Двигатели внутреннего сгорания делают привод почти автономным и никак не привязанным к электрической сети. Даже аккумулятор требует зарядки от электрической сети, а бензиновый двигатель требует только топлива и смазки.
Среди двигателей внутреннего сгорания, используемых в качестве привода для садовых инструментов, есть двигатели двухтактные и четырехтактные.
Двухтактные двигатели проще по конструкции и обслуживанию, обладают высокой удельной мощностью, но они весьма неэкономичны и обладают токсичным выхлопом. Четырехтактные двигатели внутреннего сгорания тяжелее и сложнее двухтактных, более требовательны к качеству технического обслуживания. Но зато они обеспечивают более полное сгорание топлива и более чистый выхлоп, у них меньше расход масла и они обладают лучшими мощностными свойствами (более плавная характеристика). Четырехтактный двигатель экономичнее двухтактного при одинаковой мощности как минимум в полтора раза.
Двухтактные бензиновые двигатели широко используются на ручном инструменте - на цепных пилах, триммерах, газонокосилках. Четырехтактные бензиновые двигатели используются на более тяжелой технике, требующей от привода большей мощности, - на культиваторах и мотоблоках. Но есть и исключения из этих правил - на газонокосилке может быть установлен четырехтактный двигатель, а на мотоблоке - двухтактный.
В отличие от простоты электропривода на устройствах с бензоприводом появились дополнительные элементы - карбюратор (для смешивания топлива с воздухом) и трансмиссия, сочетающая плавное включение (сцепление), преобразование крутящего момента (коробка передач или редуктор) и устройства отбора мощности для использования привода с активными навесными орудиями. Многие из этих элементов так или иначе близки к аналогичным устройствам мото- и автотехники, поэтому в особых пояснениях не нуждаются. Карбюратор на многих устройствах с бензоприводом испытывает сильную вибрацию и поэтому имеет конструктивные особенности, предотвращающие образование эмульсии топлива до попадания его в жиклеры. Сцепления используются всех типов от сухого дискового до автоматического с центробежной муфтой. Коробки передач обычно объединены с главной передачей, которая тоже может быть любой - от цепи до червячного редуктора. Дифференциал иногда заменяет устройство разблокировки (отключение от привода одного из колес на время поворота) или блокировки дифференциала для предотвращения буксования.
Отбор мощности раньше довольно часто осуществляли с помощью ременной передачи, для чего снаружи устанавливали шкивы. Но такое решение не особенно удобно и далеко не безопасно, поэтому все чаще устанавливают валы отбора мощности (иногда на одном мотоблоке их несколько в разных местах), снабженные отдельными сцеплениями и редукторами.
Садовые инструменты с бензоприводом предназначены для серьезной работы с землей и обустройства садового хозяйства. Поэтому есть своя специализация среди моделей и свои универсальные садовые помощники.
Поскольку вспашка плугом для садовой техники слишком тяжела, приходится ограничиваться рыхлением почвы, что по научному называется культивацией. С этой операцией садовые машины с бензоприводом справляются успешно. А при использовании специализированного навесного оборудования мотоблок справится и с формированием грядок, и с окучиванием, и с выкапыванием картофеля, и со скашиванием сена и его уборкой, и со многими другими сельскими работами, включая перевозку грузов.
К большому сожалению, общепринятой классификации садово-огородных машин нет ни у нас, ни в плане международном, поэтому нередко происходит путаница. На практике пользуются укрупненными классами с многочисленными внутренними уточнениями и отступлениями.
В нашем обзоре мы разделили все оборудование на бензопилы, бензорезы, бензотриммеры, газонокосилки, культиваторы и мотоблоки, стараясь, большее внимание уделять моделям бытового назначения. Техническое обслуживание бензиновых двигателей ничуть не проще технического обслуживания автомобильного двигателя. Особенно хочется предостеречь от использования случайных и низкосортных марок топлива, масел и смазок.
Отечественные образцы двигателей это еще выдерживают, но для импортных моделей это гибельно и приводит к быстрому выходу двигателя из строя. Поэтому следует внимательно относиться к указаниям инструкций и пользоваться только фирменными маслами - это обойдется в итоге значительно дешевле за счет длительной безотказной работы привода. А порядок технического обслуживания и методы устранения неисправностей именно данной модели подробно изложены в фирменной инструкции, поэтому так важно, чтобы она была на русском языке.
Культивация почвы - это, строго говоря, только разрыхление поверхностного слоя, но принято включать в это понятие все работы, кроме вспашки, т. е. рыхление, окучивание (взрыхление междурядий), нарезание грядок, выкапывание картошки. Поэтому культиваторы или мотокультиваторы - машины сравнительно небольшой мощности, но с увеличением мощности и расширением возможностей они вплотную приближаются к мотоблокам. Мотоблок отличается от мотокультиватора большей мощностью и комплектом разнообразных сменных навесных приспособлений для выполнения различных хозяйственных работ.
Для работы в стесненных условиях парников выпускаются облегченные модели культиваторов, получившие название мини-культиваторов, - они легче, меньше по габаритам и иногда вместо бензинового двигателя оснащены электроприводом.
Основным рабочим инструментом культиватора является почвофреза - система серповидных ножей, укрепленных на оси и вращающихся погруженными в почву. Именно так происходит рыхление верхнего слоя почвы - основная функция культиватора. Кроме этого, культиватор может быть снабжен плугом-окучником и другими навесными орудиями, вплоть до косилки и плуга настоящего. Для привода культиваторов используются в основном 4-тактные бензиновые двигатели внутреннего сгорания, но есть модели с 2-тактными двигателями. По традиции, идущей от массовых моделей инструментов с электро- и бензоириводом, модели культиваторов разделяют на бытовые и профессиональные, причем тяжелые (профессиональные) мотокультиваторы и легкие мотоблоки иногда неразличимы. В таблице 1 приведены характеристики некоторых моделей бытовых мотокультиваторов.
Модульная конструкция мотокультиватора имеет серьезные преимущества в том случае, если агрегат используется для выполнения различных видов работ. В комплекте модульного мотокультиватора обычно кроме почвофрез есть плуг-отвал и плуг-окучник, роторная газонокосилка, измельчитель садового мусора, насос и сцепное устройство для прицепа. Мощность мотокультиватора такова, что им можно возделывать целину (с металлическими колесами) и возить грузы на тележке (с резиновыми колесами). При этом видоизменение культиватора может производиться различным путем - как путем навешивания сменных навесных орудий, так и путем перестановки двигателя.
Отечественный мотокультиватор «Тарпан» тоже может таскать тележку с сиденьем для водителя и использоваться с различными навесными орудиями, в том числе с плугом. Самые простые и легкие мини-культиваторы оснащают 2-тактными двигателями, у них одна скорость вперед (и иногда одна -назад) и минимум навесных орудий. У мини-культиваторов обычно нет ведущих колес, а движение обеспечивается за счет сцепления фрез с почвой.
Модель | Л.с/ кВт | Ширина обработки, мм | Глубина обработки, мм |
Крот МК-1А-02 * | 2,6/1,9 | До 250 | 350-600 |
Eurosystems La Zappa | 3,5/2,6 | 250 | 360 |
Iskra Agita ВС 3,5 | 3,5/2,6 | До 300 | 500-650 |
Iskra Agita DC 5,0 R | 5,0/3,7 | До 300 | 500-650 |
Einhell Royal BMH 400 | 4,0/3,0 | 200 | 300-540 |
MTD T/380 | 5,0/3,7 | До 200 | 330-610 |
MTD T/035 | 3,5/2,6 | До 200 | 330-460 |
MTD T/240 ** | 5,0/3,7 | 310 | 550-770 |
Тарпан МК-3 ** | 4,5/3,3 | 150 | 800 |
Husqvarna T-55R | 5,5/4,1 | 280 | 630 |
Крот МК-ЗВ | 2,7/2,0 | 200 | 340-650 |
Агро-Тек | 5,0/3,7 | 200 | 300-600 |
КФ-04 «Фортуна»/ «Аккорд» | 6,0/4,2 | 220 | 600 |
Pubert 5,0 HRP | 5,0/3,7 | 320 | 300-900 |
Pubert PFT 3540 В | 3,5/2,6 | 260 | 400 |
Pubert Primo 5,5 BSRP 90 | 5,5/4,0 | 320 | 300, 600, 900 |
Partner PFT 5054 | 5,5/4,0 | 310 | 540 |
Texas Mini-Tex 202 X | 1,5/1,0 | 150 | 150-260 |
Honda F 210 DE | 2,4/1,77 | 220 | 520 |
Stafor PS 045 H | 4,5/3,3 | 260 | 360-500 |
Craftsman 29248 | 5,5/4,0 | 250 | 300, 460 |
Little Wonder Mantis 7222 * | 1,7/1,22 | 250 | 150-250 |
Murray 11052X50 * | 1,8/1,4 | 150 | 300 |
MTDT120 * | 2,0/1,48 | 200 | 120-240 |
Примечания:
* - модели с двухтактным двигателем,
** - мотокультиватор модульного типа.
Двигатели многих мотокультиваторов обладают достаточно большой мощностью, но шкивы для отбора мощности встречаются довольно редко. У более мощных мотокультиваторов обязательно есть транспортное колесо, регулируемая по высоте рулевая колонка, которая может складываться для удобства транспортировки культиватора в багажнике легкового автомобиля. Иногда транспортных колес бывает несколько, что делает работу с культиватором более удобной.
Тяжелые мотокультиваторы могут справиться и с тяжелым грунтом, а для некоторых моделей культиваторов из Германии подходят навесные орудия от культиваторов отечественных. Среди культиваторов с приводом появились и модели с электроприводом, но, как правило, это культиваторы небольшие. В таблице 2 приведены данные о некоторых моделях культиваторов с электроприводом.
Среди упомянутых в таблице 2 конструкций особенно выделяются модели мини-культиваторов марки «Gardena» - вес этих моделей составляет 6,5 и 8 кг, и они не предназначены для обработки больших участков. Модели имеют очень узкую специализацию - рыхление уже обработанной почвы и внесение удобрений - и не предназначены для использования с другими навесными орудиями. Управление этими мини-культиваторами весьма просто - электродвигатель включается нажатием кнопки после отключения блокировки, а заглубление фрезы осуществляется за счет веса культиватора. Упрощает управление и направление вращения фрез - они вращаются по направлению движения.
Самая тяжелая модель среди культиваторов с электроприводом отечественная «Надежда» (45 кг) производства Калужского завода телеграфной аппаратуры. Модель культиватора очень проста и дополнительно комплектуется окучником, и хотя культиватор вряд ли сможет стать надежным помощником на садовом участке, но в парнике или в теплице «Надежда» вполне оправдает надежды садовода.
Мотоблок отличается от мотокультиватора еще и тем, что он может тянуть прицеп и выполнять работы, не связанные с обработкой почвы. На самом деле разница между мотокультиватором и мотоблоком весьма условна, так как многие мотоблоки на проверку являются тяжелыми и мощными культиваторами, оборудованными сцепными устройствами, с дополнительными функциями по перевозке грузов и выполнению других тяжелых работ (нередко в характеристиках мотоблоков даже указывают глубину вспашки). Мотоблоки разделяют на легкие, средние и тяжелые. В группу легких попали машины весом до 70 кг и с мощностью двигателя до 5 л.с. Нередко такие мотоблоки являются просто мотокультиваторами. Машины весом до 100 кг с мощностью двигателя до 8 л.с. считаются мотоблоками среднего класса, а в группу тяжелых машин попадают машины с весом более 100 кг и с мощностью более 8 л.с.
Модель | Л.с/ кВт | Глубина обр., мм | Ширина обр., мм |
Gardena EH 600/20 | 0,8/0,6 | 180 | 200 |
Gardena EH 600/36 | 0,8/0,6 | 180 | 360 |
Eurosystems La Zappa | 1,8/1,3 | 200 | 360 |
Надежда | 1,5/1,1 | 250 | 350-650 |
Такое разделение весьма условно, а границы групп - тем более. Более надежную классификацию можно получить, если учитывать конструктивные особенности мотоблоков. У легких и средних машин обычно нет коробки передач, а редуктор позволяет получать две передние и одну заднюю скорость (хотя мощность двигателя может доходить до 8 л.с). Мотоблоки легкого и среднего классов редко имеют устройства для отбора мощности. У тяжелых машин трансмиссия имеет полноценную коробку передач и устройства для отбора мощности для самых разнообразных навесных орудий вплоть до шнеков для уборки снега или приспособлений для распиловки дров. Некоторые модели кроме полноценной коробки передач снабжаются реверсом, и тогда количество передач вперед (а их может быть четыре) и количество передач назад одинаково.
В комплект поставки мотоблоков могут входить сменные колеса для работы в различных условиях - металлические с грунтозацепами, резиновые литые и резиновые пневматические, а также утяжелители для колес, так как работа с плугом требует большей вертикальной нагрузки. Вес таких утяжелителей иногда доходит до 25 кг (на каждое колесо).
В комплект мотоблока чаще всего входит следующий набор орудий -почвофрезы и фрезы для установки вместо колес, плуги-окучники и плуги отвальные (иногда даже с предплужником), бороны, картофелекопатели, косилки. Дополнительно могут быть приложены циркулярная пила, отвал, роторный плуг для рытья траншей, шнек-снегоуборщик, щетки для уборки, скребок, распылитель, измельчитель ветвей, насос и другое навесное оборудование. Прицепы входят в комплект поставки далеко не всегда, но у всех мотоблоков есть сцепное устройство для соединения с прицепом (или с другим прицепным устройством).
Валы отбора мощности на большинстве моделей выполнены независимо от трансмиссии и снабжены своими редукторами и сцеплениями, а дифференциалы выполняются блокирующимися или используется раздельное торможение ведущих колес (при развороте или буксовании).
Модель | N, кВт/л.с. | Глубина обр., | Ширина захвата, см | Грузоподъемность, кг | Скорость, |
мм | км/час | ||||
Салют 5-Д | 3,8/5,5 | 220 | 350-930 | 500 | 8 |
Салют 5 B&S-1 | 4,1/6,0 | 220 | 350-930 | 500 | 12 |
ОкаМБ-1-Д | 3,7/5,0 | 300 | 350-980 | 350 | 12 |
Каскад МБ 6889 | 4,4/6,0 | 300 | 350-980 | 350 | 12 |
Нева МБ-2-К | 4,6/6,2 | 200 | 350-980 | 350 | 12 |
S.E.P. Super Smart * | 3,5/4,7 | 320 | 400-500 | н. д. | 12 |
S.E.P. Super Smart | 3,7/5,0 | 320 | 400-500 | н. д. | 12 |
Honda F 560 GE | 4,0/5,5 | 250 | 280-720 | 500 | н. д. |
Модель | N, кВт/л.c. | Глубина обр., мм | Ширина захвата, см | Грузоподъемность, кг | Скорость, км/час |
Мул МБ-90 | 3,7/5,0 | 200 | 700 | 500 | 8 |
Agria 5900 Bison | 9,6/13,3 | 350 | 1500 | н. д. | 7 |
МТ3 08 | 5,8/8,0 | 200 | 450-700 | н. д. | и. д. |
МТ3 012 | 8,1/11,0 | 200 | 450-700 | н. д. | н. д. |
BCS 730 | 6,7/9,4 | 300 | 520-560 | и. д. | н. д. |
BCS 720 | 4,0/5,4 | 300 | 520-560 | н. д. | н. д. |
BCS 650 | 6,0/8,0 | 300 | 660-800 | и. д. | н. д. |
S.E.P. 1000 * | 5,0/6,8 | 360 | 600 | и. д. | 10 |
S.E.P. 1000 | 6,6/9,0 | 360 | 600 | и. д. | 10 |
Honda F 810 DE | 6,0/8,0 | 280 | 650-1050 | 750 | н. д. |
Примечание: * - дизельный двигатель.
Но наряду с шестеренчатыми дифференциалами и дисковыми сцеплениями можно встретить на недорогих моделях ременные передачи и сцепление с использованием клиновых ремней, а отбор мощности - от шкива на валу двигателя.
В таблице 3 приведены характеристики некоторых мотоблоков среднего класса, а в таблице 4 - характеристики некоторых мотоблоков тяжелого класса.
Дизельными двигателями оснащают не только указанные в таблицах модели, но и многие другие модели мотоблоков на заказ. Дизельный двигатель более экономичен по сравнению с бензиновым и более долговечен, обладает более высоким крутящим моментом и большим коэффициентом полезного действия. Мотоблок с дизельным двигателем дороже, чем с бензиновым, но это окупается большей экономичностью и большей долговечностью.
Мотоблок - это двигатель на колесах, и поэтому почти все виды работ с его помощью выполняются так же, как и с мотокультиватором, т. е. на своих ногах. Только установив прицеп или транспортную тележку с сиденьем, можно управлять мотоблоком с комфортом.
Мотоблоки могут обеспечивать обработку достаточно больших участков, но для серьезного фермерского хозяйства даже тяжелый мотоблок слабоват. Для обработки очень больших площадей используют тракторы.
Садовый триммер - инструмент для срезания травы и даже мелкого кустарника с различными режущими устройствами, действующими по принципу перерубания стеблей быстровращающейся нитью (леской), ножом (металлическим или пластиковым) или диском.
Бензотриммер отличается от электротриммера приводом, а в остальном эти триммеры очень похожи по устройству и области применения, но бензотриммеры с нижним расположением двигателя внутреннего сгорания не выпускаются.
У бензотриммера длинная штанга, на нижнем конце которой располагается режущий узел, а на верхнем - двигатель. Бензотриммер тяжелее электротриммера, и поэтому бензотриммеры снабжают наплечным ремнем. На штанге располагают рычаги управления двигателем внутреннего сгорания и сцепления.
В отличие от электротриммеров бензотриммеры выпускаются преимущественно с прямыми штангами, от которых обычно в стороны отходят две рукоятки управления. Но есть модели бензотриммеров, визуально очень напоминающие электротриммер с изогнутой штангой. Прямая штанга с жестким валом отличается меньшим уровнем механических потерь, и такие бензотриммеры с двигателями большой мощности комплектуют не только лесками, но и ножами, и дисками. Обороты шпинделя у бензотриммеров практически не отличаются от оборотов шпинделя у электротриммеров и составляют 10-13 тыс. об/мин.
Нейлоновая леска при быстром вращении распрямляется за счет центробежных сил, приобретает твердость, ударяет по стеблям и перерубает их. Толщина перерубаемого стебля зависит от толщины лески и от мощности двигателя. Из всех режущих инструментов на триммере леска самая слабая, но зато самая дешевая, и поэтому на большинство триммеров можно устанавливать режущую головку с леской. Леска может резать одной или двумя нитями, вытянутыми по радиусу, но чаще всего на триммерах с леской используются две нити.
Пластиковые ножи могут быть установлены на триммерах с мощностью двигателя более 0,6 кВт, и они легко справляются со старой засохшей травой, зарослями крапивы, полыни и лопухов. Металлические ножи используют с двигателями мощностью свыше 1 кВт, такие ножи могут справиться с кустарником и мелкими деревьями. Металлические ножи нельзя использовать на каменистой почве из-за опасности разрушения ножа или камней с разлетом осколков, а разлетающиеся с большой скоростью и с большой силой осколки могут стать причиной серьезной травмы. Количество режущих лопастей у металлических и пластиковых ножей может быть различным - 2, 3 и 4, но в любом случае нож требует тщательной динамической балансировки.
Дисковые пилы применяются с приводами мощностью свыше 1,5 кВт. Металлические диски с крупными зубьями способны пилить кустарник, мелкий подлесок и мелкие деревья с диаметром ствола до 7-12 см.
Бензотриммеры бывают бытовые и профессиональные (иногда выделяют полупрофессиональные). Как и у других видов инструментов, различие заключается в основном в мощности привода. В таблице 1 приведены характеристики некоторых бензотриммеров бытового назначения.
Бытовые модели легче профессиональных и выпускаются с прямой и с изогнутой штангами. Все бензотриммеры оборудованы антивибрационной защитой, а большинство и системой облегченного запуска «Праймер». Система «Праймер» облегчает запуск двигателя путем некоторого обогащения смеси при пуске за счет прямого впрыска дополнительного количества топлива в цилиндр.
Модель | N, | Объем | Режущий узел |
кВт/л.с. | цилиндра, куб. см | ||
Oleo-Mac Sparta 26 | 1,0/1,4 | 26,9 | Леска 2 мм, возможны ножи - металл и пластик |
Partner Colibri | 0,37/0,5 | 18 | Леска 1,5 мм |
Jonsered LT21LD | 0,4/0,5 | 21,2 | Леска 2 мм |
Jonsered 25 L | 0,5/0,7 | 24 | Леска 2 мм |
Efco 8250 | 0,8/1,0 | 24 | Леска |
Husqvarna 322L | 0,7/1,0 | 21,7 | Леска 2-2,4 мм |
Ryobi 790r | 1,0/1,4 | 31 | Леска 1,6 мм |
Некоторые модели бытовых бензотриммеров допускают установку не только лески, но и ножей, но этим увлекаться не следует. Для стрижки обычной травы лучше использовать леску - у режущей головки с леской больше ширина захвата и леска не нанесет вреда дереву или стене здания при случайном контакте. Только для растений с толстыми стеблями устанавливают пластиковые ножи, которые можно использовать даже на каменистой почве - попадание камней под нож может вызвать поломку ножа, но опасного разлета осколков не будет. А металлические ножи лучше использовать для срезания особо мощных зарослей. При этом не следует резать их сразу под корень - срезание в два приема не только облегчает работу двигателю, но и может уберечь от встречи с камнем. Для бытовых бензотриммеров с двигателем мощностью 1 кВт и более выпускают сменные насадки для срезания сучьев, кустов, для культивации и прополки и даже для уборки снега, но такие сменные насадки более характерны для бензотриммеров профессиональных. Так как рабочие обороты большинства насадок меньше оборотов режущих головок, то в состав насадок входят соответствующие понижающие редукторы. Данные о некоторых моделях профессиональных бензотриммеров приведены в таблице 2.
Модель | N, кВт/л.с. | Объем | Режущий узел |
цилиндра, куб. см | |||
Husqvarna 227R | 1,0/1,4 | 26,9 | Леска 3,4 мм, возможны ножи |
Husqvarna 325Rx | 0,9/1,2 | 24,5 | Металлические и пластиковые ножи, леска |
Efco 8530 | 2,1/2,8 | 52,5 | Леска 3,4 мм, ножи |
Homelite BC900 | 0,8/1,0 | 25 | Леска 2 мм, ножи |
McCulloch Elite3000 | 1,1/1,5 | 30 | Любой тип |
McCulloch Elite4700 | 1,5/2,0 | 40 | Любой тип |
Oleo-Mac 740 | 1,3/1,8 | 37,7 | Металлические и пластиковые ножи, леска |
Oleo-Mac 755 Vaster | 2,3/2,8 | 52,5 | Металлические и пластиковые ножи, леска |
Среди профессиональных бензотриммеров почти все модели универсальны и могут косить любыми режущими головками. Все виды режущего инструмента - леску, пластиковые и металлические ножи и диски можно устанавливать на модели с мощностью привода свыше 1 кВт, хотя далеко не все такие модели на это реально рассчитаны и не все комплектуются такими головками. Но если модель допускает установку диска, то таким бензотриммером можно спокойно расчищать участок под застройку или проводить прореживание.
Но при всех своих преимуществах тримммерами весьма трудно подстричь газон, и для этого существуют газонокосилки.
Бензорезы очень похожи на бензопилу с диском вместо цепи. Но с фугой стороны бензорез напоминает дисковую пилу, поскольку рабочим органом является пильный диск. Но в отличие и от бензопиты, и от дисковой пилы, бензорез режет диском большого диаметра специальной секторной заточкой, усилие на который от двигатетя передается ременной передачей.
Бензорез - инструмент спасательных подразделений и позволяет проникать под завалы при пожарах и других происшествиях, связанных с разрушением зданий и сооружений, извлекать пострадавших из деформированных кузовов автомобилей и железнодорожных вагонов и разрезать различные металлические и неметаллические препятствия. Возможность резать железобетон, кирпич, металлы, природный и искусственный камень и асфальт обусловили широкое применение бензорезов при строительных и ремонтных работах, как у профессионалов, так и у непрофессионалов, несмотря на то, что бензорезы выпускаются только как профессиональный инструмент. Бензорезы различных фирм довольно похожи внешне, хотя и отличаются некоторыми особенностями конструкции. Но есть одно обстоятельство, роднящее все выпускаемые бензорезы и углошлифовальные машины (болгарки), - это ограничение окружной скорости используемого диска. Поэтому эта величина не только обязательно указывается на диске, но и у некоторых моделей бензорезов в конструкции имеется электронное устройство, ограничивающее максимальные обороты в зависимости от диаметра диска. На бензорезах используются диски большого диаметра - от 12 дюймов (300 мм) до 16 дюймов (400 мм), но у большинства моделей рабочим является 12-дюймовый диск. Правда, использование дисков от «чужого» бензореза далеко не всегда возможно, так как посадочный диаметр у дисков разный - 200, 220 и даже 250 мм, и некоторые фирмы выпускают даже специальные переходные вставки для установки дисков с разными диаметрами посадочных отверстий. К другим особенностям бензорезов следует отнести защиту от вибрации и от пыли.
Для защиты от вибрации используется система точечного крепления рукояток к блоку двигателя через демпфирующие проставки или, другие приемы снижения вибрации (накладки, демпфирующие материалы). Проблема защиты от вибрации карбюратора двигателя у бензорезов аналогична такой же проблеме у бензопил и решается аналогичными конструктивными приемами.
Очистка воздуха от пыли для бензорезов весьма существенна, так как при работе образуется большое количество мелкодисперсной пыли, очень опасной для двигателя. Практически все модели бензорезов снабжены трехступенчатой системой очистки воздуха от пыли с компенсацией сопротивления фильтров при образовании топливовоздушной смеси.
Характеристики некоторых моделей профессиональных бензорезов приведены в таблице 1.
К особенностям эксплуатации бензорезов следует отнести необходимость остужать диск во время работы - рекомендуется каждые 30-40 секунд давать диску поработать вхолостую около 15 секунд. Перегрев диска приводит к его короблению и еще большему перегреву за счет трения боковых поверхностей о края распила. Очень важно соблюдать прямолинейность разреза, потому что отклонение диска от линии распила приводит к повреждению режущей кромки.
Водяное орошение места распила позволяет облегчить задачу охлаждения диска и ликвидации пыли, поэтому практически все бензорезы могут работать как в режиме сухой, так и в режиме мокрой резки (чего чаще всего не могут инструменты с электроприводом).
Модель | Объем, куб. см | N, кВт/л.с. | Диаметр диска, мм | Глубина пропила, мм | n, об/мин |
Stihl TS400 | 64,1 | 3,2/4,4 | 350 | 125 | 9700 |
Homelite MP38 | 62 | 2,8/3,8 | 300, 350 | 100, 125 | 5100 |
Husqwarna 37IK | 70,7 | 3,5/4,8 | 300, 350 | 100, 125 | 5400, 5100 |
Partner K350 Active II | 71 | 3,5/4,8 | 300, 350 | 100, 125 | 5400, 5100 |
Oleo-Mac 980 TT-A | 80,6 | 4,2/5,7 | 300, 350 | 100, 125 | 5000, 4900 |
Partner K1200 Mark II | 100 | 4,4/6,0 | 300, 350, 400 | 145 | 5400 |
Некоторые бензорезы оборудованы поворачивающимся валом для диска, что позволяет, повернув вал, производить распилы на расстоянии 20 мм друг от друга или от преграды. К дополнительным устройствам бензорезов можно отнести системы полуавтоматического натяжения приводного ремня, системы защиты от превышения оборотов двигателя, различные дополнительные приспособления для выполнения определенных видов работ (резки рельсов, шпал, стационарной установки инструмента и т. п.).
Бензорезы - довольно тяжелый инструмент весом не менее 9 кг, но последнее время бензорезы все чаще используются в индивидуальном домостроении.
Бензопилы - это цепные пилы с приводом от двухтактного двигателя внутреннего сгорания. С одной стороны, бензопилы сохраняют все особенности цепных пил, а с другой стороны, обладают всеми особенностями инструментов с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Цепные пилы с бензиновым двигателем конструктивно довольно близки к цепным пилам с электроприводом - пильная гарнитура с шиной, звездочки, цепь. Но поскольку привод осуществляется от двигателя внутреннего сгорания, то в конструкции появляется карбюратор, сцепление и даже коробка передач, сближающие бензопилу с мотоциклом.
Модель | N, | Длина шины, | Цепь, дюймы | Объем цилиндра, куб. см |
кВт/л. с. | см | |||
Partner P351 | 1,3/1,8 | 36 | 03.авг | 34 |
Partner P391 | 1,7/2,3 | 36 | 03.авг | 39 |
Partner P411 CCS | 2,0/2,7 | 33, 38, 46 | 0,325" | 40,2 |
Partner P543CCS | 2,4/2,7 | 33, 38, 46 | 0,325" | 53,2 |
Dolmar PD-340 | 1,4/1,9 | 35 | 03.авг | 33 |
Husqvarna 136 | 1,6/2,2 | 33-38 | 0,325" | 36,3 |
Husqvarna 141 | 1,8/2,6 | 33-38 | 0,325" | 40,2 |
McCulloch Mac 538 | 1,57/2,0 | 35-40 | 03.авг | 40 |
McCulloch California 2000 | 1,7/2,3 | 45 | 03.авг | 40 |
Stihl 018 | 1,4/1,9 | 30 | 03.авг | 31,8 |
Stihl 025 | 2,2/3,0 | 30-35 | 03.авг | 45,4 |
Efco 136 | 1,6/2,1 | 30,35,41 | 03.авг | 35,2 |
Jonsered 2035 Turbo | 1,4/1,9 | 35-40 | 03.авг | 36,3 |
Отечественные потребители хорошо знакомы с бензопилой «Дружба», долгое время остававшейся, пожалуй, единственной цепной пилой с бензоприводом, доступной нашему потребителю, так как импортные бензо- и электропилы появились на нашем рынке сравнительно недавно.
У бензопилы, как и у электрической цепной пилы, различают четыре области применения: лесозаготовки, строительные работы, столярно-плотницкие работы и собственно работы в саду. Соответственно выполняемым задачам выпускаются бензопилы профессиональные, полупрофессиональные и бытовые. Отличие между этими классами в мощности и длительности непрерывной работы пилы.
Бытовая бензопила рассчитана на непродолжительную непрерывную работу, да и не особенно часто, поэтому она проста и сравнительно дешева. Полупрофессиональные модели можно использовать на всех видах работ, в том числе и на лесозаготовках, но они не рассчитаны на круглогодичное использование по 8-10 часов каждый день. А профессиональная модель кроме высокой мощности обладает высоким ресурсом и предназначена для каждодневного круглогодичного использования на лесосеке в несколько смен.
Модель | N, | Длина шины, | Цепь, дюймы | Объем цилиндра, куб. см |
кВт/л. с. | см | |||
Alpina P.360 | 1,4/1,9 | 35 | 03.авг | 35 |
Alpina P.390 | 1,6/2,2 | 40 | 03.авг | 40 |
Efco 147 | 2,3/3,1 | 41-46 | 0,325" | 45 |
Efco 152 | 2,5/3,4 | 33-46 | 0,325" | 51,7 |
Ryobi PCN 3335 | 1,33/1,78 | 33-41 | 03.авг | 33 |
Ryobi PCN 4545 | 2,7/3,7 | 41-50 | V," | 45 |
Husqvarna 340 | 2,0/2,7 | 33-45 | 0,325" | 40,8 |
Husqvarna 350 | 2,3/3,1 | 33-45 | 0,325" | 49,4 |
Husqvarna 55 | 2,5/3,4 | 33-50 | 0,325" | 53,2 |
Husqvarna 268 | 3,2/4,4 | 38-60 | 03.авг | 66,7 |
Oleo-Mac 936 | 1,6/2,1 | 30, 35, 41 | 03.авг | 35,2 |
Oleo-Mac 940 | 1,7/2,3 | 30, 35, 41 | 03.авг | 39 |
Крона 202 | 1,84/2,5 | 31 | 0,325" | 42 |
Поскольку на пиле установлен двигатель внутреннего сгорания, то там есть карбюратор, глушитель, воздушный фильтр, но все эти элементы имеют свою специфику. Для карбюратора, например, очень существенна виброзащита - иначе под воздействием интенсивной вибрации жидкое топливо может превратиться в пену еще до жиклера. В таблице 1 приведены характеристики некоторых бытовых моделей цепных бензопил, в таблице 2 - характеристики полупрофессиональных моделей, а в таблице 3 - характеристики профессиональных моделей.
Если сравнить приведенные в таблицах данные, то можно отметить смешение типов пил - например, среди бытовых цепных пил есть бензопилы с мощностью двигателя более 2 кВт, а среди полупрофессиональных - модели с мощностью менее 2 кВт. Среди профессиональных цепных бензопил можно отметить три отечественные модели. Это бензопилы Пермского «Машзавода», и все три модели пользуются вполне заслуженной репутацией. «Дружба» была наиболее распространенной маркой бензопилы до широкого появления на нашем рынке импортных моделей, «Тайга» заслужила известность за самый низкий уровень вибрации на рукоятках управления, а «Урал» отличается самой высокой мощностью двигателя.
Модель | N, | Длина шины, | Цепь, дюймы | Объем цилиндра, куб. см |
кВт/л. с. | см | |||
Homelite CS 5020 / 1300 | 2,45/3,6 | 50 | 0,325" | 50 |
Efco 162 | 3,5/4,7 | 41-51 | 0,325", 3/8 | 61,5 |
Husqvarna 257 | 2,7/3,7 | 33-50 | 0,325", 3/8 | 56,5 |
Husqvarna 262 XP | 3,4/4,7 | 33-50 | 0,325", 3/8 | 61,5 |
Oleo-Mac 965 HD | 3,2/4,4 | 46 | 03.авг | 63,4 |
Oleo-Mac 970 | 3,8/5,1 | 46-64 | 0,325", 3/8 | 70,8 |
Дружба-4А | 3,0/4,0 | 46 | 0,404" | 94 |
Урал-2ТЭ | 3,68/5,0 | 46 | 0,404" | 94 |
Тайга 245 | 2,6/3,5 | 40 | 03.авг | 45 |
По таблицам видно, что рабочий объем цилиндра двухтактного двигателя от бытовых к профессиональным моделям увеличивается незначительно. Долговечность деталей цилиндропоршневой группы таких двигателей очень высока - в Сибири, по отзывам лесорубов, еще можно встретить шведские бензопилы выпуска 1986 года, которые активно используются, несмотря на преклонный возраст. Еще бытовые и профессиональные модели отличаются пильными гарнитурами. В пильной гарнитуре основные элементы, определяющие свойства пилы - это шина и цепь. На бытовых бензопилах устанавливают узкие плоские шины, рассчитанные на неквалифицированных пользователей, или облегченные шины из двух металлических пластин с пластиковым заполнением пространства между пластинами для облегчения инструмента.
На бензопилы для тяжелых работ ставят широкие шины, нередко с заменяемыми головками для обеспечения длительной напряженной эксплуатации. По шине движется (скользит) втулочно-роликовая цепь с режущими зубьями, и главное в этой цепи - величина шага. В международном масштабе стандартизованы для цепей цепных пил три размера шага - 0,325 дюйма, 0,375 дюйма и 0,404 дюйма. Чтобы не путаться в цифрах самых ходовых размеров, принято обозначать величину шага следующим образом - 0,325 дюйма, 3/8 дюйма и 0,404 дюйма, поскольку дробь десятичную и дробь простую спутать сложнее. Шаг цепи влияет на особенности распила - чем больше эта величина, тем активнее зубья вгрызаются в материал и тем большая мощность для этого требуется. Именно поэтому у более мощных бензопил шаг цепи обычно равен 3/8 (или даже 0,404 дюйма). Но как видно из таблиц, даже на мощных бензопилах встречается цепь с шагом 0,325 дюйма.
Большую роль играет профиль зубьев. Для непрофессиональной работы обычно используются «низкопрофильные» цепи - они при малой вибрации дают чистый распил, но обладают малой производительностью. Для профессиональной работы и тяжелых условий используют «высокопрофильные» цепи - у них зубья крупнее, выше производительность, но при работе такие цепи характеризуются высокой степенью вибрации. Нередко цепи для тяжелых условий работы снабжают зубьями с твердосплавными пластинками или со специальным профилем зубьев с закалкой.
Для снижения уровня вибрации используется особая форма цепи и между шиной и цепью образуется небольшой зазор, выполняющий роль амортизатора - этот зазор не позволяет зубьям цепи заклиниваться между шиной и распиливаемой древесиной. Этот прием, разработанный фирмой «Oregon», позволяет снизить удары от таких микрозаклиниваний, понизить уровень вибрации и облегчить работу пилой. Пильная цепь требует постоянной смазки, и на цепных пилах устанавливают емкости для смазки и насосы для подачи масла к цепи. Для улучшения условий смазки разработана даже специальная форма соединительных звеньев с внутренними полостями («LubriLink»). Эти маленькие резервуары удерживают смазку и не дают ей вытекать под действием центробежных сил при огибании цепью звездочек.
Самой опасной ситуацией для цепной пилы считается возникновение обратного удара - резкого отброса пилы в сторону работающего. Обратный удар возникает при соприкосновении конца пильной шины с распиливаемой поверхностью. При обратном ударе для предотвращения травмы необходимо очень быстро остановить движение цепи. В этой ситуации у современных цепных пил включается аварийный тормоз, останавливающий движение цепи за 0,1 секунды и срабатывающий от щитка у левой руки работающего. Перед запуском пилы щиток переводится в заднее положение, а при обратном ударе рука работающего упирается в щиток, смещает его и таким образом приводит в действие тормоз. На некоторых моделях защитный щиток и тормоз срабатывают от сил инерции в момент обратного удара при резком подъеме конца пилы или даже просто от резкого перемещения пилы в любом направлении. Из перечисленных в таблицах моделей бензопил только бензопила «Дружба» не имеет такого тормоза.
Для исключения возможности возникновения обратного удара некоторые модели бензопил оборудуются специальными защитными секторами на конце пилы, закрывающими цепь и не дающими возможность пилить концом пилы и возникнуть обратному удару. Но, как оказывается, обратный удар не везде считается опасным. Так, шведские стандарты безопасности допускают возможность работы концом пилы, и это считается безопасным при наличии у пильщика соответствующих профессиональных навыков. Шведские лесорубы врезаются в ствол дерева именно концом пилы и делают им кольцевой надрез, а уже затем углубляют его. Такой прием валки леса позволяет спилить дерево в два раза толще длины шины пилы, но и требует при этом весьма высокой квалификации (и физической силы).
Другая опасная ситуация в процессе работы цепной пилой - обрыв цепи. Для исключения травм разорванной цепью устанавливают специальные цепеуловители и защитные щитки для правой руки. Самый совершенный цепеуловитель - это узкая полоса из металла или пластика, заставляющая оборванную цепь складываться вдвое (так она не достанет до рук работающего).
Цепеуловитель - деталь одноразового применения, и после разрыва цепи и ее улавливания цепеуловитель необходимо заменить. Обрыв цепи часто происходит при заклинивании цепи, и при этом в качестве предохранительного механизма срабатывает сцепление, выполняющее роль муфты предельного момента.
Работа бензопилы сопровождается сильным шумом и вибрацией. Для снижения вредного воздействия шума рекомендуется работать в защитных наушниках, а для защиты от вибрации используются антивибрационные накладки и вставки. Наиболее эффективная система виброзащиты - разделение всего устройства на две массивные части. При этом рукоятки управления соединены с топливным баком в один жесткий блок, а к двигателю с пильной гарнитурой этот блок крепится через виброзащитные элементы.
По сравнению с электропилами бензопилы требуют более тщательного ухода. Топливом для двухтактных двигателей внутреннего сгорания является смесь бензина с маслом в пропорции примерно 50:1. Количество масла в смеси сильно зависит от конструкции двигателя и даже от качества воздушного фильтра. Так, на отечественных бензопилах типа «Дружба» установлен крупноячеистый воздушный фильтр, не отличающийся высокой эффективностью очистки воздуха от примесей, и количество масла в смеси рекомендуется повышенное - примерно 20:1 и даже 15:1. Сорт топлива и масла указывается в инструкции, а применение случайного топлива или масла резко снижает срок службы двигателя. В частности, многие фирмы-изготовители бензопил не допускают использования моторного автомобильного масла. У бензопилы и двигателя есть особенности эксплуатации, позволяющие продлить срок службы инструмента. Запускать пилу можно только после регулировки всех узлов, иначе можно сжечь сцепление. Новую пилу необходимо обкатать вхолостую на малых оборотах в течение примерно 45 минут, после чего необходимо проверить натяжение цепи и подтянуть ее. После обкатки на холостом ходу пилу обкатывают при малой нагрузке - на мягком дереве и неглубоких пропилах.
Каждую новую цепь или шину обкатывают как минимум несколько минут для притирки деталей, распределения масла по зазорам и вытяжения цепи.
После работы зубья пилы необходимо очищать от грязи и опилок, устранять заусенцы, а также затачивать.
При длительных перерывах в работе советуют снимать цепь и хранить ее в емкости с маслом.
Для продления срока службы шины рекомендуется переворачивать ее через несколько часов работы - это обеспечивает более равномерный износ шины. Поскольку срок службы шины превышает срок службы цепи примерно в три раза, то советуют для каждой шины использовать три цепи, меняя их поочередно. В зимнее время рекомендуется регулятор подачи масла устанавливать на максимум, что предохранит цепь от разрыва.
Использовать новую цепь со старой шиной не рекомендуется, так как износ шины приводит к изменению ее геометрии, что может привести к разрыву новой цепи.
Необходимо периодически очищать ребра цилиндра, крышки картера и лопасти вентилятора двигателя от грязи, иначе возможен перегрев двигателя.
Необходимо периодически очищать от загрязнений воздушный фильтр или менять его, так как при загрязнении фильтра изменяется состав смеси и падает мощность. Зимой рекомендуется всегда иметь в запасе сухой и чистый фильтр для замены фильтра на пиле, который может покрываться льдом от конденсата.
Не рекомендуется использовать для составления рабочей смеси моторные автомобильные масла, усиливающие износ деталей цилиндропоршневой группы.
При низком качестве бензина рекомендуется увеличивать количество масла в смеси - некоторые фирмы указывают, что можно увеличивать соотношение до 33:1.
Работа с бензопилой связана с опасностью травм глаз и кожных покровов, поэтому работать необходимо в защитных очках и в перчатках, а при работах с деревьями требуется защитная каска (на многих моделях это указывается в виде соответствующих пиктограмм).
Газон - зеленая лужайка, требующая постоянного и квалифицированного ухода.
Стрижку травы на газоне производят с помощью триммеров и газонокосилок. Триммеры не могут обеспечивать точности по высоте оставшейся травы, но весьма мобильны и способны выкашивать траву из любого неудобного места. Газонокосилки движутся на колесах, и поэтому стригут траву точно на заданной высоте, но любая неровность в 50 мм воспринимается газонокосилкой как непреодолимая яма.
Бензомоторная роторная газонокосилка отличается от электрической роторной газонокосилки только приводом. Но бензокосилки отличаются от других устройств с бензоприводом еще и тем, что для их привода используются почти исключительно 4-тактные двигатели внутреннего сгорания. Причиной использования сравнительно тяжелых 4-тактных двигателей является их большая экономичность и более чистый выхлоп по сравнению с 2-тактными, хотя в любом случае газонокосилка с электроприводом значительно экологичнее у нее вообще нет выхлопа. На выхлопной линии современных бензокосилок уже устанавливают каталитические фильтры, снижающие токсичность выхлопных газов.
Бензокосилки, как и косилки с электроприводом, чаще всего несамоходные, их необходимо возить по газону, но поскольку мощность двигателя позволяет, то появляются и самоходные модели, движение которых нужно только направлять. Внешне бензокосилка мало отличается от косилки с электроприводом - поэтому бензокосилку с травосборником издали легко спутать с подобной электрической косилкой. Но большее распространение получили роторные бензокосилки без травосборника.
Бензокосилки оборудуются вращающимися ножами -2-й 4-лопастными, но обороты на шпинделе бензокосилки меньше, чем у косилки с электроприводом, и составляют 3000-3500 об/мин. Запас мощности привода на бензокосилках используется для выполнения дополнительных функций - мульчирования, аэрации и самоходности. Мульчирование - операция по подкормке газона. Мелкая трава после газонокосилки рассеивается и становится после перегнивания ценным биологическим удобрением. Но неудобством метода мульчирования является то, что влажную траву для этого использовать нельзя - она гниет медленно, и на ней заводится плесень. Поэтому газонокосилки с функцией мульчирования снабжают специальным волнистым ножом, который перерезает траву в нескольких местах, а вентилятор несколько подсушивает скошенную мелочь перед ее выбросом на почву.
Аэрация газона - важная операция по омоложению газона, постепенно засоряющегося сухой травой. Земля, засоренная сухой мелочью, покрывается мхом, отсыревает и постепенно покрывается плесенью. Причиной такого загнивания является отсутствие поступления воздуха к корням травы, и газонокосилка с функцией аэрации очищает почву. Для этого на газонокосилке устанавливают вращающийся барабан с тонкими упругими спицами, которые при вращении прочесывают траву, удаляют мусор, прореживают спутавшиеся травинки и обеспечивают приток воздуха к почве. Часть моделей бензоприводных газонокосилок - самоходные, с переменной скоростью передвижения в диапазоне от 2 до 5 км/ч. Многофункциональные бензоприводные газонокосилки обычно обладают несколькими режимами работы - простая стрижка газона с переменной высотой среза; стрижка с использованием травосборника или выбросом срезанной травы назад («DuoClip»); или стрижка и сбор срезанной травы в травосборник, выброс ее назад и мульчирование («TrioClip»).
Для большего удобства на двигателе внутреннего сгорания многих моделей устанавливают электростартер. Травосборник - обязательная принадлежность бытовых бензогазонокосилок, но далеко не все мощные бензогазонокосилки оборудуют травосборниками в виде закрытой емкости из пластика, так как при высокой производительности косилки травосборник полностью забивается скошенной травой за несколько минут.
Характеристики некоторых моделей бензоприводных газонокосилок приведены в таблице 1.
Газонокосилки на воздушной подушке - модели уникальные, единственные конструкции, которые могут работать на любых склонах (как и электрические), и единственные, оборудованные 2-тактным двигателем так как 4-тактный двигатель не выдерживает сильного наклона. Визуально газонокосилка на воздушной подушке выглядит несколько странно - у нее нет колес, но именно отсутствие колес делает ее необычайно подвижной, так как ее можно двигать в любом направлении.
Высота стрижки у газонокосилок с бензоприводом регулируется чаще всего ступенчато, но на практике такая регулировка требуется очень редко, поскольку обычно высоту среза для данного газона устанавливают один раз.
Последняя графа таблицы 1 - рекомендуемая площадь участка с газоном, для которого данная модель наиболее экономична. Величина эта сугубо ориентировочная, но неплохо характеризует производительность моделей. А для больших участков выпускаются роторные газонокосилки под названием самоходный бензомоторный трактор, которому под силу быстро скосить траву на газоне площадью 10-20 соток.
При этом такая газонокосилка оборудована уютным сиденьем и управляется рулем автомобильного типа. Профессиональные модели «MTD-Yardman», «Gianni Ferrari Top Green Special», «Oleo-Mac Marathon» и другие аналогичные модели за один проход скашивают полосу шириной от 70 до 100 см при скорости до 10 км/ч. Для обеспечения такой большой величины ширины захвата устанавливают два вращающихся 2-лопастных ножа, высота которых регулируется плавно при нижней границе всего 10 мм. Такая малая высота обуславливает высокую чувствительность к неровностям, и даже съезжать при неработающих ножах с тротуара следует по трапу. Зато такие бензомоторные тракторы очень маневренны - радиус разворота составляет 60 см.
Бензомоторные газонокосилки сложнее ручных и электрических и требуют довольно тщательного ухода, в особенности уход требуется за двигателем внутреннего сгорания и трансмиссией, но если у вас около дома английский или спортивный газон...
Модель | Л.с. | Ширина, | Высота, см регулировка | Площадь газона, кв. м |
см | ||||
Husqvarna Royal 49 S*** | 5,5 | 48 | 17-60 (7 ст.) | 1500 |
Husqvarna Royal 49 SC | 5,5 | 48 | 17-60 (7 ст.) | 1500 |
Gardena «Hettrick» HB40** | 2,8 | 40 | 30-80 | 800 |
Einhell Royal AM 50S** | 4 | 50 | 38-85 (8 ст.) | 1500 |
Mega 4720 XAS | 3,5 | 45,5 | 25-65 (5 ст.) | 1300 |
Mega 4720 XST** | 4 | 45,5 | 25-65 (8 ст.) | 1300 |
Jonsered 600 S | 3,5 | 50 | 35-90 (5 ст.) | 1500 |
Jonsered 600 SD | 4 | 55 | 25-100 (7 ст.) | 1500 |
Husqvarna Jet 50 | 3,5 | 51 | 15-70 (5 ст.) | 1400 |
Husqvarna Jet 50 R | 3,5 | 51 | 19-75 (5 ст.) | 1400 |
Husqvarna Jet 55 S | 5 | 55 | 24-101 (7 ст.) | 1800 |
Husqvarna HVT-40 **** | 1,4 | 40 | 30-70 (4 ст.) | н. д. |
Honda HRG 415c | 4 | 41 | 30-75 (5 ст.) | 1500 |
Honda HRG 465cS * | 4 | 46 | 30-75 (5 ст.) | 1500 |
Oleo-Mac G47 | 3,8 | 46 | 25-75 (9 ст.) | 1200 |
Oleo-Mac G53 TX | 5 | 51 | 25-75 (9 ст.) | 2000 |
Efco LR 53 PBX | 5 | 51 | 20-75 (5 ст.) | 1800 |
Efco LR 47 PBQ | 4 | 46 | 25-75 (9 ст.) | 1500 |
Примечания:
* - самоходная модель,
** - с возможностью мульчирования,
*** - с возможностью аэрации,
**** - модель на воздушной подушке.
Увеличение мощности двигателя расширяет возможности бензокосилок, и они плавно переходят в другие классы приводных устройств для садово-огородных работ - мотокультиваторы, мотоблоки (и даже в легкие тракторы).
Бензопилы различных фирм производителей и
запчасти к ним вы можете подобрать и
купить у нас.
Читать другие статьи по теме Садовая техника
Источник материала : открытые источники
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.