мотоцикле Дорино Серафини стал в 1939 году чемпионом Европы (чемпионатов мира тогда еще не проводили). Рядный 4-цилиндровый двигатель, снабженный компрессором, развивал 75 л.с. На специальной версии, снабженной обтекателем. Пьеро Таруффи установил абсолютный рекорд скорости: 274,181 км/ч.
Volugrafo - построенный в 1940 году прототип легкого скутера. 2-тактный моторчик рабочим объемом 98 см3 разгонял эту очень легкую (30 кг) машину до скорости 50 км/ч.
Послевоенное возрождение итальянской промышленности началось с изготовления мотовелосипедов. Производством моторчиков для них занялась и компания Ducati (выпускавшая до войны радиоприемники).
Армейский мотоцикл Moto Guzzi Alce («Лось»). Горизонтальная «пятисотка» мощностью 18,5 л.с. сблокированная с 4-ступенчатой коробкой передач. Машина весила 195 кг. отличалась замечательной выносливостью, а на шоссе разгонялась до 110 км/ч.
Эта Lambrerta построена в 1951 году специально для установления рекордов скорости. 125-кубовый моторчик удалось так пришпорить, что машинка разогналась до 201 км/ч.
Соперничество двух скутерных фирм переместилось на гоночные трассы. Такая заряженная Vespa 98 Corsa (1947 год) выжимала 100 км/ч.
Главный конкурент Vespa - Lambretta, 1947 год. Пусть внешность неказиста, зато под седлом уже 125 см3 и 4,3 л.с. Lambretta разгонялась до 70 км/ч и могла везти водителя с пассажиром.
Самый первый скутер Vespa, 1946 год. Можно сказать, первый аппарат, открывший послевоенную эпоху - настолько он был оригинален. У него 2-тактный моторчик мощностью 3,2 л.с, максимальная скорость - 60 км/ч.
Еще одна необычная Vespa - армейский вариант с безоткатной пушкой. Водитель сидел прямо верхом на стволе! С 1956 по 1959 годы сделали 600 таких машин для французской армии.
Причудливый Motom 98TS (1955 год), легкий мотоцикл со 100-кубовым четырехтактным двигателем мощностью 7,3 л.с. Подобные капотированные машины вошли в моду в 50-е годы. Он представлялся достаточно красивым для того, чтобы нью-йоркский «Музей современного искусства» включил его в свою экспозицию.
Самый сложный мотоцикл послевоенной эпохи - Moto Guzzi V8 1955 года. 500-кубовая «восьмерка» развивала 72 л.с, и набиравший 275 км/ч аппарат был в свое время самым быстроходным. Увы, машина оказалась слишком капризной, чтобы добираться до финиша гонок.
Гоночная MV Agusta, 1965 год. 3-цилиндровый 350-кубовый двигатель развивал 62,5 л.с. при 13 500 об/мин. На таком мотоцикле выступал легендарный итальянский гонщик, 15-кратный чемпион мира Джакомо Агостини.
Гоночные комбинезоны двух великих итальянских мотогонщиков: Джакомо Агостини и Валентино Росси.
Мотоцикл MV Agusta 600, 1965 год - первый дорожный 4-цилиндровый мотоцикл современной эпохи. 50-сильный агрегат приводил заднее колесо через карданный вал. Максимальная скорость - 170 км/ч.
Moto Guzzi V7 Special, 1969 год. Для итальянской компанииэто «схема № 2»: расположенная продольно V-образная 750-кубовая «двойка» мощностью 60 л.с.
Ducati Scrambler 450, 1969 год. Один из любимых мотоциклов своей зпохи. Легкость (140 кг!) и проворство компенсировали недостаток мощности: всего-то 27 л.с. и 130 км/ч.
Первый в мире серийный 6-цилиндровый мотоцикл - Benelll Sei (748 см3, 75 л.с), 1972 год. Итальянцы показали всему свету, что они хорошо усвоили урок, преподанный японскими инженерами.
Laverda 750SFC, 1971 год. Пожалуй, олицетворение всего лучшего, что дало миру итальянское мотостроение. Изящный кафе-рейсер с 2-цилиндровым рядным двигателем (744 см3, 68 л.с.) очень успешно выступал в 24-часовых гонках.
Aprilia Moto 6,5 - настоящая дизайнерская находка. В нем 1-цилиндровый 650-кубовый двигатель мощностью 42 л.с. На заднем плане - фото создателя мотоцикла, известного дизайнера Филиппа Старка.
Современная мотоциклетная Италия - новейший Ducati Monster S2R 1000 (95 л.с., 178 кг, 214 км/ч). Один из самых успешных мотоциклов наших дней: по свету разошлось уже более 150 000 «Монстров».
Выставки не было бы без поддержки самого влиятельного итальянского мотоциклетного журнала - Motociclismo. В отдельном зале - обложки издания за десятки лет.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.