Виктор ВОЛЫНСКИЙ,
фото автора
«Двухколесный» сезон завершен - на чем ездить зимой? А что тут думать - начинается снегоходный!
В языке эскимосов две тысячи определений состояния снега. Надо думать, неспроста: в компетенции обитателей белых пустынь по части знания особенностей предмета сомневаться не приходится. Доверяют им и крупнейшие производители снегоходов: в их модельных линейках по 30-40 разновидностей.
Может, на взгляд жителей северных просторов и маловато, и есть над чем работать, однако и нынешнее разнообразие ассортимента вводит в замешательство покупателя. И зачастую он становится заложником продавцов-консультантов (часть из них - не эскимосы). А те, перебирая варианты, вольно или невольно могут предложить «не ту» модель.
И куда податься за советом? В сторону специализированной прессы, незаинтересованного источника информации. Многие производители, отдадим им должное, роль СМИ понимают правильно и предоставляют возможность оценить результаты своих трудов. Но важно сравнивать их с результатами других. В чью-то умную голову пришла гениальная мысль собирать в одном месте журналистов, чтобы дать им возможность все, что сотворено изготовителями за отчетный период, посмотреть, пощупать, покататься, задать вопросы - в конце концов, сопоставить достоинства техники и вывести суждения о ней. Наш «респект и уважуха» тем, кто придумал Snow Shoot - фестиваль снегоходов. Последний провели в сказочном месте - Национальном парке Rocky Mountain, штат Колорадо, США. Природные условия: высота - от 2500 метров над уровнем моря, снег здесь лежит долго и его много - специально подготовленные трассы и целина с «глубиной покрытия» метра полтора, горные склоны разной крутизны, негустой лес - по нему так здорово «чертить зигзаги»!
Техники опробовали много и «в живую», так что информация - из первых рук. Однако при всем стремлении быть объективным рассматривать все нижеизложенное как суждения универсальные не стоит: я, например, быстрее 150 км/ч на снегоходе ехать не могу - страшно мне, понимаете ли. Мои выводы, скорее, для «средней руки», то есть, самой массовой группы пользователей.
Прежде, чем перейти к новинкам, несколько слов об общих для всех тенденциях. Маркетологи направляют творческую мысль своих конструкторов на повышение уровней экономичности, экологичности, энерговооруженности, управляемости, комфорта для пилотов. Однако все складывается так, что каждый производитель, в силу специфических для него обстоятельств на рынке, по своему расставляет приоритеты. Так что общих тенденций сегодня нет. Что, может, и хорошо: снегоходы достаточно отчетливо своеобразны - и проще выбрать «под себя».
Главной новинкой сезона надо считать появление 177-сильного двухцилиндрового турбированного че-тырехтактника. Радикально решена задача энерговооруженности. «Вживлением» механической турбины в уже зарекомендовавший себя Z1 (1056 см3) удалось добавить движку аж 54 «лошадки». Более мощных моторов пока никто на снегоходы не устанавливает. Поначалу его получат туристические модели - TZ1 Turbo LXR и TZ1 Turbo LXR Limited, а также «экстремальная» F-серия - Zl Turbo и Zl Turbo Limited. Если мотив установки мотора такой мощности на F-серию еще понять можно (на то она и «экстремальная»), то появление его на «туристе» воспринимается как странность. Скажу так: Zl Turbo ориентирован на тех, кто уверен, что совладает с брутальной мощью и диким подхватом. На этом снегоходе пилоту придется работать - работать без прохладцы, по-настоящему, и руками, и корпусом. Я не из числа пахарей - мне на ходу поглазеть бы по сторонам. Но что получил, когда пересел на TZ1 Turbo LXR? Малейшее неосторожное обращение с огнем, то есть газом - и по сторонам уже не посмотришь. Нет, я не против запаса мощности на туристическом снегоходе, но пусть он будет с несколько иными характеристиками - плавнее, мягче.
Z1 Turbo
Чтобы улучшить условия комфорта, компания разработала Vertical Speed Bar System (VSB) - вертикальную регулировку руля с 12 фиксированными положениями. Постепенно такими рулями начнут оснащать все снегоходы, начиная с самых дорогих. Отмечу как достоинства модели новую систему реверса, которая появится на двигателях объемом 800 и 1000 см3, и две гусеницы: Power Claw и Cobra. Средства доработки подвесок, варианты раскраски -в ассортименте.
TZ1 Turbo LXR
Канадская компания силами своего специализированного моторостроительного подразделения Rotax успешно внедряет в снегоходы четырехтактные двигатели. Но и не пренебрегает достоинствами двухтактных. В новом сезоне для потребителей подготовлены Rotax 4-tec 1200 (130 л.с.) и Rotax 600 Н.О. Е-Тес.
Если с первым все понятно по его названию, то о втором расскажу подробнее. Двухцилиндровый двухтактник оснащен передовой системой впрыска топлива с электронным управлением.
Австрийским инженерам удалось не только снять с 593 см3115 л. с, но и изрядно умерить его «аппетит» к горючему: производитель обещает расход около 12 л/100 км! Трудно себе представить... По разным источникам, этот мотор получат несколько моделей кроссово-экстремальной серии MXZ, горные Sammit'ы, спортивный GSX и туристический GTX LE. Четырехтактник тоже собираются применять достаточно широко, но он пока не попадет на горные модели. Видимо, в силу его некоторой «задумчивости» - «природной» особенности четырех тактов.
На этих узкоспециализированных снегоходах задержка реакции на «команды» пилота не приемлема. Итак, план: четыре модели MXZ-серии, одна GSX и одна туристическая - GTX SE. На «туристе» довелось покататься. Ну, что сказать? Роскошный аппарат! «Хайтековский» угловатый дизайн, конечно, на любителя, зато едет прекрасно! Управление, забота о водителе и пассажире, дополнительное оборудование - высший класс! На фоне борьбы за экономичность и экологичность новые разработки в области комфорта не кажутся столь же значимыми. Хотя... Например, новый электромеханический привод включения заднего хода - вроде пустячок, а практично. Он и удобен (кнопочка - не рычаг), и сам узел легче. Или другое - новая задняя подвеска. Прочувствовать всю ее прелесть можно только собственной спиной. Разница по сравнению со старой существенная - я сравнивал.
GTX SE
Вы можете почитать другие статьи про снегоходы
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.