Алексей УРЕНЕВ, г. Тюмень,
фото автора и Виктора ЗАВЬЯЛОВА
«Семьдесят второй» - агрегат самоценный: стильный, надежный и неприхотливый. Его возраст и отечественное происхождение не останавливают кастомайзеров - в их «больных» головах при виде М-72 бурлят чумовые идеи.
Целый год старичок - он 1955 года выпуска - пылился в гараже, ожидая своей участи. Вокруг него скопился «хлам» - баки, седла, крылья, другие детали... Сформировалась странноватая идея - совместить современные узлы (дисковые тормоза, стартер, 12-вольтное оборудование) со старым-добрым нижнеклапанным движком и вписать во все это бак и седло от Harley-Davidson WLA 42. Почему нет - «американец» тоже древний и легендарный...
Только на собственные силы полагаться не стал - большую часть работ доверил профессионалам. Виктор Завьялов, в прошлом конструктор ирбитских мотоциклов, а сейчас известный кастомайзер, загорелся моей идеей. Для начала разрезали и на 15 см удлинили раму. Переднюю ее часть подогнали под форму и нешуточные размеры «валуевского» бака. Изменили угол наклона рулевой колонки. Задние же «свечки» оставили такими, как были. Хотя их амортизаторы и устарели, но как не сохранить «первоисточник» - уж очень они стильные. И потом, у кастомайзеров до сих пор в почете именно «свечные» рамы.
Отхромированы все видимые рычажки и тяги.
Переднюю вилку собрали из «ураловских» деталей. Ее подвижные части взяли от «Вояжа» - на них есть крепления для суппорта дискового тормоза. А вот кожухи полностью самодельные. Крылья тоже из «ураловских», но это интерпретация темы. С обоими пришлось попотеть - ведь «заточены» под 19-дюймовые колеса, тогда как диаметр новых - всего 16. Чтобы крылья «съежились», сделали надрезы по всему их периметру, а потом сварили.
Двигатель перебрали, но не стали вносить никаких новшеств. Зачем менять то, что проверено годами? Если уж мотор дотянул до сих пор и почти не износился, значит, ему предстоит еще долгая жизнь. На впуск установили чешские карбюраторы Jikov с диффузорами диаметром 26 мм, а также воздушный фильтр конструкции нынешних ирбитских умельцев. Все шестерни и валы КП заменили теми, что в коробке «Урала-Волк». Приварили к ее корпусу кронштейн для крепления электростартера. Рама стала длиннее - пришлось удлинить и кардан. Глушитель изготовили из труб небольшого диаметра. Они не пустые - внутри компактные глушащие сетки. Звук получился шикарный: глубокий бас, но громкостью он не разрушает барабанные перепонки.
После установки 12-вольтового «ураловского» генератора пришлось заменить все те лампочки и реле, что работают от напряжения в 6 вольт. Вместо старого прерывателя с ручным изменением угла опережения зажигания установили чуть более современный, опять же «ураловский».
Передняя вилка собрана из деталей разных ирбитских мотоциклов.
На переднем колесе дисковый тормоз Brembo с армированным шлангом. На заднем остался штатный, но с «доведенным до ума» барабаном. Оставить его без изменений нельзя: тот, что был на «старичке», норовил завершить торможение уже позже препятствия. Эта беда - следствие низкого качества изготовления: форма поверхности, о которую трутся колодки, далека от цилиндрической, вот и цепляются фрикционные накладки за барабан лишь кое-как. После доводки барабана тормоза заработали как надо.
Руль согнули в стиле «Харлеев» 50-х годов - с ним мотоцикл выглядит интереснее. Фару, задний фонарь, сигнал и поворотники позаимствовали у ЗИЛа-157. Эти стильные штучки не зря любимы российскими кастомайзерами - они придали аппарату особый шарм. И увенчал композицию механизм ручного переключения передач с длинным рычагом - вещь стильная и отнюдь не бесполезная: этот узел избавляет водителя от обычного «развлечения» владельцев «Уралов» на светофоре - мучительного поиска «нейтрали». Теперь все делается одним взмахом руки... Седло - точная копия того, что на W1A 42 - его повторили до мелочей и обшили добротной кожей.
Имя мотоциклу - Old Friend, «Старый друг». А другу, как бы стар он ни был, не дело пылиться в гараже. Старина со мной на всех байкерских тусовках.
Стоп-сигнал и «поворотники» от ЗИЛ-157 будто специально созданы для кастомайзинга.
Общие данные: длина - 2320 мм, ширина 1040 мм, высота по седлу - 700 мм, дорожный просвет - 120 мм, объем бензобака - 17,5 л. Двигатель - М-72, 1955 г.в., рабочий объем - 750 см3, диаметр/ход - 78 х 78 мм, мощность - 22 л.с., переделан маховик для работы со стартером, прерыватель - от «Урала», карбюраторы - Jikov, воздушный фильтр и глушители - от КБМТС, г. Ирбит. Трансмиссия: механизм сцепления - штатный, КПП - все валы и шестерни заменены на «волковские», к корпусу приварено крепление для стартера, изготовлен ручной привод переключения передач, карданный вал - удлиненный, главная передача - «девятка». Ходовая часть: рама - удлинена на 150 мм и доработана, изменен угол наклона рулевой колонки, передняя вилка - из деталей штатной и «Урала-Вояж», траверсы - от КБМТС, задняя подвеска - доработанные и облагороженные «свечки» М-72. Навесное оборудование: бак, бардачки, приборная панель - доработанные детали от H-D WLA 42, седло - самодельное, копия H-D WLA 42, пружины - от «Бурана», руль, подножки, ручки руля, задний багажник и др. - от КБМТС. Тормоза: передний - дисковый Brembo от «Урала-Вояж», с армированным шлангом, задний - штатный, с «доведенным до ума» барабаном. Шины: передняя и задняя - «волковские» Mitas 130/90-16". Электрооборудование: 12-вольтовый генератор «Урал», стартер - от «Оки», фара, указатели поворотов, стоп-сигнал, звуковой сигнал - от ЗИЛ-157, доработанные и отхромированные.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.