Олег ДОЛЯ,
Павлодар, Казахстан,
иллюстрации автора
Сохранившийся техпаспорт 1950 года.
Одноцилиндровый двигатель мотоцикла при рабочем объеме 340 см3 развивал максимальную мощность 14 л.с, то есть его «литровая» мощность составляла бы 41 л.с./л - совсем неплохо по тем временам. Мотор обладал очень гибкой характеристикой крутящего момента. Надежная, по сравнению с цепной, передача валом не требовала частого обслуживания. Воздушный фильтр, напоминающий современные фильтры нулевого сопротивления, изготовлен из металлической сетки специального профиля Delbag, ее необходимо было периодически промывать и покрывать тонким слоем масла. На передке хотя и короткоходная, но телескопическая вилка (правда, без гидроамортизации). По тем временам - более чем приличный набор для такого класса техники! Единственный недостаток - жесткая задняя подвеска: из-за нее иногда не выдерживала тряски и лопалась рама. Впрочем, подрессоривание заднего колеса тогда только-только входило в обиход.
Итак, машинка пришлась военным ко двору. Пехотинцы Вермахта с удовольствием оседлали легкий, безотказный аппарат. Полиция, фельдъегерская служба, медсанбаты и другие подразделения, нуждавшиеся в быстрой, маневренной технике для обслуживания тыла, также проявили к ней интерес.
Вот где и каким находят EMW R35.
Оценили R35 и... в Красной Армии - советские военные от такого трофея не отказывались! И гражданские тоже: по сей день ходят легенды о том, как в деревнях на «тридцатипятках» вспахивали огороды, причем, надо заметить, одометры некоторых машин показывали пробег 100 000 км.
После войны нужда в таком мотоцикле не отпала, и уже в 1945 году в Айзенахе (который оказался в советской зоне оккупации) возобновили производство R35, продолжали его 10 лет и выпустили еще 80 000 машин. Львиная доля этих мотоциклов шла в СССР в счет поставок по репарациям. Со временем в эмблеме синий цвет секторов поменяли на пролетарский красный, буквы BMW - на EMW (от Eisenach - Айзенах). Немецкие инженеры провели несколько модернизаций мотоцикла. Переднюю вилку оснастили гидроамортизацией, рычаг переключения передач перекочевал под левую ногу водителя. Изменились электрооборудование и система питания (устанавливали новый карбюратор), даже обода колес и крылья меняли форму. На раме появились элементы, позволявшие крепить боковой прицеп. Наконец, машину избавили от главного ее недостатка: вместо жесткой подвески применили свечную - как на хорошо нам известном М-72. До той поры задницу водителя спасали лишь две железные пружины под сиденьем, под весом седока растягивавшиеся по обе стороны рамы. Интересный факт: до 1980 года на мотоцикл можно было заказать практически любую запчасть через «Посылторг».
До сих пор в некоторых гаражах можно обнаружить залежи смазанных солидолом «железяк».
Эмблема BMW R35......и EMW R35.
Заметили, судьба мотоцикла в чем-то сходна с судьбой «народного автомобиля» - VW Kafer («Жук»)? И он вполне заслуживает именоваться «народным» - за всеобщее признание. Не только в Германии, но и на всем постсоветском пространстве.
История R35 схожа с историями тысяч других мотоциклов, оказавшихся после Второй мировой на территории бывшей «одной шестой». Зачастую судьба немилосердно обходилась с этими машинами: заброшенные великолепные аппараты умирали на свалках, огородах или в пунктах «Вторчермета». К счастью, модель выпускали в таких объемах, что специализированные издания до сих пор пестрят объявлениями о покупке-продаже BMW R35 и запчастей к ним. Многих реставраторов и коллекционеров старинной техники машинка вдохновила на основательное собирательство. Нынче чаще встречаются экземпляры послевоенного производства, довоенные - уже раритеты. Увы, на многих мотоциклах нет «родных» колес, главной передачи, фонарей и руля... Еще реже попадаются BMW R35 с документами. Но при изрядной доле везения можно отыскать уникум даже с номерными знаками 50-х годов.
Наследник из ГДР - BMW R35 образца 1950 года.
ТЕХНИЧЕСКАЯ XAPAKTEРИСТИКА |
||
---|---|---|
Модель |
BMW R35 |
EMW R35/3 |
Год выпуска |
1937 |
1952 |
Сухая масса, кг |
155 |
165 |
База, мм |
1300 |
1400 |
Объем бензобака, л |
12 |
12,5 |
Макс. скорость, км/ч |
100 |
105 |
Двигатель |
1-цилиндровый, 4-тактный |
|
ГРМ |
OHV |
OHV |
Рабочий объем, см3 |
340 |
340 |
Размерность, мм |
72x84 |
72x84 |
Макс. мощность, л.с.-об/мин |
14/4500 |
14/5200 |
Коробка передач |
4-ступенчатая |
4-ступенчатая |
Рама |
штампованная, сварная |
|
Передняя вилка |
телескопическая |
|
Задняя подвеска |
жесткая |
свечная |
Тормоза |
барабанные |
барабанные |
Размер шин |
3,50-19 |
3,50-19 |
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.