Александр ЯКИМЕНКО,
г. Никополь, Украина,
фото Юрия ГОРОБЦА
Уже был дядькой (мне исполнилось 33 года), когда купил мопед «Рига». А повел себя как дитя неразумное - решил «подкачать ему мускулов».
На рынке подвернулся мотор от Jawa-50, так я воткнул его в раму своего мопеда - ну, думаю!.. Ездил быстро - разгонялся до 70 км/ч, но недолго - отвалилась рулевая колонка... Сам виноват: мне ли - тому, кто разработал и собрал свой малогабаритный фрезерно-сверлильно-токарный станок, не знать, что все узлы и агрегаты в механизме должны быть сбалансированными. Делаю акцент на слове «все». «Ригу» не переделывать нужно - перестраивать, если хочу увидеть такой, какой она мне нужна.
Мотор в самодельной раме.
А нужен не просто быстро ездящий мопед, а эндуро. Что влечет выполнение строго определенных требований. Первым делом изготовил новую раму. Заднюю подвеску соорудил с моноамортизатором. Эксперимент с агрегатом от хвостового колеса самолета-«кукурузника» АН-2 закончился крахом: узел едва «дождался» конца сезона и потек - мопедные нагрузки оказались больше самолетных.
В старом журнале «За рулем» обнаружил эскиз и описание гидропневматического амортизатора для кроссовых мотоциклов CZ. Но чтобы изготовить представленную в журнале простую, на первый взгляд, конструкцию, пришлось рассчитать все детали, уплотнения, подобрать материалы, «сочинить» технологию сборки. Корпус изготовил из титановой трубы с толщиной стенки 2,0 мм. В нее плотно запрессовал бронзовую гильзу (стенка 1,2 мм) и притиром придал ее внутренней поверхности идеальную цилиндрическую форму. В гильзу по скользящей посадке вставил стальной хромированный стакан (стенка 2,0 мм). В торце стакана - перепускной тарельчатый клапан. Масло залил фреоновое, а в качестве упругого элемента использовал азот под давлением 28 атмосфер.
Вариант облицовки 2001 года.
Амортизатор исправно работает уже несколько лет. Раз в два года меняю масло и, если надо, уплотнительные кольца. И все! У подвески идеальная для езды логарифмическая характеристика... Удача вдохновила, и я изготовил по тому же принципу и переднюю вилку.
Если до начала моей великой перестройки подвеска и рама не соответствовали уровню мотора (это я продолжаю тему о сбалансированности составляющих машины), то теперь уже двигатель превратился в безнадежно отставший. Адекватный искал долго, потому несказанно обрадовался, когда на рынке обнаружил порядком «убитый» агрегат жидкостного охлаждения от легкого эндуро Yamaha DT80LC. Пусть без карбюратора, резонатора и радиатора, зато всего за $100.
Самодельные тормоза: А и В - главный и рабочий тормозные цилиндры переднего тормоза; С и D - главный и рабочий тормозные цилиндры заднего тормоза.
Попытался «примостить» двигатель в старую раму, а он, паршивец, не влезает... Приколол к стене два листа ватмана и вычертил в натуральную величину новый двигатель, а вокруг него новую раму. Она, рама, твердо решил, будет из высокопрочной нержавеющей стали. Сталь-то я раздобыл, но как сваривать детали? Ни аппарата, ни навыков...
Не боги горшки лепят: соорудил сварочный трансформатор, изготовил горелку. Нашел маленькие, 3-литровые баллоны и редуктор. Варить в среде аргона совсем не просто, но научился, и качество швов получил нормальное.
Для новой рамы изготовил и новый задний маятник. Рама получилась объемной: две силовые трубы проходят с наружной стороны бензобака. И тогда пришлось задуматься о баке соответствующей формы и большего объема (двигатель ведь довольно прожорлив - не мопедный).
Узнал, что топливные баки дельтапланов изготавливают из стеклоткани с эпоксидной смолой. Почему такими же не могут быть мотоциклетные?.. Научился обращаться с гипсом, и через полтора месяца матрица бензобака была готова. На нее, покрытую воском, наклеил пять слоев стеклоткани. В качестве пластификатора использовал ацетон. Из нержавеющей стали изготовил для бака заливную горловину и два резьбовых фланца - для краника и датчика уровня топлива. Когда эпоксидка затвердела, разрезал оболочку, вытащил гипс. Зашкурил внутреннюю поверхность половинок будущего бака и, закрепив на нем горловину и фланцы, покрыл внутреннюю поверхность эпоксидной смолой с алюминиевой пудрой. Половинки склеил и перекрыл шов еще пятью слоями стеклоткани. Между ними проложил полосу медной фольги - чтобы она снимала статическое электричество, подпаял к ней заливную горловину и фланец краника. Бак получился легким и очень прочным. И никакой ржавчины внутри!
Прошлой зимой, воодушевленный удачей в первом опыте ваяния, соорудил из стеклопластика всю облицовку мотоцикла. Модели деталей из гипса (в натуральную величину) закрепил на раме, подогнал по месту. По ним изготовил обратные гипсовые формы, в них и укладывал стеклоткань.
Во время «перекуров» голове и рукам не давал передыха - разработал и собрал блок цифровой индикации уровня топлива, температуры в двигателе и номера включенной передачи. Во всех трех схемах использовал принцип программируемой памяти (на микросхеме К155РЕЗ). К ней подключил светодиодные индикаторы. Принцип работы датчика номера включенной передачи тот же, что и у датчика «нейтрали» на обычных мотоциклах - шесть таких же контактов поочерёдно замыкаются на «массу». Этот переключатель подключен к диодному дешифратору и запрограммированной К155РЕЗ. Деталей - минимум, а надежности - максимум.
Схема датчика уровня топлива примерно та же, но датчик другой. Поплавок с магнитом перемещается по вертикальной трубке, установленной внутри бака. Внутри трубки вставлена полоска стеклотекстолита, к ней припаяны 14 герконов и 28 диодов. Шаг измерения - 1 литр (а всего в баке помещается 14,7 литра бензина).
Радиатор охлаждения двигателя - это половинка радиатора печки «Москвича 2141». Как ни эффективно он работает, в жаркую погоду все равно нужно контролировать температуру. Для этого из терморезистора ММТ (1,5 кОм) изготовил датчик. Его сигнал поступает к паре микросхем - К561ЛН2 и К155РЕЗ. Шаг измерения температуры - 10°С (от минимума 30° до максимума - 90°). При перегреве выше максимума знак «°С» начинает мигать.
Источник материала : журнал "МОТО"
Мы предлагаем широкий ассортимент товаров для спорта и активного образа жизни, а также профессиональную помощь в подборе и консультации.