Работа на земле сегодня так же тяжела физически, как и много веков назад. Однако теперь большую ее часть можно переложить на плечи мощной техники. В том числе на один из самых полезных и многофункциональных помощников современного земледельца - культиватор.
Основное предназначение культиваторов - сплошная предпосевная обработка почвы. Под этим понимают рыхление поверхностного слоя грунта без переворачивания. Подобная безотвальная обработка сохраняет значительную часть микроорганизмов, определяющих плодородие почвы. Кроме того, культиваторы уничтожают сорняки, выравнивают рельеф ноли, взрыхляют грунтовую корку в довсходовый период, разрушают глыбы после тракторной вспашки и т.п. Их также можно использовать для обработки междурядий и приствольных полос в молодых и плодоносящих садах. Благодаря своим возможностям культиваторы стали незаменимыми помощниками при выполнении сельскохозяйственных работ на частных огородах, приусадебных участках или дачах не только для садоводов-любителей, но и для профессиональных садовников и озеленителей.
Для обработки почвы предназначены специальные вращающиеся детали - ротационные фрезы. Они осуществляют рыхление и измельчение почвы, уничтожение сорной растительности. Кроме того, ротационные фрезы обеспечивают равномерное перемешивание вносимых органических или минеральных удобрений с почвой по всей глубине обработки.
Культиваторы оснащаются бензиновыми (мотокультиваторы) или электрическими двигателями. Иногда происходит путаница терминов «мотокультиватор» и «мотоблок». На самом деле мотокультиватор - это разновидность мотоблока. Собственно мотоблок отличается тем, что все без исключения операции он выполняет, перемещаясь на колесах, стационарно установленных на силовом валу. Вал фрезерного культиватора приводится во вращение от вала отбора мощности мотоблока. Таким образом, культиватор представляет собой отдельный агрегат, располагающийся консольно по отношению к мотоблоку (поэтому мотоблоки иногда называют «консольными»).
В отличие от консольных мотоблоков мотокультиваторы называют «осевыми мотоблоками», так как фрезы крепятся непосредственно на силовом валу (вместо колес).
Сверхлегкие мотокультиваторы оснащают двигателями мощностью до 1,5 л.с., весят они до 15 кг (некоторые производители относят к этому классу модели массой до 20 кг и мощностью до 3 л.с). Такие культиваторы взрыхляют почву на глубину не более 8 см и поэтому хорошо подходят для цветников, клумб и небольших садовых участков. Они имеют ширину захвата 20-30 см, что делает эти мотокультиваторы очень мобильными: с их помощью можно выполнять рыхление и прополку в узких междурядьях в труднодоступных местах. На сверхлегкие мотокультиваторы ставят либо двухтактные двигатели, работающие на смеси бензина и масла, либо легкие четырехтактные, использующие чистый бензин. Четырехтактный двигатель имеет ряд преимуществ: меньше расходует топлива, меньше шумит, вибрации у него существенно ниже. Сверхлегкие модели, оборудованные съемными ручками, можно перевозить в рюкзаке на любом общественном транспорте или в багажнике легкового автомобиля.
Легкие мотокультиваторы весят до 40 кг, на них стоят двигатели мощностью от 2,5 до 4,5 л.с. Они способны взрыхлять почву на глубину 15-18см. Ширина захвата у таких мотокультиваторов - 40-50 см, поэтому производительность в 1,5-2 раза выше, чем у суперлегких моделей. Легкие культиваторы, укомплектованные небольшим окучником, могут вполне эффективно использоваться для нарезки борозд под посадку различных культур.
Вместе с тем небольшой вес моделей легкого класса приводит к нежелательному эффекту: они “прыгают» при вхождении в грунт.
Средние мотокультиваторы оснащают двигателем мощностью 4-6 л.с, весят они 45-60 кг. Благодаря большему весу такие культиваторы устойчивее легких, поэтому работать с ними удобнее. У средних культиваторов не только шире захват фрез (40-85 см), но и сами фрезы большего диаметра. Соответственно больше и глубина обработки - 25-28 см. В то же время преимущество широкого захвата становится недостатком при работе в стесненных условиях небольших участков и в узких междурядьях.
На средние мотокультиваторы устанавливают четырехтактные двигатели. Для удобства маневрирования на небольших участках кроме передачи вперед они могут иметь еще и заднюю передачу. Мотокультиваторы среднего класса способны работать не только с окучником, но и с небольшим плутом. В этом случае для обеспечения нужного тягового усилия на вал редуктора вместо фрез устанавливаются металлические колеса с грунтозацепами.
Тяжелые мотокультиваторы весят более 60 кг и оборудованы двигателями мощностью от 6 л.с. На них можно навешивать тяжелые агрегаты: оборотный плуг, пропашной культиватор и т.п. Кроме того, тяжелые культиваторы можно использовать для буксировки тележки с грузом до 300 кг. Тяжелые культиваторы оснащаются четырехтактными двигателями и имеют коробку передач, позволяющую существенно расширить диапазон их применения.
Мотокультиваторы этого класса могут обрабатывать не только дачные участки, но и сельские огороды. Несмотря на большой вес, работать с ними легче всего, так как веса им хватает, чтобы самим, без помощи оператора и пробуксовки, тянуть плуг, копалку, прицеп и др. Тяжелые мотокультиваторы не только имеют самый широкий набор насадок, но и наиболее эффективно их используют. Например, окучник нарезает борозды быстрее, а плуг пашет шире и глубже.
У этот класса мотокультиваторов есть еще одна особенность: к ним относятся не только любительские, но и профессиональные многофункциональные модели, предназначенные для специалистов фермерских хозяйств, фирм но созданию ландшафтов, обустройству и уходу за парками, скверами, газонами для работников коммунальных служб. У таких мотокультиваторов двигатели имеют наименьшие вибрации и рассчитаны на длительную беспрерывную работу. А дополнительное оснащение профессиональных мотокультиваторов специальными виброгасящими элементами дает возможность оператору работать продолжительно и комфортно.
Все культиваторы делятся на три типа: любительские, полупрофессиональные и профессиональные. Это выражается в конструкции сцепления и трансмиссии.
Основной инструмент культиватора - ротационные фрезы с помощью которых крутящий момент двигателя передается на рабочие органы культиватора. От их надежности зависит долговечность агрегата.
Самые дешевые по исполнению - любительские культиваторы. Они предназначены для выполнения кратковременных работ на приусадебном участке. В качестве сцепления обычно применяют натяжной ролик, трансмиссия - ременная либо цепная передача.
Полупрофессиональные модели стоят дороже. Как правило, они оснащаются муфтой сцепления или пневмонатяжным роликом и зубчатой либо цепной передачей. Такие модели имеют больший ресурс и предназначены для выполнения более длительных работ.
Профессиональные культиваторы предназначены для долговременного профессионального использования. Это наиболее совершенные, надежные и дорогие агрегаты. Трансмиссия у профессиональных моделей устанавливается только зубчатая или червячная. Сцепление осуществляется только муфтой. Заметим, что червячные редукторы хорошо зарекомендовали себя, но из-за большого передаточного отношения они не имеют обратного хода на нейтральной передаче (если тянуть мотокультиватор на себя, фреза не будет проворачиваться, а вытаскивать его из труднодоступного места не каждому под силу, к тому же на грунте останется след - канава).
Мотоблоки и мотокультиваторы различных фирм производителей и
запчасти к ним вы можете подобрать и
купить у нас.
Читать другие статьи по теме Садовая техника
Источник материала : журнал “Майстер”
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.