Пол «G.P.» ГАРСОН,
США, фото автора
Эти мотоциклы не для каждого. Чтобы их любить, надо быть человеком особой породы - лавердистом.
Иные журналисты в 70-х годах характеризовали мотоциклы итальянской марки Laverda как слишком капризные. Думаю, эти иные - снобы, им все равно кого или что поносить - лишь бы выпендриться. Я же считаю, что эти машины выносливы, как трактора. Что объяснимо, ведь главная специализация компании - производство сельхозтехники. Даже сегодня аппараты, которым под сорок, исправно возят хозяев, в том числе в странствиях.
Laverda SFC разгонялась до 215 км/ч, весила она 223 кг. Ее окрашивали в оранжевый цвет - чтобы была заметнее в ночных гонках.
Владельцы мотоциклов этой марки - люди какие-то особенные. Такие, как Алан Чок, инженер-электрик из Лос-Анджелеса. Когда-то он коллекционировал и реставрировал Ducati. Казалось бы!.. Но в один прекрасный день переключился на Laverda. У него целый табунчик итальянских кобылок. Laverda RGS 1984 года, ее Алан купил новой, затем Jota 1981 года, SFC 1974-го, а недавно пополнила коллекцию Laverda 750F2 1973 года.
Именно RGS (что расшифровывается как Real Gran Sport - нечто вроде «спорт для этой жизни») служит байком на каждый день: Алан накатал на нем почти 18 000 км. Еще бы: это едва ли не единственная Laverda, к которой хоть в какой-то мере применимо понятие «комфорт». Мотоцикл оборудован приличным обтекателем, багажными кофрами и - приятная мелочь - заправочной горловиной автомобильного типа (под лючком). Плюс мощный 1000-кубовый 3-цилиндровый двигатель. В этот мотор Алан вживил распредвалы от модели 4С да новый реле-регулятор - вот и все замены более чем за 20 лет.
Алан Чок собирал свою коллекцию более 30 лет.
Но самый харизматичный (хотя и самый неудобный для водителя) в коллекции - SFC 1974 года. Он достался Алану в виде оплавленного сгустка пластика и стали: «Когда я узнал, что продается какая-то редкая Laverda, связался с владельцем. Им оказался пижон, разъезжающий на чоппере, он даже не понимал, что за ценность в его в руках. Правда, в том виде, в каком пребывал аппарат, его никто не оценил бы: машина была сгоревшей. Пожар случился так: мотор вибрировал настолько сильно, что стеклопластиковый бак треснул, бензин пролился прямо на горячий двигатель и... Чтобы реставрировать мотоцикл, мне пришлось купить еще полдюжины Laverda».
Алан, кроме прочего, установил на SFC немецкое электронное зажигание: «С начала 70-х Laverda комплектовали электрикой от Bosch, лучшей в то время. Но какие же огромные эти стартер и генератор - ведь они такие же, как и на автомобилях Volkswagen! Эти мощные агрегаты итальянцы выбрали потому, что их дорожные мотоциклы являлись версиями машин для многочасовых соревнований на выносливость. А тем требовался мощный генератор, чтобы освещать трассу во время ночных гонок, а также и стартер, потому что субтильные итальянские гонщики просто не смогли бы провернуть мотор киком. Зато как выносливы аппараты! В этом отношении они схожи с BMW!»
Эту Laverda RGS Алан купил новой в 1984 году, для него это транспорт на каждый день - откатал на ней 18 000 км.
Спрашиваю Алана, а каково ездить на Laverda SFC? Тот чуть не смеется: «Пытка! Я даже не могу как следует пристроить ноги на подножках, ведь он проектировался в расчете на итальянских гонщиков - стройных, как игла. Такие мотоциклы в Европе покупали гонщики-любители, отсюда его обычное оснащение - глушители-мегафоны, руль типа clip-on да тахометр. А уж как он вибрирует... Взгляд невозможно сфокусировать!»
Мотолюбители во всем мире превосходно знают итальянские марки Ducati, Moto Guzzi, MV Agusta, Aprilia. Laverda им известна куда хуже. Доходит до парадокса: по словам Алана, в Европе Laverda более популярна в Голландии, Германии или Англии, нежели в самой Италии. На дорогах Апеннинского полуострова вы их не увидите, уж не знаю почему. А вот в Великобритании клуб Laverda объединяет около тысячи владельцев. Не в Италии, а у одного голландского парня самая большая в мире коллекция Laverda - больше сотни машин!
Багажные кофры весьма своеобразной формы.
И вопрос напоследок: как относятся соседи Алана к его шумному байку? Тот смеется: «Стараюсь не заводить его рано утром».
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.